Как я был в раю! Жизнь после смерти в раю Что живу в раю

Удивительные исповеди получает порой наш журнал. Многие письма повествуют о пережитом опыте встреч с необычным, чудесным, неизведанным, необъяснимым. Один из таких глубоко личных рассказов пришел по почте от женщины, не пожелавшей назвать своего точного адреса. Действительно ли всё описанное происходило на самом деле? Но если это так, мы обязаны зафиксировать факт. Пройдут годы, может, десятилетия – и, кто знает, накопленные факты вдруг найдут и своё подтверждение, и научное объяснение.
Когда-нибудь наука или подтвердит, или опровергнет истинность этого пугающего рассказа

Шёл 1943 год. Военное лихолетье. Курская область. Мне 13 лет. Наш дом стоял на окраине и чудом уцелел. Мама, младшая сестричка и я спали на топчане. Зима. Стена холодная. Я ложилась на левый бок, укрывалась одеялом с головой и начинала глубоко и часто дышать, чтобы согреться… В голове кружилось, в теле появлялась приятная лёгкость, и мне казалось, я лечу по тёмному тоннелю головой вперёд. Было состояние блаженства, и холод не ощущался.

Однажды я увидала огонёк в конце тоннеля. Долетела и… открылось огромное пространство. Стало очень светло, но солнца я не видела.

Передо мной был город. Большой он или нет – не знаю. Я стояла на окраине. Улицы широкие, дома двух- и трёхэтажные, светлые, с бледно-малиновым оттенком, окна большие. Деревья по сторонам сверкали, как инеем покрытые. Транспорта, женщин, детей я не видела. Вдоль улицы по двое – по трое медленно прохаживались, чтото обсуждая, мужчины в светлых одеждах вроде римских тог. Звучала тихая мелодичная музыка. Не помню, сколько я «простояла» заворожённая...

Сестричка растолкала – вставать надо! Всё тело так кололо иголками, как будто затекла нога. Но мой интерес к полётам не пропал. Потом я научилась регулировать и останавливать их. Всё хотела опять попасть в этот город. Но летом работала в колхозе и уставала так, что сразу засыпала. Осенью ночи стали длиннее, и я решилась.

…И вот я уже у входа в какой-то огромный тоннель. Вход очень широкий, почти во весь горизонт. Со всех сторон к нему двигались колонны людей-теней. И меня втянуло в него. По обе стороны располагались большие ниши-арки, и люди сразу расходились: кто направо, кто налево. Пол был немного скошен: слева ниже, справа выше.

Я растерялась. Увидав огонёк, полетела на него, сквозь людей или они сквозь меня. Людей становилось всё меньше, света – всё больше.

Вдруг пространство расступилось, и я увидела чудесный сад. Листья на деревьях и кустарниках были как зимние узоры на окошках. Толпы народа сюда не доходили. Затем я увидела красивых девушек в светлых платьях, они ходили по саду и что-то поправляли… Я подошла, но одна девушка тотчас спросила меня, почему я не работаю. Спрашиваю: «А куда я попала?» – «В рай».

И всё же я переспросила её, что делают девушки. Оказалось, я попала в ту часть рая, где пестуют души убиенных детей, родившихся и не родившихся. Она объяснила мне, что в раннем детстве я несколько раз была на пороге смерти. И она каждый раз мне помогала. Это она посветила мне, когда я бродила по огромному тоннелю.

Подошла другая красавица в сверкающем платье, сказала, что грехов на мне нет, поэтому я могу остаться у них навсегда. Но я ответила, что не могу сейчас бросить маму и сестричку.

И… тотчас оказалась во тьме. Почувствовала, как меня взяла за руку первая девушка: «Правильно сделала, – похвалила меня она, – твоё время ещё не пришло. Ты будешь жить долго, и у тебя будет большая семья». И вышло всё, как она напророчила. А полёты она мне строго-настрого запретила: оказывается, в это время я каждый раз умирала!

Я навсегда прекратила полёты. Но связь с той девушкой осталась: она оказалась моей старшей сестричкой, умершей в детстве за три года до моего рождения. Она наблюдала за нашей семьёй, особенно за мной – дерзкой, непослушной. Была как бы моим ангелом-хранителем. Я стала постоянно ощущать её присутствие и даже научилась с ней разговаривать. Первое, что спросила:

«Что люди делают в раю?»

«Первое время отдыхают от суеты, очищают души, потом занимаются любимыми делами. Художники рисуют, поэты пишут стихи, композиторы – музыку. И всё это они стараются донести до землян. Говорят, что их посещает Муза – но только тех, кто трудится по совести. Остальных облюбовали тёмные силы, и их творения быстро предаются забвению».

«А рай большой?»

«Безмерный. Как и всё в мире».

«Правда ли говорят церковники, что мы все – гости на Земле? И после смерти уйдём на небеса?»

«Коренные земляне, умирая, остаются на Земле. Их души никуда не улетают. После смерти душа человека устремляется туда, где он родился. Землянам надо оберегать свой дом – нашу планету. Ни на каких «небесах» мы никому не нужны. Вы сами должны превращать свою Землю, свой дом в рай, а вы, обезумев, уничтожаете их. Особенно обезумели россияне».

«А что за город я видела первый раз?»

«Это город великих учёных, профессионалов, про которых говорят: «талант от Бога», «их поцеловал Бог». Они обладают великими знаниями и стараются делиться ими с людьми, помогать студентам, что-то подсказывают».

«Там собраны все земные знания, но они недоступны для тёмных сил, недобросовестных и алчных людей. Эти учёные надеются, что когда-нибудь народ поумнеет и знания пригодятся. Но сейчас они ещё не востребованы. Для личной выгоды великие знания не даются».

«А что это за чёрный тоннель, по которому я летела?»

«Никуда ты не летала, а лежала под одеялом и задыхалась. Похоже, у тебя останавливалось сердце. Душа покидала тело и летала-разгуливала по всем твоим жизням. Отсюда и сны, в которых часто даются предупреждения, предсказания. Чёрный коридор – переход из одного мира в другой».

«А большой тоннель?»

«А вот это уже серьёзно. Это вход к вечному месту пребывания».

«Почему там пол скошен?»

«Правда ли души убиенных вселяются в убийц?»

«Душа не может существовать без тела. Она вселяется в убийцу, и он теряет свою индивидуальность, происходит раздвоение личности. Когда убийца умирает, душа убиенного попадает в рай или ад, а его собственная – только в ад, где вечно будет испытывать боль за убиенного. Тебе уже 17 лет, а ты ничего не знаешь, и всё спрашиваешь, спрашиваешь…»

«Я когда маленькая была, много вопросов задавала, и на всё мне отвечали: так Бог дал, всё по-Божьи, одному Богу всё известно».

«Есть ли у нас связь с предками?»

«Да. Если предки вели праведный образ жизни, они становятся для потомков ангелами-хранителями, подсказывают выход из затруднительных положений, отводят врагов. Если же нет – погубят и своё поколение, и потомство. Сейчас чаще всего бывает так: предки были святыми людьми, и они изо всех сил стараются помочь потомкам. Но у тех разум задурманен табаком, алкоголем, наркотиками, а сердце хуже, чем у дикого зверя. Кому такие нужны? Они не то что ангела-хранителя не чувствуют, они и родных родителей знать не хотят. Такой народ самоуничтожается. Никакие храмы не помогут».

