Основная тема в дороге тургенев. Иван Сергеевич Тургенев Стихотворение «В дороге». Сочинения по темам

Стихотворение Тургенева «В дороге» воспроизводит перед читателями великолепную картину осени. Картина туманного утра, красоты осеннего леса описывает в своем стихотворении поэт. Но эта тематика не является основополагающей. Автор повествует о своих душевных переживаниях, о мыслях сопровождающих его в пути. Он вспоминает грустные и счастливые моменты из своей жизни, которые с трепетом хранит у себя в душе. Он понимает, что прошлое не вернуть и теперь можно довольствоваться лишь воспоминаниями. Нельзя сказать, что он с большим сожалением говорит о том, что происходило, это больше похоже на некую тихую грусть и сожаление о том, как быстротечно время.

Также поэт вспоминает о минувшем чувстве влюбленности. Он вспоминает об этом, как о чем-то светлом. Также прекрасно он понимает, что все это уже в далеком прошлом и не так трогает душу, но он с большой теплотой вспоминает свои чувства.

Своеобразна композиция данного стихотворения. С каждой строчкой чувства будто бы усиливаются, становятся более отчетливыми и яркими. Стихотворение невероятно музыкально, неудивительно, что оно положено на музыку.

Для более яркой образности автор использует художественные приемы. В первую очередь стоит отметить многообразие эпитетов. Все стихотворение буквально пронизывает этот художественный прием. Благодаря его использованию мы отчетливо прорисовываем каждую деталь, воображая себя лирическим героем. Также автор использует олицетворение. Природа словно живое существо невидимой нитью связана с чувствами и мыслями человека. Создается впечатление, что по мере того как природа видоизменяется, у лирического героя также в голове образуется некоторый порядок и чувства приобретают завершенность и целостность.

Данное стихотворение не может оставить равнодушным ни одного читателя. Каждое слово врезается в память, а изображение природы невольно встает перед глазами. Что же хотел донести автор в своем стихотворении? Какая мысль буквально пронизывает все стихотворение? Не стоит жить воспоминаниями и цепляться за прошлое, все самое интересное всегда ожидает впереди. Лирический герой не сожалеет ни о чем, он понимает, что впереди его ждет нечто совершенно новое. Он не смотрит с безнадежностью и разочарованием на свою жизнь, он принимает жизнь с ее цикличностью, взлетами и падениями, разочарованиями и минутами истинного счастья.

6 класс, 10 класс

Вариант 2

В стихотворении «В дороге» Тургенев показывает нам картину туманного утра в осеннее время года. Но основная тематика состоит вовсе не в этом. Автор делится читателем своими душевными переживаниями и воспоминаниям. У каждого из нас, так или иначе, имеются воспоминания, о которых мы вспоминаем с грустной улыбкой. Это и люди, с которым мы больше, по тем или иным причинам, никогда не увидимся, это и места, в которые мы никогда не вернемся. Но всё это занимает огромное место в нашей душе, и каждый раз, когда мы открываем эту «шкатулку с воспоминаниями», нас будто бы уносит в те самые беззаботные дни, когда все было хорошо и будущее было туманным, но, тем не менее, радостным.

Также автор заставляет нас вспомнить тех, ради кого мы готовы были совершать поистине безумные поступки, тех, ради чьего взгляда, мы были способны буквально на все. Речь тут идет о любви. Каждый из нас испытывал те самые теплые чувства, и многие, как это ни печально, уже давно потеряли этих, некогда близких, людей. А ведь иногда так хочется снова, хоть на пару минут, вернуться в прошлое и оказаться бок о бок с тем самым человеком, заглянуть ему в глаза, сказать самые сокровенные слова, слова, которые ты тогда так и не сказал. Так хочется снова услышать тот голос, который уже никогда не услышишь.

