Сравнительный анализ сказки и фильма 12 месяцев. Краткое описание героев сказки Двенадцать Месяцев С. Маршак. Несколько интересных сочинений

В замечательной зимней сказке С.Маршака рассказывается о чуде, случившемся с маленькой девочкой на исходе года. Данная волшебная история позволяет проникнуться очарованием зимнего леса и почувствовать новогоднюю атмосферу, а также убедиться в том, что плохих людей неминуемо постигнет наказание, а счастливы будут лишь те, чья душа наполнена любовью и светом. Кроме того это поучительный рассказ о трудолюбии: сама природа помогает тем, кто работает с удовольствием и не требует награды.

Сказочная история начинается с неисполнимого каприза вздорной королевы, пожелавшей получить подснежники в обмен на золото. Всем понятно, что цветы зимой не растут, но злая мачеха все равно гонит нелюбимую падчерицу в лес на верную погибель. Доброй и ласковой героине суждено замерзнуть в лютую стужу, но ее спасает чудесная встреча с таинственными братьями-месяцами, которые одаривают ее редкими для декабря цветами.

Девочка не знает своих спасителей, но они хорошо с ней знакомы: встречали ее то набирающую воду, то таскающую дрова, то склонившуюся над грядками. Братьям известно, что кроткая и трудолюбивая девочка вынуждена терпеть злобные придирки мачехи, оставаясь при этом доброй и приветливой.

Братьев-месяцев – главных позитивных героев сказки – писатель показывает справедливыми и честными. И это естественно для природных сил. В их власти карать за злые намерения. Доказательства этому легко встретить не только в сказке, но и в реальной действительности.

Персонажи сказки не наделены именами. Ни падчерица, ни королева, ни мачеха не имеют собственного имени. Подобным приемом автор показывает целостное общество, без разделения на личности. В каждом герое воплощена собственная прослойка. Сирота явилась олицетворением бедного и трудолюбивого народа, в королеве нашли отражение безжалостность и глупость, свойственные правителям, в советниках легко заметить подхалимство и трусость чиновников.

В сказке только месяцы имеют имена. В собирательном образе братьев заключено все могущество природы, дающей человеку возможность дышать, добывать пищу, продолжать род. Не всегда люди умеют ценить то, что их окружает. Как и недалекая сказочная королева хотят лета, а не зимы, ругают осадки. А ведь в природе любая погода является звеном обязательной цепи, обеспечивающей существование жизни.

Сказка о двенадцати месяцах учит тому, как важно быть добрым и отзывчивым, уважать труд и всегда сохранять человеческий облик.

Анализ 2

Без преувеличения сказка "Двенадцать месяцев» Маршака любима всеми. Она может научить многому не только детей, но и взрослых, открыв глаза на истинные человеческие ценности.

Главная героиня – падчерица, с самого начала вызывает симпатию у читателей своей добротой, искренностью и желанием помочь своим близким. Он добра и приветлива к своим сводным сестрам и мачехе, которые, безусловно, являются отрицательными персонажами и никакой симпатии не вызывают. На противостоянии этих героев автор показывает постоянную борьбу добра и зла, очень характерную для русских народных сказок. Но, как и в народном эпосе у Маршака после долгого противоборства добро всегда побеждает зло. Честность и трудолюбие главной героине в этой борьбе играют не последнюю роль.

Во многих сказках всегда присутствуют королевы или принцессы. Так вот, как то раз молодая королева возжелала подснежников зимой, пообещав тому, кто это исполнит корзину золота. Злая мачеха тут же отправила нелюбимую падчерицу на поиски. Далее с девушкой случается чудо. Заблудившись в лесу, она встречает двенадцать месяцев, братьев. Сказочные братья не только спасли ее от холода, но и помогли раздобыть корзину подснежников зимой. Они попросили девушку сохранить в тайне волшебную историю появления подснежников в лютые морозы. Королева хотела утопить девушку, а сестры и мачеха мечтали о подарках, полученных от сказочных братьев, но в сказке этого не случилось. Добро восторжествовало, а зло было наказано.

Сказка написана в виде пьесы. Она разделена на четыре действия, которые в свою очередь состоят из картин. Каждая картина, это маленькая законченная история, произошедшая в определенном месте: в лесу, во дворце. В действиях участвуют также лесные звери: зайцы, вороны, волк. У каждого из них своя роль. Они создают атмосферу сказочного праздника, помогают читателю поверить в реальность происходящего.

