Интересные факты о титанике. Мистические легенды вокруг крушения «Титаника Найти факты о титанике

Вот уже больше 100 лет прошло с тех пор, как произошла крупнейшая катастрофа XX века. Многое в этой трагедии до сих пор остается загадкой. О гибели «Титаника» было написано множество книг и снято фильмов, еще больше было порождено легенд.

Трагедия потрясла мировую общественность, массовая гибель людей повергла в шок весь мир.

Практически все время после гибели «Титаника» появляются различные легенды, связанные с этим событием. Говорят, что был обнаружен вахтенный журнал капитана норвежского судна, в котором опровергается гибель «Титаника». Потом историками было обнаружено, что владелец судна Морган, известный финансист и миллионер, отказался плыть на судне прямо перед отправлением. Также выдвигалась версия, что «Титаник» – это пароход «Олимпия», построенный по аналогичному проекту. Может, и не было никакого «Титаника»? Интерес к трагедии постоянно поддерживается вновь снимаемыми фильмами и написанными книгами. Но в действительности нет возможности проверить ни одну из этих легенд, так как все произошло очень давно.

Но в любом случае каждая легенда имеет определенную долю правды, поэтому и вызывает интерес у общественности. Осталось только определить, что правда, а что вымысел в каждой легенде. Подробности гибели судна описывать не стоит, об этом и так много сказано. Обратимся к тайнам, связанным с «Титаником».

Начнем по порядку. За несколько десятков лет до трагедии в Нью-Йорке издательством «Арчибальд Уэлш и К°» была напечатана фантастическая книга некоего капитана Моргана Робертсона. В ней был описан опыт кораблекрушения пассажирского парохода, в котором капитан сумел спастись. Но это не самое главное. Важно то, что пароход назывался «Титан». При этом все технико-технические данные совпадали с «Титаником»! Также совпадали размеры корабля, число пассажиров, число спасательных шлюпок, а также масса других деталей. А погиб «Титан» от столкновения с айсбергом. Ничего не напоминает?

Если до трагедии о книге практически не знали, то после гибели «Титаника» книга стала хитом продаж. Издатели переиздавали ее много раз, получая огромные прибыли. Книга содержала практически документальное описание того, что происходило во время гибели «Титаника». Это несмотря на то, что произведение было написано задолго до трагедии. Читатели были потрясены этим мистическим совпадением.

Рекламная кампания, направленная на популяризацию «Титаника», стала самой масштабной в начале 20 века. Во всех газетах, которым щедро заплатили владельцы судна, описывались и превозносились достоинства корабля. Газетные заголовки пестрели описаниями десятиэтажного плавучего дворца с водоизмещением в 50 тысяч тонн, 269 метров длиной и 28,2 метра шириной.

Красиво описывались прогулочные палубы и длинные коридоры корабля, а 762 каюты были готовы принять массу желающих пассажиров. Корабль был защищен двойным дном и 19 водонепроницаемыми отсеками, что делало его практически непотопляемым. Главный конструктор корабля Томас Эндрюс даже заявлял, что корабль сможет плыть при четырех отсеках, заполненных водой.

Газетчики вовсю описывали современное оборудование лайнера и его роскошные салоны, делались невероятные статистические выкладки, которые должны были поразить воображение читателя. Говорилось, что на «Титанике» запасено 44 тонны мяса и птицы, 35 тысяч яиц и 40 тонн картофеля, 27 тысяч бутылок пива и воды и 5 тонн сахара. Сообщалось, что в первый рейс поедет 10 миллионеров, которые будут везти в сейфах лайнера золото и драгоценности, стоимость которых превышает сотни миллионов долларов. Все мечтали попасть на первый рейс корабля, чем особо гордилась «Уайт стар лайн», владевшая «Титаником».

«Титаник» был введен в эксплуатацию 2 апреля 1912 года, а 10 апреля в час дня корабль вышел в свое первое и последнее плавание. На четвертый день плавания радисты «Титаника» стали принимать тревожные сигналы от судов поблизости. Сообщалось, что вокруг множество айсбергов и лучше снизить скорость.