«Что происходит с самоубийцами?»

«Скитаются по тёмным коридорам тоннеля, пока не будут призваны… И всем надо знать: человек просто так на свет не появляется. Какая от него будет польза для мироздания? Родители должны пристально присматриваться к своим детям с рождения, замечать, к чему их тянет, развивать их способности».

«Мы все под контролем?»

«Под строгим. Все дела и помыслы отражаются на ауре и на душе. А грехи не отмаливать надо, а искупать. Но этого никто не желает делать. Легче просить, чем самому что-то делать».

Всё, что я написала, не выдумки. Это можно проверить. Но с помощью человека, чистого душой. Может быть, в монастыре такой сыщется и согласится провести опыты.

Кондратьева Анна Сергеевна,
Волгоградская область,
Средне-Ахтубинский район

Фотография — shutterstock.com

В 1999 году кинокомпания «Мирамакс» представила широкой общественности комедийный фильм «Догма». Сюжет этой картины построен вокруг двух падших ангелов, Локи и Бартлби, изгнанных Богом из рая. И вот эта парочка живет на земле среди людей и мечтает о прощении и возвращении в райский сад. По сюжету отступники находят среди различных церковных догматов техническую лазейку, позволяющую им вновь стать безгрешными. После этого следовало сразу же умереть - тогда они автоматически отправляются в рай. И вот ангелы пускаются во все тяжкие, дабы осуществить свою мечту. В данном комедийном фильме затронут вопрос, который волнует многих людей, хотя не все в этом могут сознаться даже самому себе: «Как попасть в рай?» Сегодня мы попробуем разобраться в этом, несмотря на то, что тема сия находится, так сказать, в ведомстве веры и религии. Доказательств существования рая наука на сегодняшний день предоставить не смогла, впрочем, как и доказательств его отсутствия. Ну что же, отправляемся в путь…

Что такое «рай»?

Начинать наше исследование предлагаем с разбора самого понятия. Если углубиться в данную тему, можно увидеть, что рай раю рознь. И в каждой религии видение данного места совершенно различное, каждая конфессия описывает его по-своему. Например, главная книга христианства, Библия, дает нам о нем следующую информацию: этим словом называется Эдемский сад, который был домом для Адама и Евы, прародителей человечества. Жизнь первых людей в раю была проста и беззаботна, они не знали ни болезней, ни смерти. Однажды они ослушались Бога и поддались искушению. Последовало незамедлительное изгнание людей из рая. Согласно пророчествам, будет восстановлен, в нем снова будут жить люди. Библия утверждает, что изначально рай был создан на земле, поэтому христиане считают, что и восстановлен он будет там же. Сейчас же туда могут попасть только праведники, да и то только после смерти.

А что говорит Коран о рае? В исламе это тоже сад (Джаннат), в котором после Судного дня будут проживать праведники. Коран подробно описывает это место, его уровни и особенности.

В иудаизме все несколько запутаннее, однако, прочтя Талмуд, Мидраш и книгу Зогар, можно сделать вывод, что рай для евреев находится здесь и сейчас, он им дарован Иеговой.

В общем, каждая религия имеет свое представление о «заветном саде». Неизменным остается одно. Неважно, какой объект рассматривается, будь то буддийская Нирвана или скандинавская Валгалла, рай воспринимается как место, где царит вечное блаженство, дарованное после смерти. Наверное, нет смысла углубляться в верования африканских или австралийских туземцев - они нам слишком уж чужды, а посему ограничимся наиболее крупными религиозными конфессиями. И перейдем к основной теме нашей статьи: "Как попасть в рай?"

Христианство и ислам

С этими религиями все более-менее ясно: веди праведный образ жизни, то есть живи по заповедям божьим, и после смерти твоя душа отправится в «заветный сад». Однако для тех, кто не желает ограничивать свою свободу и ищет более легкие способы, существуют так называемые лазейки, позволяющие избежать адского пламени. Правда, здесь есть свои нюансы. Очень ярким примером является джихад в исламе - усердие на пути к Аллаху. В последнее время это понятие ассоциируют с вооруженной борьбой и самопожертвованием, хотя оно значительно шире и является борьбой со своими социальными или духовными пороками. Мы же рассмотрим разрекламированный средствами массовой информации частный случай джихада, а именно смертников. Мировые новостные ленты пестрят сообщениями о взрывах, совершенных по всему миру террористами-смертниками. Кто они и почему решаются на такие действия? Стоит задуматься над тем, совершают ли эти люди богоугодное дело или же являются жертвами закулисных манипуляторов, которые в борьбе за власть не гнушаются проливать чужую кровь? Ведь от действий смертников страдают, как правило, не вражеские солдаты, а мирные жители. Так что их действия как минимум можно назвать сомнительными, убийство женщин и детей - это не борьба с пороками, а нарушение главной заповеди бога - не убий. Кстати, в исламе убийство также не приветствуется, как и в христианстве. С другой стороны, история помнит о войнах, совершенных во имя бога: Церковь благословляла крестоносцев, Папа Римский самолично отправлял воинов в их кровавый поход. Так что действия исламских террористов понять можно, а вот оправдать - нельзя. Убийство есть убийство, и неважно, в каких целях оно совершено.

Между прочим, в православном христианстве военная служба также считается богоугодным делом, правда, касается это защиты земли Русской от внешнего врага. И в далеком прошлом, и сегодня священники благословляли воинов, идущих в поход; известно немало случаев, когда служители церкви сами брали в руки оружие и отправлялись на войну. Сложно однозначно сказать, попадет ли погибший в бою солдат в рай или нет, спишутся ли с него все его прегрешения или, наоборот, потянут вниз - в адское пламя. Так что данный способ сложно назвать билетом в Эдемский сад. Попробуем найти другие, более надежные методы.

Индульгенция

Как люди попадают в рай? В первой половине XIII века Гуго Сен-Шерский в своих сочинениях разработал Богословское обоснование индульгенции, признанное спустя сто лет Папой Римским Климентом VI. Многие грешники того времени воспряли духом, ведь у них появился отличный шанс избавится от своих грехов, стоявших на пути к вечному блаженству. Что же подразумевается под этим понятием? Индульгенция является освобождением от временной кары за совершенные грехи, в которых человек уже покаялся, и вина за них уже прощена в таинстве исповеди. Она может быть как частичной, так и полной. Верующий может получить индульгенцию для себя либо для умершего. Согласно католическому учению, полное прощение возможно только при соблюдении конкретных требований: исповедь, причастие, обязательно следовало молиться в интенции Папы, а также совершать ряд определенных действий (свидетельство веры, служение милосердия, паломничество и прочее). Позже Церковь составила список «сверхдолжных добрых дел», которые позволяли предоставлять индульгенции.