Важной деталью в сказке «Двенадцать месяцев» является незаметное на первой взгляд разительное изменение в характере королевы. Из капризной и злой, она становится доброй и нежной. На ее примере Маршак показывает читателю неизбежность победы добра над злом. Даже противной мачехе и завистливым сестрам автор дает возможность исправиться. Превращенные братьями волшебниками в собак, из-за их постоянного лая, они сохраняют надежду вернуться в человеческое обличие. Если будут хорошими и добрыми.

Даже самым юным читателям эта сказка помогает разобраться что хорошо, а что плохо. Во что надо верить и на что надеяться. Как правильно поступать. Доброта, порядочность и честность всегда побеждают ложь, зависть и лицемерие.

Несколько интересных сочинений

  • Мысль семейная в романе Толстого Война и мир сочинение

    Тема семьи, ее роли в жизни человека заботила Л. Н. Толстого на протяжении всей его жизни. Целая череда ярких и разных семей проходит перед нами в романе «Война и мир».

  • Цвета в романе Преступление и Наказание Достоевского

    Роман «Преступление и наказание» написан великим и известным русским писателем девятнадцатого века Федором Михайловичем Достоевским. В своем произведении автор придал большое значение цветам

  • Сочинение Моя любимая народная сказка

    «Морозко» – моя любимая народная сказка, знакомая с детства. Рождественская история работящей девушки, которую обижают мачеха и сводная сестра. Рассказ о сказочном персонаже, приходящем на помощь бедной падчерице.

  • В этой повести А. С. Пушкин рассказывает историю из жизни обычного станционного смотрителя - Самсона Вырина. Автор описывает его нелегкую судьбу. В любую погоду, не зная отдыха, он вынужден работать

  • Анализ поэмы Корсар Байрона

    Данная поэма Джорджа Байрона – известного английского поэта – вошла в сборник «Восточных поэм».

Цели:

· Учить анализировать художественное произведение.

· Воспитывать отношение к таким нравственным категориям, как «добро» и «зло».

· Развивать речь, а также такие общеучебные действия, как: анализ, обобщение.

Оборудование:

ПК, мультимедийный проектор,

СД-диск со слайд-презентацией – сопровождением урока,

иллюстрации к сказке, корзина с «подснежниками».

Ход урока:

1. Организационный момент.

На одном из уроков я вас спросила, что такое «добро» и «зло»? Вспомним, как вы отвечали.

(Демонстрация видеофрагментов.)

Затем я вас просила поискать высказывания о добре и зле известных людей, народную мудрость.

(Чтение высказываний.)

И, как вы уже понимаете, тема нашего урока будет связана с этими понятиями. А поскольку мы с вами познакомились с содержанием сказки «Двенадцать месяцев», то тема:

«Добро и зло в сказке «Двенадцать месяцев».

Когда мы завершаем знакомство с содержанием произведения, нам предстоит какой этап работы?

(Анализ произведения.)

Итак, будем анализировать сказку С. Маршака. Сегодня мы остановимся на таких этапах анализа, как:

1. Особенности жанра.

2. Идейное своеобразие.

3. Образная структура.

Перед вами рабочие листы урока. Ознакомьтесь с ними, пожалуйста. В таблице «Оценивание» вы видите три колонки. Поставьте, пожалуйста, сами себе оценку на начало урока, т. е. как вы считаете, насколько готовы к уроку. Затем будет ваша оценка в конце урока. Итоговую оценку выставлю я.


2-3. Реализация д/з. Освоение нового материала.

1. Особенности жанра.

Начинаем анализ сказки. Что сразу отметили мы с вами, когда впервые открыли эту сказку?

(Есть только разговор героев, нет слов автора и описаний.)

Как определен жанр сказки?

(Пьеса-сказка.)

Итак, особенностью сказки «Двенадцать месяцев» является то, что это сказка – пьеса.

Напомню вам историю создания сказки. Незадолго до Великой Отечественной войны пересказал сказку «Двенадцать месяцев» по мотивам славянских сказок.