Тургенев мастерски заставляет нас еще больше углубиться в самих себя. Он показывает нам всю грусть расставания с близким человеком. Мы еще думаем, что все еще обязательно будет, мы встретимся еще сотни и сотни раз, и, уходя, не знаем, что встреча эта была для нас последней. Стихотворение будто бы наполнено светлой грустью человека, который потерял нечто такое, на что он в далекие времена не обращал большого внимания. И только сейчас, спустя годы, он осознает, что, возможно, стоило тогда сказать на пару слов больше, и всё бы пошло совсем иначе.

Возможно, он бы находился сейчас далеко-далеко, возможно он был бы совсем другим человеком, но, увы, жизнь дается лишь единожды, и ошибки эта самая жизнь не прощает. Как бы человек не желал всё изменить, как бы он себя не обманывал, в душе он понимает, что точка уже поставлена и никогда он не окажется в тех местах, где он был счастливее всего, никогда он не будет рядом с теми людьми, которые раз за разом приходят к нему во снах. Но ничего не изменить. А человек, думающий иначе, либо не очень умный, либо желает себя обмануть. Может оно, конечно и лучше, жить в постоянном обмане. Но ведь разумом мы все понимает, разум нам не обмануть.

Тургенев, будучи тонким психологом с огромным жизненным опытом, очень остро понимал натуру человека. И этим стихотворением он в очередной раз доказал свое мастерство писателя, который способен заставить читателя задуматься над своей жизнью, и, возможно, что-то в ней переосмыслить и поменять.

Анализ стихотворения В дороге Тургенева 6 класс

За частую смысл стихотворения заключается в самом простом и банальном смысле, а иногда бывает, что смысл стихотворения настолько глубок и сложен, что далеко не каждый способен понять его даже после нескольких прочтений.
Сегодня хочется поговорить о таком произведении как стихотворение "В дороге". Первое, что хочется сказать, так это то, что созданию этого замечательного стихотворения мы обязаны одному из самых великих русских писателей, а именно Тургеневу Ивану Сергеевичу.

Данный писатель очень трепетно относился к своим произведениям, и поэтому его несколько оскорблял тот факт, что данное стихотворение более известно по первой строчке, нежели по его названию.
И так, давайте вернемся к смыслу данного стихотворения, он довольно таки прост и прозрачен. Воспоминания о былом, прошедшем является главным смыслом данного произведения.

Воспоминаниям, которые появляются в мыслях благоприятно соответствует ситуация, герой стихотворения находится в дороге, а как показывает время именно в дороге многие очень часто изучают свою ситуацию, анализируют свою жизнь, поступки и вспоминают.

Более того, конкретно в данном стихотворении воспоминаниям ещё и соответствует погода, а именно осень.
Что касается построения, то это стихотворение имеет очень интересную композиционную картину, которой автор сделал это произведение очень интересным и наполненным.

Если говорить более подробно, то это своеобразная рамочное обрамление произведения.

Причем границы проходят между строфами, что придает стихотворению плавность и непрерывность.

В заключении хочется сказать, что данное произведение очень близко для многих, потому что отражает внутренний мир каждого из нас.

4 вариант

Автор написал огромное количество разных произведений. Среди них были и баллады, поэмы, шуточные послания, а также и пародии. Если другие признавали его произведения талантом, то сам автор про себя такого сказать не мог. Имеется несколько стихотворений, на которые была наложена музыка и они стали прослушиваться намного сильнее и пронзительнее, чем раньше. Из всего читатели могут понять всю жизнь и судьба каждого из героев.

Произведение Тургенева «В дороге» больше всего относится к тем событиям, которые происходили очень давно и их уже вернуть невозможно, хотя порой очень хочется это сделать. Это первое стихотворение, в котором рассказывается о женщине, которая родилась и выросла в России и испытала на себе все тяготы этой жизни, да и судьба у нее была не такая уже простая, как это может показаться многим. Мечтами или мыслями он возвращается туда, где находится его любовь, и ему хочется опять окунуться туда, но все уже ушло.