В Средние века практика выдачи прощения нередко приводила к существенным злоупотреблениям, которые можно охарактеризовать современным понятием «коррупция». Мохнатая гидра настолько опутала что послужила толчком для реформационного движения. Как следствие, Папа Пий V в 1567 году «прикрывает лавочку» и запрещает выдачу прощений за какие-либо финансовые расчеты. Современная процедура их предоставления регламентирована документом «Руководство по индульгенциям», которое было выпущено в 1968 году и дополнено в 1999-м. Тем, кто задается вопросом: «Как попасть в рай?» следует понимать, что данный способ может сработать, только если вы находитесь на смертном одре (так вы не успеете нагрешить сызнова). Хотя человек зачастую умудряется и в предсмертном состоянии совершать непростительные ошибки.

Таинство крещения

Как попасть в рай? В этом может помочь Дело в том, что, согласно христианскому учению, при проведении данного обряда душа человека освобождается ото всех грехов. Правда, основной массе этот способ не подходит, ведь человек может пройти его только единожды, и в большинстве случаев родители крестят своих детей в младенческом возрасте. Дважды проходили обряд только представители царской династии, и то только при коронации. Так что, если вы уже крещенные и не принадлежите к царскому роду, значит, этот метод не для вас. В противном случае у вас есть шанс избавиться от всех своих грехов, но только не стоит впадать во все тяжкие и напоследок совершать то, о чем впоследствии будет стыдно рассказывать своим внукам. Между прочим, некоторые представители иудаизма предпочитают в преклонном возрасте принять христианство. Так, на всякий случай, ведь - согласно их вере - рай находится здесь, на Земле, а что будет после смерти? Так что можно подстраховать себя, и под конец своего земного существования переметнуться в другой лагерь и обеспечить себе вечное блаженство уже в христианском рае. Но, как видите, этот путь доступен лишь избранным.

Египетская, Тибетская и мезоамериканская «Книги мертвых»

Как попадает душа в рай? Мало кто знает, но для этого существуют точные инструкции, которые служат проводником для умершего в загробном мире. Много людей слышало о них, в Голливуде снят не один фильм об этих трактатах, и тем не менее практически никто не знаком с их содержанием. А ведь в древности их изучали с большим рвением и знатные люди, и челядь. По сути, с позиции современного человека «Книга мертвых» напоминает компьютерную игру типа квеста. В ней пошагово расписаны все действия умершего, указано, кто его ждет на том или ином уровне загробного мира, и что необходимо давать служителям подземного царства. Желтая пресса пестрит интервью переживших Люди, видевшие рай и ад, рассказывают о своих ощущения и переживаниях по этому поводу. Но мало кто знает, что исследования данных видений, проведенные Р. Моуди, показали колоссальнейшее совпадение подобных повествований с тем, что описывают «Книги мертвых», а точнее, те их части, что посвящены начальным моментам посмертного существования. Однако все «возвращенцы» доходят до определенной стадии, так называемой точки «невозврата», и о дальнейшем пути они ничего сказать не могут. А вот древние тексты говорят, и очень подробно. Причем сразу возникает вопрос: а откуда древние цивилизации, жившие на разных континентах, знали об этом? Ведь содержимое текстов практически идентичное, существуют незначительные отличия в деталях, именах, но суть остается той же. Либо можно предположить, что все «Книги мертвых» переписаны с одного, более древнего, источника, либо это знания, данные людям богами, и все, что там написано - правда. Ведь люди, «видевшие рай» (пережившие клиническую смерть) говорят об одном и том же, хотя большинство из них никогда не читали эти манускрипты.

Древние знания и снаряжение покойника

В Древнем Египте жрецы готовили и обучали граждан своей страны к посмертной жизни. Каким же образом? Человек при жизни изучал «магические приемы и формулы», которые помогали душе преодолевать препятствия и побеждать чудовищ. В могилу покойнику родственники всегда клали предметы, которые понадобятся ему в загробном мире. Например, обязательно следовало оставлять две монеты - это плата лодочнику за перевоз через реку смерти. Люди, «видевшие рай», часто упоминают о том, что встретили там умерших друзей, хороших знакомых или родственников, которые помогали им советами. И это легко объясняется тем, что современный человек ничего не знает о загробном мире, ведь в школе об этом ничего не говорят, в институтах также подобную информацию вы не получите. В церкви священники также мало чем вам помогут. Что же остается? Вот здесь и появляются близкие вам люди, которым небезразлична ваша судьба.

Суд богов

Практически во всех религиях говорится, что человека после смерти ожидает суд, на котором будут сравниваться, взвешиваться все добрые и злые деяния подсудимого, по результатам чего и решится его дальнейшая судьба. О таком суде говорится и в «Книгах мертвых». Душа, блуждающая в загробном мире, пройдя все испытания, в конце пути встречается с верховным Царем и судьей Осирисом, сидящем на троне. Человек должен обратиться к нему с определенной ритуальной фразой, в которой он перечисляет, как он жил и следовал ли в течение всей своей жизни заповедям бога. Согласно «Египетской книге мертвых», душа после обращения к Осирису должна была оправдываться за каждый свой грех перед остальными 42 богами, ответственными за те или иные прегрешения. Однако никакие слова покойного не могли спасти его. Главный бог помещал на одну чашу весов перо, являющееся символом (истина, справедливость, мировой порядок, правда), а на вторую - сердце подсудимого. Если оно перевешивало перо, то это значило, что оно полно грехов. И такого человека пожирало чудовище Амаит.

Если весы оставались в равновесии, либо сердце оказывалось легче пера, тогда душу ожидала встреча с близкими и родными, а также «вечное блаженство». Люди, видевшие рай и ад, никогда не описывали суд богов, и это понятно, ведь он находится за «точкой невозврата», поэтому о достоверности данной информации можно только гадать. Но не следует забывать, что о таком «мероприятии» говорит большинство религиозных конфессий.

А что делают люди в раю?

Как ни странно, но об этом мало кто задумывается. Согласно Библии, Адам (первый человек в раю) в Эдемском саду жил и не знал никаких забот, он не был знаком с болезнями, физическим трудом, ему даже не было нужды использовать одежду, значит, климатические условия там были вполне комфортными. Вот как бы и все, больше ничего не известно о его пребывании в этом месте. Но это описание рая земного, а что до небесного, так о нем известно еще меньше. Скандинавская Валгалла и исламский Джаннат обещают праведникам вечное блаженство, их будут окружать полногрудые красавицы, и вино будет литься в их кубки, Коран повествует о том, что кубки будут наполнять вечно юные мальчики с чашами. Праведники будут избавлены от мучений похмелья, у них будет все в порядке с мужской силой. Вот такая вот идиллия, правда, непонятен статус мальчиков и полногрудых красавиц. Они кто? Заслужившие рай или сосланные сюда в наказание за прошлые грехи? Как-то не совсем ясно.