В 1943 году, в грозные дни борьбы с фашизмом, превратил ее в пьесу. Маршак считал, что в пьесе можно говорить «не только словами, но и действием – языком, понятным всем». Пьесы – это драматические произведения, обычно для постановки в театре. Сыгранная на сцене пьеса – это спектакль.

Пьеса – это драматическое произведение: содержание в нем передается в речи и поступках действующих лиц, отсутствуют описания.

Вспомним, какие еще роды литературы мы знаем, какие жанры им соответствуют?

(Эпос, лирика, драма.)

2. Идейное своеобразие.

Продолжаем анализ. Следующий этап: идейное своеобразие. Какой вопрос нам помогает понять идею произведения?

(Для чего?)

Еще раз напомню историю сказки. В основу сюжета Маршак положил словацкое народное предание о девочке, встретившей под Новый год все двенадцать месяцев одновременно.

(Столкновение противоборствующих сторон.)

Между кем мы видим столкновение в сказке?

(Между королевой и профессором; между мачехой, дочкой и падчерицей; между королевой и падчерицей…)

А если попытаться обобщить, то как это можно выразить в каких-то более общих понятиях?

(Столкновение добра и зла.)

ДОБРО и ЗЛО – понятия, с которых мы начинали наш урок. Мы пытались сами определить их, обращались к высказываниям известных писателей и ученых. А сейчас предлагаю найти определения этих понятий в словаре.

(Работа со словарями.)

В большинстве сказок раскрывается тема борьбы добра и зла. Но каждый автор раскрывает эту идею под новым углом зрения. Самуил Маршак в своей сказке «Двенадцать месяцев» ставит на первый план очень трудные и вместе с тем интересные вопросы:

Является ли покорность частью доброты?

Может ли твердый и несокрушимый человек быть добрым?

Может ли безропотный человек увеличивать зло в мире?

(Чтение словарных статей.)

https://pandia.ru/text/80/204/images/image002_153.jpg" width="636" height="148 src=">

Вернемся к идейным вопросам сказки и ответим: а кто является носителем перечисленных качеств: доброта, покорность, твердость, несокрушимость, безропотность ?

(Люди, герои, персонажи сказки.)

Чтобы ответить на эти вопросы и понять идейное своеобразие сказки (каждый образ сказки воплощает ответ на эти вопросы) предлагаю вспомнить действующих лиц пьесы-сказки и дать им характеристику. И мы переходим к 3-ему этапу анализа – к образам произведения.

(Физкультминутка.)

3. Образная структура.


Вспомним героев сказки.

(Ответы учащихся.)

Охарактеризуем этих героев. Причем, характеризовать их будем в свете темы нашего урока (т. е. добро или зло воплощает образ) и, применяя такой тип речи, как рассуждение. Что характерно для рассуждения, вспомним?

(Рассуждение состоит из тезиса и доказательства.)

А в целях экономии времени организуем работу в группах: каждая группа охарактеризует определенных героев.

(Распределение групп.)

Перед тем как представитель группы начнет отвечать, мы посмотрим сюжет из сказки и ответим на вопросы (для видеосюжетов: Что бы вы усовершенствовали в игре героев этого фрагмента и какие качества героев проявляются в этой сцене? ; для инсценировок: какие качества героев проявляются в этой сцене? )

(Видеофрагмент)

Ответ 1-ой группы:

Королева

Безответственная, своевольная, неблагодарная, в силу своих недостатков очень одинокая, капризная, ленивая, надменная, бессердечная. (Эпизоды: не желает учиться, указ – «казнить», подснежники зимой, морозит падчерицу…)

Ответ 2-ой группы:

Профессор

Умный, терпеливый, выдержанный, робкий. (Эпизоды: соглашается с Королевой, боится противоречить…)

(Видеофрагмент)

Ответ 3-ой группы:

Мачеха и Дочка

Они были очень завистливыми. Плохо относились к Падчерице, желали ей смерти; подлые, лживые, жадные, бессердечные, злые. (Эпизоды: отправляют в лес падчерицу, выбирают корзину побольше, рассказывают небылицы во дворце…)

(Инсценировка)

Ответ 4-ой группы:

Двенадцать месяцев

Олицетворяют собой народнопоэтическую стихию. Волшебное и обыкновенное переплетаются в этих образах, делая их очень яркими, запоминающимися. Все доброе, гуманное, светлое связано с ними. (Эпизоды: помощь падчерице, добрые отзывы о ней, наказание мачехи и ее дочки…)

(Инсценировка)

Ответ 5-ой группы:

Падчерица

Послушная, трудолюбивая, добрая, скромная, весёлая. Добрая, милая, работящая, вежливая, верна слову. (Эпизоды: общение в лесу, верность слову, выполнение работы по дому…)

4. Подведение итогов.