Сначала стихотворения, как только у него появляются все эти мысли, он сначала погружается в них, а потом просит ямщика немного отвлечь его от всех этих мыслей и рассказать что-нибудь свое интересное и задорное. Ямщик сразу же вспоминает про свою любимую жену и начинает рассказывать о ней.

Из всего этого читатель узнает всю жизнь обычной крестьянки. Ее родители были богатыми и поэтому они могли позволить себе все что пожелают. Этого же и могла позволить и их дочь. У нее была подруга, с которой они вместе выросли. Но на этом их судьба разошлась в разные стороны. Одна женщина отыскала свою любовь и счастливо вышла замуж, а вторую девушку выдали насильно замуж и они уехали навсегда за границу.

Все события происходят в осеннее время. И это очень ярко и красочно описывает Тургенев. Именно в это время года ему нужно было отправляться в путь, и при создании произведения он решил изобразить именно этот момент. Именно сейчас, когда прошло очень много времени он готов вернуться назад и все поменять, чего раньше не сделал по каким-то определенным причинам, а может быть, просто не хотел. Из всего этого можно понять, что жизнь течет очень быстро и порой человек этого не ощущает сначала, а это начинает ощущаться немного позже.

Та женщина, которая была богатой стала обычной крестьянкой. И теперь ей приходилось не только работать в поле, но еще и прислуживать за боярынями. Кроме этого ей приходилось косить траву в поле, а ведь раньше она никогда не держала косу в руках и делать этого не умела.

Анализ стихотворения В дороге по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Тютчева О, как убийственно мы любим

    Практически все стихотворения Тютчева были посвящены определенным женщинам или музам, в которых он был влюблен. Также и стихотворение О, как убийственно мы любим вышло в свет

  • Анализ стихотворения Я болен, Офелия, милый мой друг! Фета

    Стихотворение является отсылкой к бессмертной драме Шекспира. Офелия – возлюбленная Гамлета, принца Датского, ее образ был интересен Фету, он даже посвятил ей целый цикл своих сочинений.

  • Анализ стихотворения Грусть Бальмонта

    Поэт Бальмонт вошел в мир литературы уже довольно успешным и сформированным поэтом. Официальным появлением на арене литературы случилось в 1890 году, Бальмонт выпустил маленький сборник своих произведений, причем ему было всего 23 года.

  • Анализ стихотворения Лермонтова Нет, я не Байрон, я другой…

    Стихотворение было написано поэтом в преддверии 18-летия. В то время в России была популярна поэзия европейского романтизма. В стихотворении автор использует сравнение лирического героя с Байроном

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа№1 сельского поселения «Село Троицкое»

Нанайского муниципального района Хабаровского края

Учитель: Коростелёва Наталья Николаевна

Конспект урока литературы.6 класс.

Программа по литературе для 5-11 классов (автор-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев)

Тема урока: И.С.Тургенев. Стихотворение «В дороге».

Цель : ученики научатся анализировать лирический текст на разных уровнях.

Задачи :

Сформулировать тему, основную мысль стихотворения;

Выявить особенности миросозерцания поэта;

Сравнить лирическое стихотворение и музыкальное произведение (романс на стихи);

Проанализировать выбор средств выразительности;

Соверщенствовать умение выразительно читать произведение;

Написать синквейн.

Оборудование: аудиозапись.

Актуализация знаний

Учитель Каждое произведение художественной литературы –это мир

Что можно вложить в понятие мир? (природа, мир человека, мир писателя,поэта и т.д.)

Продолжите мысль:Стихотворение -это мир (чувств, переживаний, эмоций поэта. лирического героя

Как можно проникнуть в мир поэта? Как мы это делали, изучая лирические произведения?

(анализировали)

Как можно проанализировать стихотворение? Назовите направления, критерии.

Какие задачи нам предстоит решить на уроке? Сформулируйте вопросы.

Предполагаемые ответы учащихся О чём стихотворение?Какие средства выразительности использует автор? Смысл названия.