«Титаник» в это время находился в 450 милях к югу от острова Ньюфаундленд. О сигналах было сообщено капитану судна Эдварду Джону Смиту. Но он не придал этому должного значения, отдав приказ впередсмотрящим быть более бдительными.

Результат такого решения известен всем. «Титаник» столкнулся с айсбергом, погибло около полутора тысяч человек, единицы чудом спаслись, попав на шлюпки. Хронология событий описана подробным образом во многих источниках, поэтому не будем вдаваться в подробности. Однако есть к чему придраться.

Непонятно, почему на таком корабле, как «Титаник», не было мощного прожектора-искателя, который бы освещал путь по курсу корабля. Это еще мелочи, ведь у впередсмотрящих не было даже биноклей. Также вызывает вопросы поведение капитана, который при столкновении с айсбергом дал команду «Средний вперед», что только приблизило момент гибели лайнера. В результате трюмы «Титаника» моментально наполнились водой. К действиям капитана вообще больше всего вопросов. В момент столкновения он сразу же отправился в каюту к одному из самых богатых людей Америки Джону Астору, приглашая того занять место в шлюпке. И это вместо того, чтобы отдать приказ радистам давать сигнал SOS. Вызывает недоумение.

Еще один факт, вызывающий недоумение. На «Титанике» было всего 20 шлюпок, которые могли вместить 1178 человек. На борту корабля во время трагедии находилось 1316 пассажиров и 885 членов команды. И это притом, что лайнер рассчитан на 3300 человек. Складывается впечатление, что кто-то специально создавал все условия для трагедии.

Это было также отмечено западными авторами. В июне 1995 года в свет вышла книга под названием «Загадка Титаника». Ее авторы Роберт Гардинер и Дан ван дер Вата описали множество странных событий и происшествий, непосредственно связанных с трагедией. Опять же упоминалось о том, что по состоянию здоровья отказался плыть на корабле известный миллионер Пирсон Морган, которому и принадлежало судно. Хотя пару дней спустя трагедии его видели на одном из курортов Франции со своей любовницей. Ни о какой болезни не было и речи, мистер Морган излучал здоровье и благополучие.

Еще один интересный факт. На борту корабля должна была перевозиться уникальная коллекция картин, но она осталась на берегу. На данный момент эта коллекция является основой Нью-Йоркского музея современного искусства. Почему картины не отправились вместе с лайнером. Также в последний момент отказались плыть около 50 человек. В основном это близкие друзья и деловые партнеры Моргана. Среди них стальной магнат из Германии Генри Фрик и американский мультимиллионер Джордж Вандербильт. В чем причина такого неожиданного решения?

В книге также выдвигается версия о том, что «Титаник» был на самом деле очень похожим на него пароходом «Олимпик», который построили на год раньше. Перед отправкой на корме и борту «Олимпика» поменяли надпись, после чего в море уже вышел «Титаник». Для чего это было сделано?

Одной из версий является то, что «Олимпик» до этого успел попасть в несколько неприятных ситуаций. Пароход столкнулся с британским крейсером, при этом капитаном «Олимпика» на тот момент был Эдвард Джон Смит, будущий капитан «Титаника». Виновным был признан экипаж судна «Олимпик», а компания «Уайт стар лайн» должна была лишиться одного миллиона долларов.

На тот момент это была крупная сумма. Именно это, по мнению авторов книги, и послужило причиной создания коварного плана. «Олимпик» под видом «Титаника» был отправлен в рейс. При этом его капитану был отдан приказ двигаться на всей скорости, несмотря на любые предупреждения об айсбергах. Катастрофа была спланированным актом.

Несколько лет назад из затонувшего лайнера удалось извлечь более четырех тысяч предметов. Ни на одном из них не было пометки «Титаник». Авторы книги утверждают, что настоящий «Титаник» прослужил компании еще двадцать лет под именем «Олимпика» и был списан в 1935 году. Насколько это правда, судить только читателю. К сожалению, возможности получить достоверные доказательства не существует.