Итак, как решает С. Маршак проблему столкновения добра и зла в сказке?

Думаю, вам поможет такой вопрос: почему Профессор объясняет Королеве, что законы природы нарушить невозможно, а для Падчерицы братья-месяцы все-таки нарушают эти законы?

(Падчерица побеждает неподвластные законы природы, так как она способна жить по законам добра, в гармонии и с людьми, и с природой, которая в ответ открывает ей всю свою красоту, свою тайну.)

- Анализ образов сказки, ее художественные особенности помогли понять нам ее главную идею.

- Предлагаю вам самостоятельно сформулировать свое понимание идеи пьесы-сказки: как соотносятся в ней добрые и бесчеловечные герои, к каким выводам мы приходим, рассматривая добро и зло в сказке; как изменилось ваше понимание таких категорий, как добро и зло.

(Записи в рабочих листах. Их чтение для всех.)

Пьеса «Двенадцать месяцев», как и лучшие народные сказки, несет важные нравственные идеи, ведет читателя и зрителя в мир добрых, подлинно человеческих отношений, где нет места злобе, где сама природа дружит с честными тружениками.

Добро всегда побеждает зло, силы природы помогают только добрым и трудолюбивым людям.

Поставьте себе оценку, как вы себя оцениваете по итогам работы на уроке.

Итоговые оценки выставлю вам я, когда проанализирую ваши самооценки и работу на уроке.

5. Д/з. Комментарий.

Написать рассуждение на тему: «Добро и зло в моей жизни». (Комментарий вариантов д/з.)

Завершить наш урок хотелось бы маленькой лирической зарисовкой. Мы с вами потрудились и у нас тоже, как в сказке, среди зимы есть своя корзина подснежников:

Цветок весны, идущий к нам по снегу, –

Простой цветок,

Но сколько он несет

Добра и радости, и счастья человеку.

Только благодаря труду и терпению, добросердечию и душевной теплоте могут свершаться чудеса, жизнь от которых становится светлее и добрее!

Приложение 1

Инсценировка

Действие 2. Картина 1. (фрагмент)

Январь (вполголоса). Я её сразу узнал, как только увидел. И платочек на ней тот же самый, дырявый, и сапожонки худые, что днём на ней были. Мы, зимние месяцы, её хорошо знаем. То у проруби её встретишь с вёдрами, то в лесу с вязанкой дров. И всегда она весёлая, приветливая, идёт себе – поёт. А нынче приуныла.

Июнь. И мы, летние месяцы, её не хуже знаем.

Июль. Как не знать! Ещё и солнце не встанет, она уже на коленях возле грядки – полет, подвязывает, гусениц обирает. В лес придёт – зря ветки не сломит. Спелую ягоду возьмёт, а зелёную на кусте оставит: пусть себе зреет.

Ноябрь. Я её не раз дождём поливал. Жалко, а ниче­го не поделаешь – на то я осенний месяц!

Февраль. Ох, и от меня она мало хорошего видела. Ветром я её пробирал, стужей студил. Знает она Февраль-месяц, да зато и Февраль её знает. Такой, как она, не жалко среди зимы весну на часок подарить.

Апрель. Отчего же только на часок? Я бы с ней век не расставался.

Сентябрь. Да, хороша девушка!.. Лучшей хозяйки нигде не найдёшь.

Апрель. Ну, если по нраву она вам всем, так подарю я ей своё обручальное колечко!

Декабрь. Что ж, дари. Дело твоё молодое!