Рабы богов

О совсем иной идиллии повествуют «Книги мертвых». В соответствии с этими древними трактатами, «вечное блаженство» сводится только к тому, что здесь нет неурожаев, а соответственно и голода, и войн. Люди в раю, как и при жизни, продолжают работать на благо богов. То есть человек является рабом. Об этом свидетельствуют книги и мезоамериканских индейцев, и древних египтян, ну и, конечно же, Тибетский манускрипт. А вот у древних шумеров идеальная картина загробного мира выглядит значительно мрачнее. Переправившись на другой берег, душа умершего проходит через семь ворот и попадает в огромное помещение, в котором нет ни питья, ни пищи, а только мутная вода и глина. Здесь и начинаются главные загробные мучения. Единственным послаблением для нее могут стать регулярные жертвоприношения, которые будут осуществлять живые родственники. Если покойный был одиноким человеком или близкие относились к нему плохо и не хотят проводить обряд, в таком случае душу ждет совсем уж плохая участь: она выходит из подземелья и бродит по миру в виде голодного духа и вредит всем встречным. Вот такое представление о загробном мире было у древних шумеров, но начало их произведений также совпадает с «Книгами мертвых». К сожалению, люди, «бывшие в раю», не в состоянии приоткрыть завесу над тем, что же находится за «точкой невозврата». Не в состоянии этого сделать и представители главных религиозных конфессий.

Патер Дий о религиях

В России существует множество религиозных направлений так называемого языческого направления. Одним из таковых является Древнерусская церковь православных староверов-инглингов, лидером которой является Хиневич А. Ю. В одном из своих видеовыступлений Патер Дий вспоминает о задании, полученном от своего учителя-наставника. Суть его «миссии» заключалась в следующем: выяснить у представителей главных религиозных конфессий, что им известно об аде и рае. В результате таких опросов Хиневич узнает, что христианские, исламские, иудейские служители культа имеют исчерпывающую информацию об аде. Они могут назвать все его уровни, опасности, испытания, ожидающие грешника, чуть ли не по именам перечисляют всех монстров, которые встретятся с заблудшей душой, и прочее, прочее, прочее… Однако абсолютно все служители, с которыми ему довелось пообщаться, поразительно мало знают о рае. Они имеет лишь поверхностную информацию о месте вечного блаженства. Почему так? Сам Хиневич делает такой вывод: мол, кому служат, о том и ведают... Мы же не будем столь категоричны в своих суждениях, и оставим это читателю. В данном случае уместным будет вспомнить еще и слова классика, гениального М. А. Булгакова. В романе «Мастер и Маргарита» он вкладывает в уста Воланда фразу о том, что существует множество теорий относительно загробного существования. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере...

А хватит ли места?

На различных информационных ресурсах часто обсуждаются темы, связанные с Эдемским садом. Людей интересуют различные вопросы. И как можно туда попасть, и сколько людей в раю и много другое. Пару лет назад весь мир лихорадило: все пребывали в ожидании «конца света», который должен был наступить в декабре 2012 года. В связи с этим многие предсказывали, что вот-вот наступит тот самый «Судный день», когда Бог спустится на землю и покарает всех грешников, а праведникам предоставит вечное блаженство. И вот тут начинается самое интересное. А сколько людей попадут в рай? Хватит ли места всем? Или же все будет происходить, как в планах глобалистов, которые хотят оставить на планете «золотой миллиард»? Эти и подобные вопросы многим не давали покоя, мешая спать по ночам. Однако настал 2013 год, «конец света» так и не наступил, а ожидание «Судного дня» осталось. Все чаще к прохожим обращаются свидетели Иеговы, евангелисты и пр. с призывом покаяться и пустить в свою душу Бога, ведь скоро всему сущему наступит конец, и каждый должен сделать свой выбор, пока не стало слишком поздно.

Рай на Земле

Согласно Библии, Эдемский сад был на Земле, и многие богословы уверены, что в будущем он также будет восстановлен на нашей планете. Однако разумный человек может поинтересоваться: а зачем ждать судного дня, может быть, можно построить рай своими силами? Спросите любого рыбака, который встречал рассвет с удочкой в руках где-нибудь на тихом озере: где рай? Он с уверенностью ответит, что он на Земле, здесь и сейчас. Может, не стоить сидеть в душной квартире? Попробуйте выехать в лес, на реку или в горы, побродить в тишине, послушать пение птиц, поискать грибы, ягоды - и, вполне возможно, вы откроете для себя это «вечное блаженство» еще при жизни. Однако человек так устроен, что всегда ждет чуда... Мол, появится какой-нибудь добрый дядя и решит все его проблемы - отучит нерях кидать мусор мимо урны, грубиянов - материться, хамов - парковаться в неположенном месте, коррупционеров - брать взятки и так далее. Человек сидит и ждет, а жизнь проходит мимо, ее уже не вернуть… У мусульман есть притча под названием «Последний человек, вошедший в рай». Она как нельзя более точно передает суть человеческой натуры, которая всегда остается недовольной истинным положением вещей. Человек всегда остается неудовлетворенным, даже если получает то, о чем мечтает. Интересно, а будет ли он счастлив в раю, или, может быть, пройдет какое-то время - и он начнет тяготиться «вечным блаженством», захочет чего-то большего? Ведь Адам и Ева также не удержались от соблазнов. Об этом стоило бы задуматься…

«Террария»: как попасть в рай

Напоследок придется осветить и этот вопрос, хотя его сложно привязать к теме статьи. «Террария» - это компьютерная игра жанра «песочница» в стиле 2D-формата. Она отличается настраиваемыми персонажами, динамической сменой времени суток, случайно сгенерированными мирами, возможностью деформации ландшафта, а также системой крафтинга. Многие геймеры ломают голову, задаваясь подобным вопросом: «Террария»: как попасть в рай?» Дело в том, что в данном проекте есть несколько биомов: «Джунгли», «Океан», «Наземный мир», «Подземелье», «Преисподняя» и т. д... По идее, должен существовать и «Рай», только найти его не удается. Особенно трудно приходится новичкам. Это тот биом, который вырван из логической цепочки. Хотя опытные игроки утверждают, что он существует. Чтобы туда попасть, нужно скрафтить крылья гарпии и сферы могущества. Раздобыть нужные составляющие можно возле «Парящих островов». Это участки суши, плавающие в воздухе. Их внешний вид мало чем отличается от наземной поверхности: здесь есть те же деревья, залежи ресурсов, что и на земле, и только одиноко стоящий храм с сундуком внутри выделяется на фоне остального пейзажа. Поблизости обязательно появятся гарпии, роняющие столь необходимые нам перья, и другие монстры. Будьте начеку!

На этом мы заканчиваем наше путешествие. Будем надеяться, что читатель найдет свой путь к «вечному блаженству».

Сравнивая геном человека и шимпанзе, наука делает выводы об их эволюционном родстве. Религия утверждает: человек не БЫЛ, но СТАЛ похож на обезьяну - после изгнания из Рая.

Протоиерей Олег Мумриков, богослов, биолог, преподаватель ПСТГУ и кафедры библеистики МДАиС:

Необязательно бессмертный

Человек в Раю был нетленным, бессмертным, не нуждавшимся в чувственной пище, в огне не горевшим, в воде не тонувшим, да еще с неисчерпаемым потенциалом бессмертия и самосовершенствования при условии добровольного следования божественной воле, - так говорит святоотеческая традиция.

Только непослушание Адама и Евы, несмотря на то, что Бог предупреждал их о возможной опасности, становится причиной появления тленности и смертности.