Это была очередная легенда о событии, которое повергло в шок весь мир. Но действительную причину гибели «Титаника» не может знать никто.

Все мы слышали о жуткой трагедии – гибели огромного парохода по названием “Титаник”. Однако, эти факты о Титанике знакомы далеко не каждому.

После того, как Титаник получил пробоину от столкновения с айсбергом и начал тонуть, почти три часа на корабле царил хаос.

Пожалуй, самая жуткая часть трагедии – медленное разрушение.

Музыканты Титаника играли более двух часов. Они хотели сделать все возможное, чтобы успокоить пассажиров, которые садились в спасательные шлюпки. Один из выживших пассажиров второго класса рассказал о решении музыкантов. Это героический поступок – играть в то время, когда корабль тонет.

Тем ранним утром 15 апреля 1912 года, через четыре дня после выхода в море, всего в 400 милях от берега погибли 1500 человек. Среди них были и музыканты. Это одна из самых известных трагедий прошлого века. Но что мы действительно знаем об этом?

Ознакомьтесь с 10 фактами гибели Титаника, о которых мало кто знал.

1. Титаник получил 6 предупреждений о возможном столкновении со льдами

Титаник мог бы остаться на плаву, если бы столкнулся с айсбергом лоб в лоб. Перегородки на корабле были очень мощные.
Но, как мы все знаем, корабль получил пробоину в подводной части.

4. Предположительно, на спасательные шлюпки смогли попасть 3 собаки

Два шпица и один пекинес пережили гибель Титаника. Считается, что они спаслись из-за своих малых размеров.
Всего на корабле было 12 собак, принадлежавших пассажирам первого класса, но три маленькие собачки были единственными, которые выжили.

5. Последний сигнал SOS был передан с неверными координатами

В то время, как широта была передана правильно, показатель долготы был искажен на 14 миль. Даже если бы помощь прибыла вовремя, она прибыла бы в неправильное место.
Каким образом, и почему были даны неправильные координаты? На этот вопрос до сих пор нет четкого ответа, что вызывает различные домыслы.

6. Не проводились учения, как правильно организовать посадку пассажиров в спасательные шлюпки

Все мы видели фильм «Титаник» режиссера Камерона. Наш разговор пойдет не о достоинствах фильма, получившего 11 Оскаров, а о том, что режиссер в целом добросовестно отнеся к историческому материалу.

Картина гибели великого корабля, выглядит не только впечатляюще, но и невероятно достоверно. Потому почти каждый из нас имеет достаточно информации, чтобы представить размеры "Титаника", его интерьеры, публику и обстоятельства его гибели. Но все же в фильме есть моменты (впрочем, как и в других рассказах о "Титанике") , где события либо искажены, либо недостаточно освещены. Именно на них мы и остановимся.

Вода чертовски холодная, а шлюпок на всех не хватит, только для половины. Так что половина людей утонет.
- Не лучшая половина.

Мы помним эти слова. Пожалуй, одна из самых сильных цитат из фильма.

Но вот насколько она соответствуют истине?

На "Титанике" было 2225 членов экипажа и пассажиров, из них 908 – экипаж, 1317 пассажиров (324 - в первом классе, 128 - во втором, 708 - в третьем). При этом в свой первый рейс океанский суперлайнер выходил полупустой! Он был рассчитан на гораздо большее количество пассажиров – 2566.

Количество спасательных шлюпок на "Титанике" всего 20, и они были рассчитаны на 1178 человек. Спаслось лишь 708 человек. Как минимум можно было спасти на этих шлюпках еще 500 человек.

Судя по фильму в лодках были в подавляющем большинстве лишь пассажиры первого класса. Но это совсем не так! Было спасено лишь 202 пассажира из первого класса, 306 (!) - из второго и третьего. Причем двум третям мужчин из первого класса места в шлюпках не нашлось. Ни в одной из морских катастроф ни до, ни после "Титаника" сильные мира сего – миллионеры, богачи и аристократы не погибали в таком количестве, а вот пассажиров третьего класса оказалось на шлюпках точно поровну – как женщин, так и мужчин. Больше всего (в процентном отношении) погибло именно пассажиров второго класса.