Приложение 2

Инсценировка

Действие 1. Картина 3. (фрагмент)

Старуха. Что, на дворе метет?
Падчерица. Так метет, что ни земли, ни неба не видать. Словно по облакам идешь. Еле до дому добралась. Старуха. На то и зима, чтобы метель мела. Падчерица. Нет, такой вьюги за целый год не было да в не будет.
Дочка. А ты почем знаешь, что не будет? Падчерица. Да ведь нынче последний день в году! Дочка. Вон как! Видно, ты не очень замерзла, если загадки загадываешь. Ну что, отдохнула, обогрелась? Надо тебе еще кое-куда сбегать.
Падчерица. Куда же это, далеко?
Старуха. Не так уж близко, да и недалеко.
Дочка. В лес!
Падчерица. В лес? Зачем? Я хворосту много привезла, на неделю хватит.
Дочка. Да не за хворостом, а за подснежниками!
Падчерица (смеясь). Вот разве что за подснежника-ми -- в такую вьюгу! А я-то сразу и не поняла, что ты шутишь. Испугалась. Нынче и пропасть не мудрено -- так и кружит, так и валит с ног.
Дочка. А я не шучу. Ты что, про указ не слыхала?
Падчерица. Нет.
Дочка. Ничего-то ты не слышишь, ничего не знаешь! По всему городу про это говорят. Тому, кто нынче подснежников наберет, королева целую корзину золота даст, шубку на седой лисе пожалует и в своих санях кататься позволит.
Падчерица. Да какие же теперь подснежники -- ведь Зима...
Старуха. Весной-то за подснежники не золотом платят, а медью!
Дочка. Ну, что там разговаривать! Вот тебе корзинка.
Падчерица (смотрит в окно). Темнеет уж... Старуха. А ты бы еще дольше за хворостом ходила -- так и совсем бы темно стало.
Падчерица. Может, завтра с утра пойти? Я пораньше встану, чуть рассветет.
Дочка. Тоже придумала-- с утра! А если ты до вечера цветов не найдешь? Так и станут нас с тобой во дворце дожидаться. Ведь цветы-то к празднику нужны.
Падчерица. Никогда не слыхала, чтобы зимой цветы в лесу росли... Да разве разглядишь что в такую темень?
Дочка (жуя пирожок). А ты пониже наклоняйся да получше гляди.
Падчерица. Не пойду я!
Дочка. Как это -- не пойдешь?
Падчерица. Неужели вам меня совсем-совсем не жалко? Не вернуться мне из лесу.
Дочка. А что же -- мне вместо тебя в лес идти?
Падчерица (опустив голову). Да ведь не мне золото нужно.
Старуха. Понятно, тебе ничего не нужно. У тебя все есть, а чего нет, то у мачехи да у сестры найдется!
Дочка. Она у нас богатая, от целой корзины золота отказывается. Ну, пойдешь или не пойдешь? Отвечай прямо -- не пойдешь? Где моя шубейка? (Со слезами в голосе). Пусть она здесь у печки греется, пироги ест, а я до полуночи по лесу ходить буду, в сугробах вязнуть... (Срывает с крючка шубку и бежит к дверям.)
Старуха (хватает ее за полу). Ты куда? Кто тебе позволил? Садись на место, глупая! (Падчерице.) А ты -- платок на голову, корзину в руки и ступай. Да смотри у меня: если узнаю, что ты у соседей где-нибудь просидела, в дом не пущу, -- замерзай на дворе!
Дочка. Иди и без подснежников не возвращайся!
Падчерица закутывается в платок, берет корзинку и уходит. Молчание.
Старуха (оглянувшись на дверь). И дверь-то за собой как следует не прихлопнула. Дует как! Прикрой дверь хорошенько, доченька, и собирай на стол. Ужинать пора.

Сказки любят все: и дети, и взрослые. Следя за волшебными приключениями героев, мы одновременно получаем важнейшие нравственные уроки, становимся чище, добрее. Пьеса-сказка С. Я. Маршака "Двенадцать месяцев" очень яркая, поэтичная и светлая. Наряду с колоритными персонажами действующим лицом в ней становится природа, щедрая на метели, подснежники, ягоды и проливные дожди. Произведение ставится во многих театрах, по его мотивам созданы прекрасный мультфильм (1956 г.) и фильм для детей (1972 г.).

История создания

Все мы с детства помним замечательные стихи и сказки С. Я. Маршака. Сам писатель вспоминал, что маленьким был вынужден читать книги для взрослых, так как других не было. Возможно, поэтому он так много внимания уделял литературе для детей.