Учитель корректирует задачи

Чтение стихотворения учителем или подготовленным учеником, или аудиозапись

Выявление первоначальных читательских впечатлений

О чём стихотворение?

Работа в парах. Построение диало га.

Фрагменты текста, на которых остановилось внимание при чтении стихотворения

Какие вопросы возникли у меня?

(вариант возможных вопросов учащихся)

Нивы печальные

Почему для героя всё вокруг выглядит печально?

Нехотя вспомнишь

Почему он вспоминает о прежних чувствах «нехотя»?

Вспомнишь и лица давно позабытые

К кому обращается герой в воспоминаниях?

Вспомнишь разлуку с улыбкою странною

Почему его улыбка «странная»?

Озвучивание вопросов в группе и классе.

Составление круга вопросов, на которые необходимо ответить в xo де анализа.

Мотивация

Сделайте в тетради краткое прозаическое изложение стихотворного текста. Что изменилось? Какое произведение вам нравится больше? Почему?

Яркое пятно урока

Я вам расскажу историю одного романса

(вариант учитель или подготовленное сообщение ученика)

Автор слов – И.С.Тургенев, автор музыки – Эраст Аггевич Абаза, морской офицер, который погиб в Крымской войне 1855 года и похоронен на Братском кладбище в Севастополе, на его надгробии выгравирована нотная строка «Утра туманного».

О личности Эраста Аггеевича Абаза и его жизни, к сожалению, известно очень мало.

И. С. Тургенев был частым гостем в доме Абаза. Здесь устраивались концерты, в которых принимали участие видные музыканты Рубинштейн, Венявский, Давыдов.

Однажды в Царском Селе на площади перед дворцом проходил парад, которым царь остался недоволен. Последовало приказание: ни одного офицера из полка в Петербург не отпускать. Это было похоже на арест. Изнывая от скуки, гусары решили пригласить к себе цыганский хор. Всю ночь звучали песни, звенели гитары. Забрезжил рассвет. За окнами стало белым-бело. Все вокруг покрыл пушистый снег... «Как красиво, как хорошо», - сказал Эраст Абаза. Утро туманное, утро седое - замечательно написал Тургенев». И он стал тихо напевать знакомые строки. Аккорды, сменяя друг друга, рождали мелодию. Сначала вполголоса, затем все громче вторил певцу хор цыган. Так на рассвете морозного утра родилась мелодия романса «Утро туманное».

Прослушивание романса «Утро туманное, утро седое...» на стихи И.С. Тургенева

Почему стихотворение положено на музыку?

Какие звуки преобладают гласные или согласные? (много гласных,их можно пропеть)

Какие согласные похожи на гласные (н,м,л-сонорные, их тоже можно пропеть) попробуйте пропеть!

Если стихотворные строки хочется пропеть, какие чувства появляются? (сопереживание, принимаешь как что-то личное)

Какое настроение после прослушанного романса? Почему?

Анализ стихотворения

У романса название «Утро туманное» по первой строчке, стихотворение И.С.Тургенева называется «В дороге»

Может ли у этих названий быть что-то общее? Различия?

Составьте ассоциативный ряд со словом «дорога», « утро»

Дорога - перемены, разлука, одиночество, скитальчество, неизвестность, неустроенность.

Утро – перемены, неизвестность, разлука, утро вечера мудренее, одиночество

Вывод: оба названия отражают тему стихотворения

О чём стихотворение И.С.Тургенева? (о разлуке)

Можно предложить задание:

Продолжите ряд «Разлука с привычным образом жизни, с любимой, с идеями, с детством, юностью, взглядами на творчество…

Как название связано с основной мыслью стихотворения?

Герой одинок и разочарован. Он прощается с прежней жизнью, но будущее для него неопределенно.

Почему поэт говорит о событиях, пережитых им совсем недавно, как о далеком прошлом?