Спасательная команда буксирует одну из шлюпок "Титаника"

Считалось, что такие огромные суда не могут утонуть быстро, а потому шлюпки рассматривались не как спасательное средство, а в большей степени как средство эвакуации пассажиров на другое судно поблизости. В этом случае для задачи перевозки пассажиров такое количество было вполне достаточным. С суперлайнерами случались аварии – взрывались котлы, они садились на мель, пробивали днище о скалы, сталкивались с другими судами, но до катастрофы с "Титаником" ВСЕГДА оставались на плаву.

Кроме того, обвинители забывают об очевидной истине, эвакуировать ВСЕХ даже если было достаточное количество шлюпок команде все равно не удалось бы. Смотрите сами – столкновение с айсбергом произошло в 23:45. Затем достаточно много времени ушло на оценку повреждений и принятие решение об эвакуации, спуск шлюпок начался через сорок минут после удара. Последние две шлюпки были спущены в 2:05, к этому моменту крен судна был уже критический, а в 2:20 все было кончено. Еще две лодки спустить так и не успели. Будь шлюпок в два раза больше - вряд ли количество спущенных лодок было больше. "Титаник" утонул СЛИШКОМ быстро.

Но даже в этом случае была возможность спасти многих пассажиров, оказавшихся в воде. И речь вовсе не о невернувшихся в шлюпках.

Дело в том, что и капитан, и вахтенные «Титаника» наблюдали огни другого судна, именно для него предназначался пуск сигнальных ракет, начатый после полуночи. Если бы это судно подошло к «Титанику» – большинство бы успели спасти, даже тех, кто оказался в воде. К сожалению, радист «Калифорниэн» (так называлось это судно) к этому времени ушел спать, а на запуск ракет капитан не среагировал, хотя вахтенный офицер доложил ему об этом сразу. Они даже наблюдали сам «Титаник», освещенный сигнальными ракетами, а не только его огни. В то время запуск ракет означал одно – «терплю бедствие». Даже если представить, что капитан сомневался в назначении ракет, ему было бы достаточно вызвать радиста в радиорубку, чтобы выяснить причину. Однако ничего подобного сделано не было. Помощь пришла слишком поздно – через три часа от другого судна «Карпатия».

Фотография "Калифорниэн" сделанная на следующее утро после гибели "Титаника". Фотографировали с "Карпатии".

Были ли другие шансы если не избежать катастрофы, то хотя бы уменьшить ее масштабы? Без всякого сомнения были.

С момента обнаружения айсберга до столкновения прошло всего несколько минут. В тот момент, когда пришло сообщение «Айсберг прямо по курсу» первый помощник капитана вахтенный офицер Мердок дал команду «Право руля!» и перевел рукоятку машинного телеграфа на «Полный назад».

Уильям Макмастер Мердок

громное судно, несущееся по океану со скоростью 42 километра в час, обладает гигантской инерцией, однако "Титаник" успел отвернуть от лобового удара и айсберг лишь вскользь прошелся по левой части носа. Удар показался не столь сильным, многие пассажиры даже не восприняли его как столкновение – лишь как легкую вибрацию.

Как позже выяснилось «Титаник» даже не получил пробоины как таковой, от удара разошлись листы обшивки судна, сорвав заклепки. Судно получило несколько узких разрезов общей длиной до девяноста метров, вода сразу начала затапливать пять отсеков. С этого момента «Титанику» оставалось жить чуть больше двух часов, и уже ничего не могло спасти его.

Айсберг, потопивший "Титаник". Сфотографирован на следующий день.

Если бы Мердок стал поворачивать, не дав команды «Полный назад», был бы шанс, что «Титаник» успел бы уклониться от столкновения. Дав команду «Полный назад» Мердок остановил винты на полминуты необходимые для реверса и сразу резко ухудшил управление судном. С этого момента шансов избежать столкновение уже не было.