Интересно, что даже в античности были писатели, говорившие о совершенстве первых людей, например, Филон Александрийский (I в.) в своем трактате «О сотворении мира»: «Этот первый родившийся от земли человек <…> возник, думается мне, лучшим в обоих отношениях – тела, и души, и во многом отличался от своих потомков по части того и другого. Ведь он был воистину прекрасен и по-настоящему добродетелен. <…>

Вместе же с симметрией Он [Создатель – свящ. О. М.] вложил [в человека] и совершенно устроенную плоть, <…> желая, чтобы в особенности первый человек выглядел наипрекраснейшим. Ясно же, что и в отношении души он был наилучшим. Ведь Бог для ее создания, как видно, не воспользовался никаким иным образцом из возникающих сущностей, но только <…> Своим собственным Логосом. Поэтому Он говорит, что человек возник как образ и подобие Логоса, который был дан ему посредством вдыхания через лицо».

Однако бессмертие человека в Раю не было необходимым, «обязательным». Что это значит?

Раннехристианский апологет святитель Феофил Антиохийский пишет: «Человек сотворен по природе ни смертным и ни бессмертным. Ибо если бы Бог сотворил его вначале бессмертным, то сделал бы его Богом; если же наоборот, сотворил бы его смертным, то Сам оказался бы виновником его смерти.

Итак, Он сотворил <…> его способным и к тому и другому, чтобы, если устремится он к тому, что ведет к бессмертию, исполняя заповедь Божию, получил от Него в награду за это бессмертие и сделался бы Богом; если же уклонится к делам смерти, не повинуясь Богу, сам был бы виновником своей смерти». Аналогичные мысли мы встречаем у святителя Иоанна Златоустаго, блаженного Августина.

Адам. Фрагмент панели из слоновой кости от ларца с историей Адама и Евы. 10 — 11 века, Константинополь.

Прп. Симеон Новый Богослов уточняет:

«Адам был создан с телом нетленным, однакож вещественным, а не духовным еще, и был поставлен Творцем Богом, как царь бессмертный над нетленным миром, и не только над раем, но и над всем творением, сущим под небесами».
Согласно преподобному Максиму Исповеднику, состав тела первозданного человека был «легким и нетленным», и потому Адам «мог не обременять себя заботой о поддержании его чувственным питанием».

Здесь нет никаких противоречий с Быт. 2:16 – « И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть», т.к. хотя Адам и Ева были сотворены совершенными духовно и телесно, это - лишь первые степени совершенства, открытые для дальнейшего обожения, духовного роста и как следствие – одухотворения, преображения даже той, нетленной первозданной телесной их природы.

Что такое - древо Жизни?

Не что, а Кто, и райским древом Жизни, согласно святоотеческой традиции, выраженной, в частности, византийским богословом преподобным Никитой Стифатом (XI в.), - назван

«сам Бог, Создатель всего…имея… жизнь, и принося съедобный плод только тем, которые достойны жизни, как не подлежащие смерти», подающий «неизреченную сладость имеющим часть в божественном причастии Его и уделяет им от бессмертной жизни».

Полную аналогию Райского древа из книги Бытия, питающего человеческий род, мы встречаем и в Откровении св. апостола Иоанна Богослова (Откр. 22: 2, 14). Такое возвышенное толкование, основанное, заметим, на реальном духовном опыте, не отменяет и буквально-исторического понимания, - подобно тому, как самое возвышенное понимание таинства Евхаристии, вневременной «брачной вечери Агнца» не отменяет материальной и пространственно-временной составляющей всего того, что его окружает при совершении Божественной литургии в храме.

Человек – макрокосм

Сотворение Адама; мозаика собора в Монреале, 12 век.

Человек не раз в святоотеческом предании назван царем вселенной. В каком смысле? Адам был призван хранить и возделывать рай, и его потомки несут всю полноту ответственности за тварный материальный мир, который является неким продолжением телесности человека.

Преподобный Максим Исповедник, размышляя над Евангельским текстом (Ин. 19:23), где говорится о разделении воинами одежд распятого Спасителя, пишет: «…познаем, каково в данном случае намерение Писания, и как в нас, при нашем нерадении к добру, распинается Господь, и как Он обнажается в силу нашего неделания добра, а бесы для служения через нас страстям делят, словно одежды [Его] тварь Его. <…>

Если же, помимо сказанного, вы пожелаете понимать под сверху сотканным хитоном мир бестелесных и умопостигаемых сущностей, а под верхней одеждой, которую Писание разделило на четыре части, как на стихии, мыслить природу, то вы не погрешите против истины. Из этих двух миров тело [бесы] разрушили тлением, получив силу против нас в преступлении закона заповеди, но душу, как сродную горнему миру, они не растерзали».

Комментируя эти слова, патролог проф. А.И. Сидоров замечает: «Преп. Максим исходит здесь из идеи человека как «микрокосма», который подобен и тесно связан с «макрокосмом», состоящим из умопостигаемого и чувственного миров, соответствующих душе и телу человека».

Интересен и тот факт, что целый ряд святых отцов (свт. Григорий Богослов, прп. Симеон Новый Богослов, прп. Никита Стифат, свт. Григорий Палама) рассматривали человека как «макрокосм» по отношению к миру – «микрокосмосу». Такой подход обусловлен подходом к человеку как к образу Божиему, поставленному в «центре мироздания» и отвечающему за вверенную вселенную.

В Раю не шел дождь и не было ураганов

«Рай»; Микалоюс Константинас Чюрленис, 1909 год.

Сегодня естествознание констатирует, что современная нам вселенная существует, полностью подчиняясь так называемому Второму началу термодинамики - принципу, устанавливающему динамику и необратимость макроскопических процессов, характеризующихся энтропией - функцией состояния систем, описывающей свободное взаимопревращение различных видов энергии.

Проще говоря, Второе начало термодинамики говорит о «стреле времени», «текучести» и «тленности» как об онтологических свойствах вселенной. Но насколько соответствовало состояние окружающего космоса физическому состоянию человека до грехопадения?

Были ли тленными животные, растения во вселенной до грехопадения человека? Было ли в раю время?

Обращаясь к Священному Преданию, мы можем найти разнообразные святоотеческие мнения по данному вопросу. Ряд отцов полностью отождествляет состояние человека и всей твари. Преподобный Симеон Новый Богослов учит, что «Бог в начале, прежде чем насадил рай и отдал его первозданным, в пять дней устроил землю и что на ней, и небо и что в нем, а в шестой создал Адама и поставил его господином и царем всего видимого творения.

Рая тогда еще не было. Но этот мир бысть от Бога как бы рай некий, хотя вещественный и чувственный. Его и отдал Бог во власть Адаму и всем поомкам его, как говорит Божественное Писание <…> (Быт. 1:26-30). [после грехопадения прародителей] «не проклял Бог рая <…>, а проклял лишь всю прочую землю, которая тоже была нетленна и все произращала сама собою, чтобы Адаму не иметь более жизни свободной от утомительных трудов и потов. <…>

Итак, тому, кто сделался тленным и смертным по причине преступления заповеди, по всей справедливости надлежало жить на земле тленной и питаться пищею тленною <…>.

Затем и все твари, когда увидели, что Адам изгнан из рая, не хотели более повиноваться ему, преступнику <…> Но Бог <…> сдержал все эти твари силою Своею, и по благоутробию и благости Своей не дал им тотчас устремиться против человека, и повелел, чтобы тварь оставалась в подчинении ему, и сделавшись тленною, служила тленному человеку, для которого создана.