Вчерашний день кажется ему давно прошедшим этапом.

Прочитайте выразительно первую строфу, найдите контрастные образы или эмоционально противоположные мотивы.

Настоящее - «былое».

Одиночество -«лица», (круг людей, общество, в котором вращался герой).

Какие чувства вызывают воспоминания? Какие слова указывают на отношение героя к прошлому?

Воспоминания вызывают сожаление : «нехотя вспомнишь».

Прочитайте выразительно вторую строфу. Найдите контрастные образы или эмоционально противоположные мотивы.

Обильные страстные речи - взгляды... робко ловимые.

Первые встречи - последние встречи.

Подберите синоним к словосочетанию «страстные речи»- бурные споры

Сколько строк во второй строфе поэт посвящает «страстным речам» (одну), а описанию мимолетных взглядов, встреч?(три) Почему?

В кругу, который он покинул, много и увлеченно говорили, но сам автор рассказывает об этом предельно лаконично. Его память удержала не столько содержание разговоров, сколько взгляды, мимолетные впечатления и переживания отношений («первые встречи, последние встречи»).

Прочитайте выразительно третью строфу. Найдите эпитет («улыбкою странною» Какое значение приобретает эпитет «странной»?

Странная улыбка - слабое отражение чувств, волнующих героя. Непролитая слеза дрожит, она видна за странной натянутой улыбкой

Лексическая работа .

Каково лексическое значение слова «родное»? В каком значении употреблено слово?

Как относится герой к прошлому? Возможно ли для него возвращение к прежним чувствам?

«Родным, далеким» кажется поэту время мимолетной влюбленности. Поэт понимает невозможность для себя возврата к старым чувствам, но относится к пережитому с уважением и теплотой.

Найдите повторы в стихотворении.(вспомнишь -5 раз) Попробуйте объяснить, чем они вызваны.

Какая строчка стихотворения связана с названием?

Вторичное прослушивание романса «Утро туманное, утро седое...» или выразительное чтение стихотворения учащимся.

Рефлексия

О чём стихотворение И.С.Тургенева? Основная мысль стихотворения?

Как вы смогли понять тему, сновную мысль лирического стихотворения И.С.Тургенева «В дороге»?

Напишите синквейн. Тема «Разлука»

Домашнее задание:

Выразительное чтение стихотворение наизусть (обязательное для всех учащихся)

Нарисуйте рисунок к стихотворению или подберите иллюстрации, фотографии, репродукции картин художников, созвучных стихотворению (сделать презентацию 2-3 слайда)

(по желанию)

Романов «Рудин» , «Дворянское гнездо» и множества других, не менее известных ценителям русской классики. Однако начинал свою творческую деятельность писатель именно с поэтических форм, да и в последние годы жизни прославился особым жанром, получившим впоследствии название «Стихотворений в прозе». Тургенев пробовал себя в роли автора поэм и элегий, баллад и мадригалов. Еще в середине XIX века он прославился своими эпиграммами и пародиями, экспромтами и шутливыми посланиями. Также перу Тургенева принадлежат переводы произведений величайших поэтов Европы: Байрона , Гейне, Мюссе, Вольтера .

Сам Иван Сергеевич очень сдержанно оценивал свои стихотворные опыты, считал, что вовсе не обладает поэтическим талантом. Но одно из его стихотворений не просто стало любимым романсом многих почитателей этого жанра, но даже было положено на музыку разными композиторами: Г. Катуаром, Я. Пригожим, А. Гедике.

Речь идет о стихотворении «В дороге» , больше известном по первой строчке - «Утро туманное, утро седое…» . Лирический сюжет довольно прост: герой в дороге вспоминает о былых днях. Унылый осенний пейзаж располагает не просто к задумчивости, а, скорее, к созерцательности, философствованию. В памяти героя невольно возникают моменты прожитой долгой жизни, возможно, поэтому и утро у него «седое» - такое же убеленное сединами, как и сам герой. Но при этом данное определение - «утро седое» - можно отнести к постоянным эпитетам, ведь туман очень часто сопоставляют с сединой (ср.: у С. Есенина - «седины пасмурного дня»).