Однако во время войны писатель переключился на взрослую аудиторию. Это продолжалось до получения письма от одного мальчика. Ребенок спрашивал, почему его любимый автор ничего не сочиняет для детей именно сейчас, когда им так страшно? В результате в 1943 году на свет появилась пьеса-сказка "Двенадцать месяцев". В ее основу легла словацкая легенда о новогоднем костре и братьях-месяцах, собравшихся вокруг него.

Завязка

Драматическая сказка "Двенадцать месяцев" начинается в зимнем лесу, где волк беседует с мудрым вороном, а бельчата и заяц играют в горелки. Падчерица, посланная мачехой за хворостом, видит эту картину. Она удивляется поведению зверей. Случайно встреченный солдат объясняет, что под Новый год случаются настоящие чудеса. Он помогает девушке собрать хворост. Она, в свою очередь, показывает солдату самую лучшую елку, которую тот отвозит во дворец.

Четырнадцатилетняя королева в это время под руководством пожилого профессора изучает математику и чистописание. На уроке она капризничает и угрожает отрубить голову учителю, если тот пытается ей противоречить. В конце концов юная королева высказывает желание получить подснежники к Новому году и подписывает приказ. Согласно ему, в королевстве наступил апрель. Тому, кто принесет во дворец подснежники, она обещает целую корзину золота.

Мачеха и ее жадная дочка страстно хотят получить награду. Вернувшуюся из леса падчерицу они посылают обратно, несмотря на сильную метель. И запрещают приходить домой без подснежников.

Волшебная встреча у костра

Далее в сказке "Двенадцать месяцев" рассказывается о блужданиях замерзающей падчерицы по лесу. Неожиданно она выход к костру, за которым сидят братья-месяцы разных возрастов. После вежливого приветствия девушка рассказывает им свою грустную историю. Месяцы не раз видели в лесу трудолюбивую девушку. Чтобы помочь ей, Январь на один час уступает место Апрелю.

Кроме подснежников, падчерица получает в подарок кольцо. Если бросить его и произнести волшебные слова, месяцы придут на помощь. Перед уходом девушка обещает никому не рассказывать об увиденном. Домой она возвращается с полной корзиной цветов.

Коварство и капризы

Пока падчерица спит, мачехина дочка крадет у нее из руки волшебное кольцо. Проснувшись, девушка просит вернуть подарок. Однако мачеха с дочкой не слушают ее. Они уходят во дворец, прихватив подснежники.

Юная королева не желает признавать наступление Нового года без весенних цветов. Получив их, она пытается узнать, где "две особы" нашли их. Смущенные мачеха и дочь сочиняют историю о чудесном озере в лесу, возле которого посреди зимы распускаются цветы, зреют ягоды и грибы. Королева хочет ехать туда немедленно. Страх перед смертной казнью заставляет мачеху и ее дочку сознаться в обмане. Их посылают за падчерицей.

Королева с придворными отправляется в лес, где и продолжается дальше сказка "Двенадцать месяцев". Солдаты прорубают путь благородной процессии. От работы служивым становится жарко, в то время как придворные дрожат от холода. Королева, чтобы согреться, берет метлу и приказывает остальным следовать ее примеру. В это время подъезжают мачеха с дочкой и кроткая падчерица.

Королева дарует последней шубу и сулит другие подарки. Падчерица просит одного: вернуть ей украденное кольцо. Мачехиной дочке приходится сделать это. Однако милость королевы мгновенно сменяется на гнев, когда падчерица отказывается сказать, где достала подснежники.

Кульминация

События в драматической сказке "Двенадцать месяцев" развиваются стремительно. Падчерице угрожают казнью. С нее срывают шубу, швыряют в прорубь колечко. Девушка едва успевает произнести волшебные слова и тут же исчезает. В лесу наступает весна. Радостная королева бежит к подснежникам, но сталкивается с проснувшимся медведем. Придворные пугаются, и только солдат с профессором помогают капризной девочке.

Вслед за весной приходит лето, а затем осень с ливнями и ураганами. Придворные в страхе сбегают во дворец, прихватив всех лошадей. Королеву забывают в лесу. С ней также остаются мачеха с дочкой, старый профессор и солдат. Возвращается морозная зима. Герои не могут выбраться без лошадей и начинают замерзать.