С тем, чтобы когда человек опять обновится и сделается духовным, нетленным и бессмертным, и вся тварь, подчиненная Богом человеку в работу ему, освободилась от сей работы, обновилась вместе с ним и сделалась нетленною и как бы духовною. Все сие предопределил всещедрый Бог прежде сложения мира».

Святитель Игнатий (Брянчанинов) придерживался почти такого же мнения:

«Земля, созданная, украшенная, благословенная Богом, не имела никаких недостатков. Она была преисполнена изящества.

Ныне взорам нашим представляется земля совсем в ином виде. Мы не знаем ее состояния в святой девственности; мы знаем ее в состоянии растления и проклятия, знаем ее, уже обреченную на сожжение;

создана была она для вечности.

Боговдохновенный Бытописатель говорит, что земля, в первоначальном состоянии своем, не нуждалась в возделывании: сама производила преизобильно и превосходного достоинства хлебные и другие питательные травы, овощи и плоды.

Перемены погоды не существовало: постоянно была она одинаковою – самою ясною и благорастворенною. Дождей не было: источник исходил из земли, и напаявал лицо ее.

Лукас Кранах Старший, «Рай» (1530). Изображение с сайта germany-art.com

Звери и прочие животные пребывали в совершенном согласии между собою, питаясь произрастениями (Быт. 1:30). Гнев Творца изменил землю. «Проклята земля в делех твоих» (Быт. 3:17), – сказал Он человеку, поправшему заповедь Его: и отъятие благословения у земли выразилось немедленно разнообразным всеобщим расстройством ее.

Засвистели ветры, забушевали бури, засверкала молния, возгремел гром, явились дожди, снега, грады, наводнения, землетрясение.

Животные утратили повиновение и любовь к человеку, утратившему повиновение и любовь к Богу <…> оставив пищу, сначала для них предназначенную, ощутив изменения в самом естестве своем, которое приобщилось к проклятию, поразившему землю, они восстали друг на друга, начали пожирать друг друга. <…>

Разрушение мира сделалось необходимостью: разрушение его есть естественное последствие его смертного недуга. <…> Малые черты первоначального состояния земли, сохраненные для нас книгою Бытия, показывают, какое огромное, какое горестное, непостижимое для нас изменение совершилось над землею по падении человека».

Было ли в Раю время, или о полифонии Святых отцов

Изучая более глубоко толковательное наследие, мы сталкиваемся и с другими святоотеческими мнениями в данной области, причем, иногда у тех же самых авторов.

Блаженный Феодорит Киррский говорит об изначальном сотворении Богом хищных животных с двоякой целью: во-первых, в предвидении грехопадения человека (как и разделение первозданных на два биологических пола); во-вторых, с педагогической целью, чтобы «довести до необходимости призывать Бога себе в помощь».

Блаженный Августин также говорит об изначальной смертности среди животных: «Богу угодно было отнести это благословение [Быт 1:22 – свящ. О. М.] к производительности, которая обнаруживается в преемстве потомства, так что, будучи сотворены слабыми и смертными, [животные] сохраняют свой род путем рождения в силу именно этого благословения».

Святитель Василий Великий в «Беседах на Шестоднев» особо касается таких изначально заложенных Богом неотъемлемых, фундаментальных свойств тварной материи, как динамичность и изменчивость во времени:

«А когда уже стало нужно присоединить к существующему [умосозерцаемому миру бесплотных духов – свящ. О. М.] и сей мир – главным образом, училище и место образования душ человеческих, а потом и местопребывание для всего подлежащего рождению и разрушению;

тогда произведено сродное миру и находящимся в нем животным и растениям преемство времени, всегда поспешающее и протекающее, и нигде не прерывающее своего течения.

Не таково ли время, что в нем прошедшее миновалось, будущее еще не наступило, настоящее же ускользает от чувства прежде, нежели познано? А такова природа и бывающего в сем мире; оно то непременно возрастает, то умаляется, и явным образом не имеет ничего твердого и постоянного.

Посему и телам животных и растений, которые необходимо соединены как бы с некоторым потоком, и увлекаются движением, ведущим к рождению и разрушению, прилично было заключиться в природе времени, которое получило свойства сродные вещам изменяемым».

Богословско-философское осмысление неразрывного онтологического единства материи и пространственно-времени позволяет глубже понять факт отражения прародительского греха на всем мировом бытии, в т.ч. на первозданном райском пространстве-времени, которые изначально являлись мерами совершенствования, а не распада в стремлении к небытию:

«Этот удел наш, или доля наша … т.е. то, что изречено о нас свыше, суждено или присуждено … удел нашей немощи и нашего превосходства, дар богоподобного творчества, есть время-пространство» , - замечает о. Павел Флоренский.

Кожанные ризы - одежда смерти

«Сотворение Евы». Книжная миниатюра, 13 век, Англия. Изображение с сайта pinterest.com

Задача первых людей состояла в преображении всего тварного мира до райского состояния, т.к. обожение космоса возможно по замыслу Творца только через человека - царя вселенной, носителя божественного образа и подобия.

«Для человека в состоянии первоначального совершенства каждая точка земной поверхности могла быть местом блаженства, поскольку оно зависело не от внешней обстановки, а от внутреннего, духовного состояния. На первых порах с внешней стороны рай сосредотачивался около Древа жизни.

Но если бы человек удержался от греха и, умножаясь, распространился бы по всей земле, то действительно вся земля стала бы для безгрешных людей тем же, чем был рай в Эдеме для первозданной четы», - писал проф. Я.А. Богородский.

Возрастание в любви предполагает жертвенность. Первым уроком такой жертвенности стала заповедь о невкушении с Древа познания добра и зла (Быт. 2:17).

Но даже в раю, в своем безгрешном, бесстрастном состоянии человек не смог эту заповедь исполнить, и его грехопадение изменило как его самого, так и весь окружающий мир.

Особое значение для понимания - как изменился человек и мир - имеют библейские слова: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их» (Быт. 3:21).

Не отрицая их буквального смысла, отцы указывали и на глубокое символическое и онтологическое значение:

облачаясь после преступления божественной заповеди в кожаные ризы, человек принимает на себя «скотское естество», его биологическая природа качественно меняется, тело становится смертным и тленным.

Святитель Григорий Богослов пишет: «Но когда <…> человек вкусил преждевременно сладкого плода, и облекся в кожаные ризы – тяжелую плоть, и стал трупоносцем, потому что смертию Христос положил пределы греху; тогда исшел он из рая на землю, из которой был взят, и получил в удел многотрудную жизнь…

Когда же, по зависти диавола и по обольщению жены, которому она сама подверглась как слабейшая, и которое произвела как искусная в убеждении <…>, человек забыл данную ему заповедь, и побежден горьким вкушением: тогда чрез грех делается он изгнанником, удаляемым в одно время и от древа жизни, и из рая, и от Бога; облекается в кожаные ризы (может быть в грубейшую, смертную и противоборствующую плоть), в первый раз познает собственный стыд, и укрывается от Бога».