Усиливается восприятие стиха с помощью повторения слова «вспомнишь» : оно использовано пять раз. Глагол в форме второго лица настраивает на диалог, как будто обращенный к читателю, создавая ощущение сопричастности к чему-то личному, интимному, но сами предложения носят обобщенно-личный характер, приглашая к разговору любого. При этом происходит постепенное «прояснение» картины: если сначала, как и положено ранним утром, все размыто, не имеет четких очертаний, то по мере того, как начинает светать, проясняется восприятие и героя, и читателя.

Параллельно с рассветом в природе происходит нарастание чувств лирического героя. Если сначала он «нехотя вспоминает и время былое, и лица, давно позабытые» , то уже в следующую минуту память услужливо предлагает вспомнить «обильные страстные речи» и взгляды, «жадно … ловимые» . И хотя читателю становится ясно, что речь идет о прошедшей любви («последние встречи» , разлука ), к тому же герой вспоминает об этом «с улыбкою странною» , но это не вызывает ощущение отчаянья и безнадежности. Это сопоставимо со словами героини рассказа И. Бунина «Темные аллеи» Надежды: «Все проходит, да не все забывается».

Удивительно, как мудро и точно удалось передать 25-летнему писателю такое состояние светлой грусти, свойственное стихотворениям о несчастной или уже прошедшей любви (как у Пушкина в его стихотворении «На холмах Грузии…»). Гораздо более поразительным можно считать тот факт, что, написанное в 1843 году, это стихотворение было прощанием с одной любимой женщиной - Татьяной Бакуниной, а стало предвестником долгого и мучительного романа с другой - Полиной Виардо, молодой певицей, замужней женщиной, которую Тургенев нежно и трепетно любил на протяжении почти 40 лет.

И читатель вслед за героем стихотворения «В дороге» тоже должен понять, что все выпавшие на долю человека испытания делают его более мудрым, стойким, наполняют дорогими сердцу воспоминаниями, дают возможность просветленности сознания героя, очищения его души (катарсиса) после заново пережитых мгновений прошлого.

  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева

В девятнадцатом веке Иван Сергеевич был знаменит благодаря своим эпиграммам и пародиям.Однако свой талант поэта Тургенев не расценивал как что-то действительно стоящее. Но все же есть одно стихотворение, которое стало широко известным: стихотворение «В дороге». Оно было положено на музыку несколькими композиторами, например, Катуаром,

Пригожим и Гедике.Многие узнают это стихотворение по первой строчке: «Утро туманное, утро седое…».

По смыслу, главный лирический герой вспоминает о прошлом. Пейзаж на фоне четко передает характер дум и настроение героя: грустная печальная осень просто располагает к задумчивости и размышлениям о жизненных вопросах. «Утро седое» указывает на возраст главного героя.

На протяжении всего произведения фигурирует глагол «вспомнишь», как будто автор обращается и к читателю, как к старому знакомому. Он вызывает нас на философский разговор. И снова большую роль играет пейзаж: утро, не имеющее четкого очертания

– начало нашего разговора, где мы ничего еще не понимаем.

Однако потом появляется все больше света, мы видим ясную светлую картину – так же и в разговоре с писателем, от буквы к букве, все яснее и яснее.Вместе с возрастанием понимая и изменением пейзажа, меняется и настроение лирического героя: он начинает вспоминать более яркие и чувственные сцены из своей жизни.

Несмотря на то, что речь идет об ушедших романтических чувствах, у нас не остается ощущения тоски и грусти.Это стихотворение было написано в 1843 году, в честь расставания с возлюбленной – Татьяной Бакуниной.Вместе с героем, читатель становится все мудрее. Вместе с лирическим героем, мы приобретаем очищение души.

Статьи по теме