Тут появляется загадочный старик и обещает исполнить желание каждого. Королева просится домой, солдат - к костру. Профессор высказывает пожелание, чтобы времена года снова вернулись на положенные им места. Мачехина дочка загадывает шубы для себя и для матери, хотя бы собачьи. И тут же получает их. Мать укоряет ее, что не попросила собольи. За перебранку загадочный старик превращает мачеху и дочку в собак. Солдат предлагает запрячь их в сани.

Финал

Пьеса-сказка "Двенадцать месяцев" снова переносит нас к костру. Вокруг него сидят не только братья-месяцы, но и падчерица. Волшебные персонажи дарят ей сундук с красивыми нарядами, сани и чудесных коней, а также обещают наведываться в гости. В это время подъезжают остальные герои на собачьей упряжке. Месяцы позволяют им погреться у костра. Чтобы вернуться во дворец, королева должна попросить помощи у падчерицы, так как на грызущихся собаках далеко не уедешь. Однако надменная девушка не умеет делать этого.

Солдат учит ее просить об услуге по-доброму. Падчерица усаживает всех в свои сани, одаривает шубами. С месяцами она договаривается о том, чтобы через три года привести заколдованных собак к новогоднему костру. Если те исправятся к тому времени, то вернут первоначальный облик. Гости покидают лес. Братья-месяцы поют песню для встревоженной природы.

Образ падчерицы

Сказка "Двенадцать месяцев" тесно связана с народным фольклором. Падчерица символизирует собой все лучшие женские качества, прославляемые на Руси: доброту, трудолюбие, скромность, вежливость, честность, терпение, самопожертвование. Она тесно связана с природным началом, понимает язык животных, восхищается красотой леса. Это искренняя, открытая девушка может проявить твердость и пойти на смерть, чтобы сберечь доверенную тайну.

Именно ей природа приходит на помощь, являя настоящие чудеса. Сказка показывает, как любовь и огромное уважение ко всему окружающему способны преобразить мир вокруг и самого человека. В конце истории падчерицу наряжают в новые одежды, вышитые серебром. Но даже преобразившись, она продолжает сочувствовать своим врагам, приходит им на помощь (узнает, как вернуть прежний облик мачехе с дочкой, подвозит королеву, хотя та хотела ее казнить). Именно к этому нравственному эталону призывает нас стремиться автор.

Мачеха и дочка

Во многих сказках главной героиней становится добрая, кроткая сиротка. Злая мачеха и ее избалованная дочь постоянно обижают девушку, но она не держит на них зла. Эта народная традиция четко прослеживается в сказке Маршака "Двенадцать месяцев".

Мачеха и ее дочь меркантильны. Ради богатства они способны погубить падчерицу, пойти на ложь, предательство. Даже между собой героини постоянно ссорятся. Дочь готова послать мать в сильнейшую метель искать подснежники без всякого угрызения совести.

Маршак показывает, что такое отношение к людям ведет к серьезным проблемам. В сказке отрицательный персонаж обязательно наказывается. Мир бумерангом возвращает человеку и добро, и зло. Эгоистичные мотивы никогда не приводят к счастью.

Королева

Не все герои сказки "Двенадцать месяцев" так однозначны. Четырнадцатилетняя королева - сирота, чем вызывает сочувствие к себе. Ее некому было воспитывать, так как девочка росла без родителей. Придворные поклонялись ей и исполняли все капризы. Раздутое самомнение привело к ужасающим последствиям. Королева не знакома с моральными нормами, привыкла легко распоряжаться жизнями подданных. Она уверена, что даже природа должна выполнять ее капризы.

При этом девушка умна, проницательна и умеет делать правильные выводы. В своей первое беседе с профессором она с затаенной тоской выспрашивает, как бы он наказал свою обычную ученицу за непослушание. И по собственной воле идет в угол, пусть на несколько секунд. Впервые оказавшись в опасности и почувствовав свою беспомощность, девушка понимает истинное отношение к себе окружающих. Придворные в страхе разбегаются. На помощь юной королеве приходят старый профессор и солдат, хотя она и обходилась с ними плохо.

Оставшись без поддержки, своевольная девочка осознает свою ошибку и даже находит силы кротко просить падчерицу о помощи. Она способна измениться в лучшую сторону и делает первые шаги в этом направлении. Персонаж показывает, что любой человек может совершать в жизни ошибки. Важно вовремя осознать их и попытаться все исправить.