Изгнание Адама и Евы из Рая. Фреска притвора Трапезного храма. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Изображение с сайта stsl.ru

Если святитель Иоанн Златоуст, как уже отмечалось выше, придерживался в основном взгляда, согласно которому до грехопадения весь мир был нетленен, то свт. Григорий Нисский вслед за Василием Великим отстаивает мнение о нетленности и бессмертии только одного первозданного человека, усвоившего после грехопадения тленную природу животных, на что символически указывает облачение его в кожаные ризы:

«Итак, поскольку всего того, что к естеству человеческому примешалось из жизни бессловесных, прежде в нас не было, пока человечество не впало в страсть по причине порока; <…> так тогда и мы совлечемся мертвенного и этого и гнусного хитона, наложенного на нас из кож бессловесных животных (а слыша о коже, думаю разуметь наружность бессловесного естества, в которую облеклись мы, освоившись со страстью);

тогда все, что было в нас из кожи бессловесных, свергнем с себя по совлечении хитона.

А воспринятое нами от кожи бессловесных – плотское смешение, зачатие, рождение, нечистота, сосцы, пища, извержение, постепенное прихождение в совершенный возраст, зрелость возраста, старость, болезнь, смерть. <…>

Ибо морщиноватость и дородность тела, сухощавость и полнота, и все иное, что бывает с текучим естеством тел, что общего имеют с оною жизнию, которая чужда текучаго и скоропреходящего препровождения настоящей жизни?».

Преподобный Ефрем Сирин хотя и придает бо́льшее значение буквальному смыслу (как и святитель Иоанн Златоуст), однако не обходит вниманием и символическую сторону Быт. 3:21:

«Ризы сии были или сделаны из кожи животных, или сотворены вновь, потому что, по словам Моисея, Господь сотворил ризы сии и облек ими Адама и Еву. Можно думать, что прародители, коснувшись руками препоясаний своих, нашли, что облечены они в ризы из кожи животных, умерщвленных, может быть, перед их же глазами, чтобы питались они мясом их, прикрывали наготу свою кожами, и в самой их смерти увидели смерть собственного своего тела».

Преподобный Григорий Синаит (XIV в.) также говорит о том, что человек после трагедии грехопадения по физической природе уподобился тленным животным:

«Тление – плоти порождение. Вкушать пищу и извергать излишнее, гордо держать голову и лежа спать, - естественная принадлежность зверей и скотов, в коих и мы, став чрез преслушание подобными скотам, от свойственных нам богоданных благ отпали и соделались из разумных скотскими и из божественных зверскими. <…>

Когда душа чрез вдуновение создана была разумною и мысленною, тогда вместе с нею не создал Бог ярости и похоти скотской, но одну силу желательную вложил в нее и мужество к исполнению желаний. Равным образом и тело создав, Он не вложил в него в начале гнева и похоти неразумной, но после уже чрез преслушание оно приняло в себя мертвость, тленность и скотность.

Тело, говорят богословы, создано нетленным, каковым и воскреснет, как и душа создана бесстрастною; но как душа имела свободу согрешить, так тело – возможность подвергнуться тлению. И обе они, т.е. душа и тело – растлились, и срастворились, по естественному закону сочетания их друг с другом и взаимного влияния: причем душа окачествовалась страстями, паче же бесами; а тело уподобилось скотам несмысленным и погрузилось в тление».

Здесь можно отметить еще один важный аспект. Согласно свят. Григорию Нисскому, прп. Максиму Исповеднику, Иоанну Дамаскину и другим св. отцам,

человек изначально не был подчинен закону «скотского рождения от семени»: в первоначальное намерение Божие не входило умножение людей «привычным» нам образом, хотя человек и создан был как мужчина и женщина.

«Облачение в «кожаные одежды» означало то, что <…> человек не только лишен был нетления своей природы, но и осужден на страстное рождение от семени по образу животных.

Тело его было вполне подчинено законам добровольно избранной скотской жизни», - писал прп. Максим Исповедник.

Воскреснут ли животные?

Адам нарекает имена животным. Фреска храма монастыря св. Николая Апанавсаса в Метеорах (Греция). 16 век, мастер Феофан Критский.

В целом православная традиция не признает бессмертия не только телесной, но и душевной природы животных. Святитель Василий Великий по этому поводу говорит:

«Для чего земля изводит душу живу? Чтобы ты знал различие между душею скота и душею человека. Вскоре узнаешь, как сотворена душа человеческая, а теперь слушай о душе бессловесных. По Писанию, душа всякаго животного кровь его есть (Лев. 17:11) , а сгустившаяся кровь обыкновенно превращается в плоть, а истлевшая плоть разлагается в землю; то, по всей справедливости, душа скотов есть нечто земное. <…>

Рассмотри связь души с кровию, крови с плотию, плоти с землею; и опять в обратном порядке переходи от земли к плоти, от плоти к крови, от крови к душе; и ты найдешь, что душа скотов есть земля. Не думай, что она старше телесного их состава, и что она пребывает по разрушении тела». Святитель Григорий Палама пишет: «Чувственные и бессловесные твари животного мира имеют в себе только дух жизни, да и тот сам по себе не в силах существовать, совершенно же лишены бессмертного ума и дара слова;

существа же сущие выше всего чувственного (материального) мира – Ангелы и Архангелы – хотя и духовны и разумны, имеют бессмертный ум и слово (разум), но не имеют в себе животворящего духа, а потому и телом не обладают, которое получает жизнь от животворящего духа;

человек же, единственный созданный по образу Триипостасного Естества, обладает бессмертным умом и даром слова и духом, который дает жизнь (сопряженному с ним) телу»;

«Душа каждого из неразумных живых существ есть жизнь тела, ею одушевленного, и имеющего эту жизнь не по сущности, но в действии, как жизнь в отношении другого, но не саму по себе».

Действительно, трудно представить, что после грехопадения человека природа животных так сильно изменилась, что привело к смертности бессмертных душ «бессловесных» живых существ. Видимо, таковыми преходящими и ограниченные в существовании во времени они были созданы изначально.

При этом можно предположить, что до Адамова преступления их переход к небытию не был связан с такими же физическими ощущениями и страданиями, как в настоящую эпоху.

Какого Адама сравнивают с шимпанзе?

Адам. Слоновая кость, 10 — 11 века, Константинополь.

Приведенные святоотеческие тексты, раскрывающие богословие «кожаных риз», подводят нас к выводу: исследуя родственную генетическую, физиологическую и анатомическую преемственность животных и людей, наука имеет дело лишь с человеком, уже изгнанным из Эдема.

Изучая его телесную природу, облеченную в «кожаные одежды», естествознание вполне закономерно и «законно» говорят об эволюционном, историческом родстве с приматами. Однако с точки зрения православного богословия эти выводы сущностно, онтологически не относятся к первозданному Адаму и его потомкам, а сами по себе есть одно из парадоксальных следствий грехопадения прародителей:

богоподобие не уничтожается, но как бы отходит на второй план перед подобием «скотам полевым».
Тварный мир существует в соответствии с благим божественным смыслом, замыслом (логосом) , но образ его существования (тропос – по преп. Максиму Исповеднику) может этому замыслу не соответствовать. Реализовав свою свободу как противление Божественной воле, Адам получает горькое право на «автономное» существование (И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло – Быт.3:22).