Но самое интересное в том, что если бы Мердок не стал бы отворачивать и дал бы только команду «Полный назад», он таким образом максимально повысил бы шансы «Титаника» на выживание. Лобовое столкновение привело бы к затопление одного, максимум двух отсеков, но вполне возможно «Титаник» остался бы на плаву!

Признаться такое допущение вызвало у меня лично большие сомнения. Пока я не узнал, что подобное уже случилось в 1907 году – германский суперлайнер «Кронпринц Вильгельм» на максимальной скорости (около 40 км в час) столкнулся с небольшим айсбергом, сильно повредив нос, но все же смог своим ходом добраться до порта. В нашем случае и айсберг, и судно были больших размеров, но все же последствия скорей всего оказались бы не столь фатальными как в реальности.

Титаник.. Как много в этом слове интересного и таинственного. Несмотря на то, что его история сама по себе полна невероятных и даже мистических фактов, самое большое внимание к этому кораблю-легенде привлёк одноименный фильм режиссёра Джеймса Кэмерона. И это неудивительно, особенно если учесть, что даже спустя 20 лет фильм по-прежнему является вторым самым кассовым фильмом всех времён.

Тем не менее есть ещё очень много невероятно интересных фактов о корабле, которых вы не узнаете из фильма. 15 увлекательных фактов о трагически известном Титанике мы приготовили для вас далее.

«Крушение Титана»

В 1898 году (14 лет до крушения Титаника) Морган Робертсон написал повесть под названием «Тщетность», которая была переиздана в 1912 году под названием «Тщетность, или крушение Титана». В повести шла речь о вымышленном океанском лайнере, который затонул из-за столкновения с айсбергом. В книге корабль также описывается как "непотопляемый" и на нём также не хватало спасательных шлюпок для всех пассажиров.

Сходства довольно странные, если не сказать жуткие.

Было очень много знаменитых людей, которые должны были быть на Титанике, но отказались в последний момент

У Милтона Херши, основателя «Hershey"s», одной из самых крупных компаний, производящих шоколад, был билет, но он не сел на корабль.

Гульельмо Маркони, изобретатель телеграфа, предложили бесплатный билет на «Титаник», но вместо этого он сел на корабль Лузитания, который также затонул, хотя и не во время путешествия Маркони.

Джон П. Морган, основатель JP Morgan, собирался отправиться в круиз на Титанике, но в последний момент отказался, чтобы остаться на курорте во Франции.

Альфред Гвинн Вандербилт был одним из самых богатых людей в Америке, который также планировал отплыть на Титанике, но почему-то решил не делать этого. К сожалению, Вандербильт погиб три года спустя в во время крушения Лузитании.

Американский писатель Теодор Драйзер также планировал сесть на Титаник, но его отговорил английский издатель, который посоветовал ему сесть на более дешевый корабль.

Исидор Штраус, совладелец крупнейшей американской сети универмагов «Macy"s», умер на борту Титаника

Он и его жена Ида возвращались из Европы, где они проводили зиму, как вдруг корабль врезался в айсберг.

Ида отказалась покидать Исидора, чтобы спастись на спасательной шлюпке. Она отдала горничной свою шубу, заявив, что ей она больше не понадобится. Она сказала: "Я не оставлю своего мужа. Мы жили вместе, и мы умрем вместе тоже".

В последний раз их видели на палубе, они стояли вместе держась за руки.

В фильме эта пара олицетворяет Иду и Исидора Штраус

Тело Исидора было восстановлено, доставлено в Новую Шотландию и, в конце концов, помещено в мавзолей на кладбище Вудлоун.

Тело Иды так и не было найдено. Вместо тела её семья набрала воду с места кораблекрушения в урну, и поставила её в тот же мавзолей.

Роберт Баллард обнаружил обломки Титаника в 1985 году, но искал он совсем не его

Баллард был нанят правительством США для сверхсекретной миссии с использованием подводного робота, которого он изобрел, чтобы найти две атомные подводные лодки, затонувших в 60-х годах.

Флот заключил с ним сделку - найдёшь подводные лодки, и мы профинансируем экспедицию по поиску Титаника. И это именно то, что произошло.

Он нашел подводные лодки за отведённые ему по контракту 12 дней, а затем обнаружил Титаник.

Открытие Балларда подтвердило, рассказы выживших о том, как затонул Титаник

Выжившие говорили, что во время крушения корабль разломился на две части, но многие им не верили. Представьте как были удивлены учёные, когда рассказы выживших подтвердились.

На Титанике были молодые мальчики, служившие в качестве членов экипажа

Их называли "Колокольчики", и некоторым из них не было и 14 лет.

К сожалению, никому из "Колокольчиков" не удалось выжить.

Самым молодым пассажиром, выжившим после крушения Титаника была Элизабет Глэдис Миллвина Дин

Ей было всего 2 месяца, когда она вместе со своей семьёй поднялись на борт Титаника. После того, как корабль врезался в айсберг, отец посадил Элизабет, ее мать и брата в спасательную шлюпку №10, пообещав уплыть на одной из следующих шлюпок. Им повезло занять место, потому что они были одни из первых пассажиров 3-го класса, которые подоспели к шлюпкам. Её отец Бертрам Фрэнк Дин погиб в катастрофе.

После смерти Элизабет в возрасте 97 лет в 2009 году, ее кремировали, а пепел развеяли в доках Саутгемптона, из которых когда-то отплыл Титаник.

У дозорных матросов на марсовой площадке не было биноклей

Незадолго до отплытия Титаника судоходная компания «White Star Line» перевела матроса Дэвида Блэра на другой корабль. Да, это важно.

Потому что спешно собираясь, он случайно прихватил ключ от шкафчика, где как считается хранились бинокли.

Настоящее фото айсберга, потопившего Титаник

Откуда фото? Его сфотографировали с другого корабля, после крушения Титаника.

После столкновения Титаник оставил на айсберге след красной краски.

Вы должны обязательно узнать кто такой Чарльз Джоуин

Он служил пекарем на корабле и пережил крушение действительно невероятным образом.

После столкновения Титаника с айсбергом Чарльз Джоуин стал выбрасывать стулья за борт, чтобы потом использовать их в качестве плавательного средства. Также он выпил большое количество алкоголя из запасов корабля.

Описывая момент, когда Титаник стал уходить под воду, Чарльз сказал: "Я словно опускался на лифте". Затем он провел несколько часов в холодной воде и был спасен, чтобы рассказать свою историю.

Чарльз Джоуин даже появился в одной из удалённых сцен фильма

Хоть конкретно эта сцена была вырезана, тем не менее «Чарльза» можно заметить, когда Джек и Роуз поднимаются наверх.

Масабуми Хосоно был еще одним выжившим пассажиром Титаника

Он был японским государственным служащим и единственным японским пассажиром на корабле, но примечателен он ни этим.

Дело в том, что после спасения он был заклеймён прессой, правительством и общественностью как трус за то, что ему не хватило храбрости уйти на дно вместе с кораблём.

Подлинная скрипка, на которой играли на борту Титаника

Считается, что скрипка на которой играл Уоллесом Хартли была утеряна, но в 2006 году её нашла женщина на чердаке.

После семи лет исследований учёные пришли к выводу, что это именно та скрипка, на которой Уоллесом Хартли играл «Ближе, Господь, к Тебе» во время затопления Титаника.

Вы же помните, что группа музыкантов играла на палубе музыку, когда Титаник шёл ко дну? Кстати о песне..

Музыканты с Титаника играли вовсе не ту музыку, которую вы могли слышать в фильме. На самом деле они играли это

Существует несколько вариантов исполнения «Ближе, Господь, к Тебе», каждый из которых играется по-своему.

Однако семья Уоллеса Хартли настаивает, что он играл именно этот вариант, так как он был методистским хормейстером, который исполнял эту версию в церкви.

Первый фильм о Титанике был показан спустя всего 29 дней после его крушения

Фильм назывался «Saved from the Titanic», а главную женскую роль в нём исполнила Дороти Гибсон, которая была реальным человеком, выжившим после крушения Титаником.