Соответственно, и история становления, и сегодняшнее бытие мира, как и его собственное бытие, предстают перед ним, находящимся в падшем состоянии, как случайный, слепой, бессмысленный, мертвый, хаотичный процесс, где есть место не только конкуренции, естественному отбору, смерти, жестокости, страданию.

Эфемерно существуя «автономно от Творца», невозможно, исходя из рационального и чувственного опыта «увидеть» иначе собственное происхождение.

«Итак, бесы делят себе по частям видимую тварь [состоящую из] четырех стихий, приуготовляя нас зрить [ее только] чувством для возбуждения страсти, не ведая содержащихся в ней божественных логосов», - говорит преп. Максим Исповедник.

С древних времен, вероятно, преемственно - от самих прародителей - человечество сохранило в разных мифологических образах и гимнах скорбную память об утраченном Эдеме как о прошедшем «Золотом веке». На эту особенность постоянно обращали внимание этнографы, религиоведы, культурологи, археологи, исследующие историю, начиная с палеолита. Разница мы видим лишь в мировоззренческих интерпретациях.

Так, первой четверти ХХ в. (1923 г.) известный английский этнограф и историк религии Дж. Фрезер, рассматривая библейское повествование о сотворении человека и грехопадении, оспаривал уникальность и богодухновенность первых глав книги Бытия и всего Священного Писания в целом на основании сходства некоторых их деталей с другими памятниками литературы и мифологии древнего мира.

Протоиерей Олег Мумриков, богослов, биолог, преподаватель ПСТГУ и кафедры библеистики МДАиС. Фото с сайта mpda.ru

Между тем, современные христианские исследователи и апологеты в наличии подобного сходства видят одно из важнейших доказательств именно историчности библейских текстов.

Ответ:

Мирская является местом испытания и служения, а ахыра является местом воздаяния. Тот, кто в мирской жизни совершал поклонение и избегал совершения грехов, получит вознаграждение в Раю. является местом, где будут жить вместе все родственники и друзья. Там будут продолжены родственные и соседские отношения. Обитатели Рая будут видеть обитателей Ада, а обитатели Ада будут видеть обитателей Рая.

Рай – это уголок счастья вечной жизни , место бесконечного счастья и наслаждения. Это место обитания тех, кто удостоился довольства своего Господа. В Раю нет места неверию, многобожию, лицемерию и заблуждению. Также там нет места дурным чертам характера, таким, как ложь, злословие, клевета и прочее. Обитатели Рая будут лишены таких недостатков, как болезни, усталость, бессонница и так далее.

Наш Всевышний Господь, сообщая нам радостную весть об этом месте, говорит: «Аллах обещал верующим мужчинам и женщинам Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно, а также прекрасные жилища в садах Эдема. Но довольство Аллаха будет превыше этого. Это и есть великий успех» (ат-Тауба 9/72).

Кроме того, у этого божественного сообщения есть так же и сторона, которая касается всех обитателей Рая: когда эти обитатели обители счастья удостоятся всех этих благ, то они подумают: «это признак того, что мой Господь доволен мной», и будут испытывать духовное наслаждение.

Значит, в Раю помимо физических удовольствий, будут так же превосходящее их, духовное наслаждение. Мнение о том, что Рай является всего лишь местом духовного наслаждения, является неправильным и ошибочным, и противоречит всем аятам, касающимся жизни в ахыра.

Подробности о жизни в Раю , мы узнаем из Корана и хадисов. Так, например, сообщается, что в Рай ведут восемь ворот, каждые из которых так же символизируют различные степени Рая. Входящих в Рай, будут приветствовать ангелы. Обитатели Рая будут избавлены от печали, грусти, страха и стеснительности, в Раю будут исполняться любые их желания. Все обитатели Рая будут в возрасте 33 лет и будут обладать одинаковыми качествами.

Люди, живущие в Раю, будут одеты в дорогую одежду, украшены золотыми браслетами. Они будут лежать на ложах инкрустированных драгоценными камнями, и их будут обслуживать вечно молодые слуги. Которые будут подавать им всевозможные яства и напитки. Один день в Раю будет равен тысяче лет мирской жизни. Райские дворцы будут построены из золота, серебра, изумрудов и жемчуга.

Но довольство Аллаха и созерцание Его великолепия, будут превосходить все эти блага. В Коране говорится о том, что верующие в Раю увидят Аллаха. И это будет самым большим наслаждением для обитателей Рая, с которым не сравнится ни одно другое.

Islam-Today

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!

Вопрос:

Сказано, что Всевышний дарует в вечной жизни в то, что не было принято в мире вечном. Верующие будут желать, чтобы их дуа не были приняты, чтобы получить это в вечной жизни. А что касается того, что было запретно для верующего? Может ли верующий попросить то, что было запретным на Земле?

Ответ:

На самом деле наслаждения загробной жизни не таковы, как преходящие удовольствия этого мира. Коран повествует о том, что обитатели рая получат всё, что пожелают: «Вам там уготовано всё, чего пожелают ваши души! Вам там уготовано всё, о чем вы попросите»!

«Мы - ваши помощники (или хранители) в мирской жизни и Последней жизни. Вам там уготовано все, чего пожелают ваши души! Вам там уготовано все, о чем вы попросите!» (41:31).

Что касается вопроса относительно того, что верующий получит в Джаннат то, что они желали при жизни, но было запретным, как, например, завести собаку, носить шелк, то в Коране сказано:

«Их будут обносить блюдами из золота и чашами. Там будет то, чего жаждут души и чем услаждаются глаза. Вы пребудете там вечно» .

Аллах сделал в бренной жизни определённые вещи запретными для верующих из-за их пагубного влияния. Эти вещи станут разрешенными в Джаннат, так как их пагубное влияние будет снято Всевышним Аллахом.

Например, в Раю людям будет разрешено носить шелк и золото и пить вино, но это вино не будет подобно напитку этого мира, и не будет вызывать опьянения. Им будет дозволено слушать игру на музыкальных инструментах, при этом не пренебрегая поминанием Аллаха. Им будет дозволено употреблять такую еду, какую они захотят, когда они захотят, без каких-либо ограничений.

Попавшие в Рай останутся там навечно, наслаждаясь его невиданными и неслыханными благами, о которых и не представляли. Достаточно будет лишь подумать о каком-либо благе, и обитатели Рая получат его. Каждый получит блага, соответствующие своим добрым деяниям в земной жизни.

В хадисе сказано: «Я [говорит Господь миров] уготовил для праведников (для рабов Моих) то, что глаза никогда не видели, уши никогда не слышали, а сознание человеческое себе такого и представить не сможет».

Также в хадисе сказано: «Поистине, Всеблагой и Всевышний Аллах обратится к обитателям рая: “О обитатели рая!” - и они скажут: “Мы здесь, Господь наш, и готовы служить Тебе!” Тогда Он спросит: “Довольны ли вы?” - и они скажут: “А чем же нам быть недовольными, ведь Ты даровал нам то, чего не даровал никому из Твоих созданий!” Тогда Он скажет: “Я дарую вам и нечто лучшее, чем это!” Они скажут: “О Господь наш, а что же лучше этого?” - и Он скажет: “Я дарую вам Своё благоволение, и после этого уже никогда не буду гневаться на вас!”»

Сайда Хайат

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!

Статьи по теме