На Титанике было четыре дымовых трубы, но только три из них функционировали

Первые 3 трубы с конца корабля действительно были соединены с печами, но последняя - нет.

Четвёртая труба использовалась просто как вентиляционное отверстие, и как способ добавить некую симметрию общему виду корабля.

Арти Мур услышал о бедствии Титаника почти за 5000 км от его крушения

Арти Мур был радиооператором из Уэльса, который смог поймать сигналы бедствия с Титаника благодаря своему домашнему радиооборудованию. Он рассказал об этом местным жителям, но ему никто не поверил.

Через два дня новость о крушении Титаника достигла Уэльса.

Как только Гульельмо Маркони (изобретатель телеграфа) узнал о действиях Мура, то сразу предложил ему работу.

Вы можете сами посетить обломки Титаника

Всё, что вам нужно сделать, это просто купить билет в лондонской туристической компании Blue Marble Private и отправиться в 10-дневную экспедицию.

И это удовольствие обойдётся вам в $ 105129 с человека.

1. Для постройки «Титаника» было использовано 3 миллиона заклепок, большинство из которых было изготовлено вручную.

2. Для спуска судна на воду потребовалось 23 тонны жира, паровозного масла и жидкого мыла - для смазки направляющих сходней.

3. Конструкторы считали лайнер непотопляемым. Двойное дно и 16 водонепроницаемых переборок были для того времени ноу-хау. Однако конструкторы не знали, насколько пробивным может быть айсберг.

4. На «Титанике» не оказалось такой простой вещи, как бинокль. Капитан уволил своего второго помощника Блэра, а тот в отместку утащил ключи от сейфа, где лежали бинокли для впередсмотрящих.

5. Кораблекрушение случилось 14 апреля 1912 года. События воссозданы до мелочей. С самого утра раз десять экипажи других лайнеров передавали сводки о том, что айсберги уже неподалеку, но «Титаник» игнорировал эти предупреждения. Последняя сводка поступила на «Титаник» за 40 минут до столкновения. Но радист «Титаника» даже не дослушал сообщение и прервал связь.

6. На лайнере находились многие знаменитости того времени. Среди них, например, была миллионерша и феминистка Маргарет Браун. Она славилась тем, что знала пять языков и материлась на них как сапожник. После столкновения с айсбергом Маргарет помогала рассаживать людей по шлюпкам, но сама покинуть корабль не торопилась. Наконец кто-то силой столкнул ее в лодку и отправил в открытое море. Добравшись до другого корабля, «Карпатии», Маргарет тут же начала искать для пострадавших одеяла, продукты, составляла списки выживших, собирала деньги. К моменту прибытия «Карпатии» в порт она собрала для выживших 10 000 долларов.

7. Другой известный пассажир «Титаника», бизнесмен Бенджамин Гугенхайм, усадил в спасательную шлюпку свою спутницу. Он убедил ее, что они скоро увидятся, хотя понимал, что положение безнадежное. Вместе с камердинером он вернулся в каюту и переоделся во фрак, а потом сел за столик в центральном холле и стал пить виски. Когда кто-то предложил им все же попробовать спастись, Гугенхайм ответил: «Мы одеты в соответствии с нашим положением и готовы погибнуть как джентльмены».

8. Непогашеный билет на церемонию спуска на воду «Титаника» ушел с молотка на Лондонском аукционе за 56 300 долларов. А меню с борта лайнера со списком из 40 блюд было продано в Нью-Йорке за 31 300 долларов. Другое такое же меню в Лондоне ушло за 76 000 фунтов. Ключи от корабельного помещения, в котором хранились фонари для спасательных шлюпок, тоже сохранились и были проданы за 59 000 фунтов.

9. Лайнер тонул под музыку. Оркестр до последнего стоял на палубе и играл церковный гимн «Ближе, Господь, к Тебе».

10. Российские глубоководные аппараты «Мир» в 1991 и 1995 годах погружались к судну, которое сейчас находится на глубине 3,8 километра. Тогда аппараты сняли видео, которое вошло в пресловутый фильм Джеймса Кэмерона. В этом году в честь столетия гибели лайнера наши подводники снова обещали нырнуть к «Титанику».

11. ЮНЕСКО ждало сто лет, чтобы объявить обломки «Титаника» объектом культурного наследия. Для таких случаев у них есть специальная конвенция. Теперь ЮНЕСКО будет следить, чтобы предметы с «Титаника» не достались некультурным дайверам.

12. Выпущенный в честь столетия фильм «Титаник 3D» уже собрал в США внушительную сумму в 17,4 млн долларов. «Титаник» Джеймса Кэмерона 1997 года имел феноменальный успех и сборы по тем временам огромные: 1,8 млрд долларов. Побить этот рекорд удалось лишь спустя 12 лет кинофильму «Аватар».

13. Злополучный черный айсберг, точнее, его фотографию, нашли через 90 лет после гибели «Титаника». Спустя несколько дней после трагедии некий Стефан Регорек из Богемии на другом лайнере проплывал мимо места катастрофы и сфотографировал айсберг. После тщательной экспертизы было доказано, что вмятины на айсберге вполне могло сделать судно. Так что ледяная глыба тоже пострадала.

14. Джек Доусон, герой того самого фильма, который принес Кэмерону славу и богатство, - реальный персонаж. Правда, Кэмерон потом уверял, что имя он взял с потолка и что это совпадение. Тем не менее реальный Джек Доусон был угольщиком на «Титанике». Правда, влюблен он был не в зеленоглазую Кейт Уинслет (она ведь тогда еще не родилась), а в сестру своего друга, который и уговорил его стать моряком. В итоге все, конечно, погибли.

15. О «Титанике» до сих пор рассказывают легенды. Например, любители мистики указывают на то, что в 1898 году писатель Морган Робертсон сочинил роман «Тщета» - об огромном трансатлантическом лайнере и его самодовольных пассажирах. В повествовании совпадает очень много, например название судна - «Титан» - и столкновение с айсбергом холодной апрельской ночью.

16. Другая легенда гласит, что раз в шесть лет радисты ловят в эфире сигнал-призрак SOS c «Титаника». Впервые об этом заявил экипаж линкора «Теодор Рузвельт» в 1972 году. Радист покопался в архивах и нашел заметки своих коллег о том, что и они получали странные радиограммы якобы с «Титаника»: в 1924, 1930, 1936 и 1942 годах. В апреле 1996 года сигнал SOS с «Титаника» получило канадское судно «Квебек».

17. Хотя официальная версия гласит, что «Титаник» потопил айсберг, не все этому верят. Например, кое-кто утверждал, что «Титаник» потопила немецкая торпеда, которую выпустили сотрудники компании, построившей лайнер, чтобы получить страховку. Впрочем, это звучит малоубедительно, учитывая, сколько сотрудников компании погибло 14 апреля 1912 года.

18. «Титаник» был не единственным крупным лайнером компании «Уайт Стар Лайн». Корабль «Олимпик» начал строиться одновременно с «Титаником». В 1911 году при выходе в 11-й рейс «Олимпик» столкнулся с английским крейсером Hawk. Последний при этом чудом остался на плаву, в то время как «Олимпик» отделался небольшими повреждениями.

19. Младший брат «Титаника» - судно «Британик» должно было носить имя «Гигантик», но после крушения первого лайнера строители решили умерить амбиции. «Британик» был самым комфортным из трех кораблей: на нем были две парикмахерские, детская игровая комната, гимнастический зал для пассажиров второго класса. К сожалению, пассажиры не успели оценить достоинства нового лайнера. После начала войны он был переоборудован в судно-госпиталь и вскоре подорвался на мине недалеко от Греции. Правда, большинство людей, находившихся на борту, удалось спасти.

20. Последняя из пассажирок «Титаника» умерла в 2009 году в возрасте 97 лет. На момент кораблекрушения ей было 2,5 месяца.

Было интересно? Тогда почитай и эти статьи. Твоя эрудиция скажет тебе спасибо. Telegram-канал MAXIM: Чтиво

Статьи по теме