Другие персонажи

Рядом с Королевой мы видим льстивых придворных и лицемерных послов. При первой опасности все они сбегают, сбросив своенравную девушку в лесной чаще. Это воплощение неискренних отношений между людьми.

Положительным героем сказки "Двенадцать месяцев" является солдат. Он отзывчив, великодушен, всегда действует по совести и думает о благополучии других людей. Солдат не слушается приказов вышестоящих лиц, если они безрассудны, готов пожертвовать собой и непритязателен. Своим желанием согреться у костра он щедро делится с Профессором и Королевой.

Старый учитель - натура неоднозначная. Он образован, старается жить в согласии с законами природы, глубоко переживает из-за безнравственности и эгоизма Королевы. Но в то же время боится расправы над собой и идет на поводу у капризной девчонки. Этот внутренний конфликт постоянно гложет персонажа. В трудную минуту он, однако, не теряет присутствия духа, смело бросается спасать от медведя ученицу. Маршаку удалось изобразить доброго, честного, справедливого старика, которого жизнь вынуждает идти на компромисс со своей совестью.

Образы волшебных братьев

Характеристика сказки "Двенадцать месяцев" не будет полной без анализа самых загадочных ее персонажей. Братья - олицетворение природных стихий, непоколебимого миропорядка. В то же время каждый следующий месяц младше своего предшественника. Через их образы показана не только бесконечная смена времен года, но и смена поколений.

Непросто добраться до двенадцати месяцев. В сказке только падчерица приходит к ним коротким путем, так как живет в гармонии с природой и своей душой. Остальные вынуждены прежде пройти испытания. Братья видят насквозь каждого человека. Кого-то они щедро награждают, а кому-то помогают прозреть, дают нравственные уроки. Но у каждого, даже у мачехи и ее дочери, есть возможность исправиться.

Смысл пьесы

В сказке "Двенадцать месяцев" добро и зло традиционно ведут свою борьбу. И происходит это сражение на фоне красивейшей природы. Она живет по своему гармоничному порядку. Если человек, поддавшись эгоистичным порывам, пытается разрушить его, он терпит поражение.

Совсем другое отношение к себе заслуживают люди, уважающие природу и окружающих людей. Они сохраняют гармонию в душе, поэтому способны видеть и чувствовать больше остальных. Именно для них среди ночного, заснеженного леса горит яркий огонь. В периоды тяжких испытаний свет собственной души освещает им дорогу, а силы природы приходят на помощь, творя настоящие чудеса.

Прочитав полностью сказку "Двенадцать месяцев", вы наверняка восхититесь ее поэтичностью, легкостью и мудростью. Маршак показал нам, что нет ничего необратимого. Нужно учиться жить в соответствии с законами миропорядка, быть отзывчивым к бедам другого человека и красоте окружающего мира.

Добрый день единомышленники! Сегодня я хочу пригласить вас побеседовать – поразмышлять над смыслом сказки С. Я.Маршака «12 месяцев».

Дочь и падчерица

Во многих сказках встречаются такие персонажи как дочь и падчерица. Причем падчерица – дочь отца и живет она в его доме, а значит в своем, а дочь — родная дочь матери, которая вошла в уже готовый дом, ею не созданный. Об отце говорится, но его, как действующего лица, нет. На мой взгляд – отец – дух человека, мачеха – земное тело человека, материя.

Мы знаем, что после падения из Эдема, человечество оказалось в дуальном мире, в мире, где существует свет и тьма, добро и зло, тепло и холод ит.д. то есть в мире двух противоположностей. Условно они обозначаются плюс и минус (дух – положительные качества — плюс, материя –отрицательные качества — минус).
В Ветхом Завете есть (Бытие, гл 25, ст.22 и дальше) интересные персонажи: Исаак – сын Авраама, жена его Ревекка, которая родила 2 сыновей. «…, Сыновья, еще находясь в утробе ее стали биться. Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему. Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве (человек, освобождающий свою душу от всего «звериного» — дружащий с совестью), человек полей – свободный от привязки к материальным ценностям, чувственный. А Иаков был человеком кротким, живущим в шатрах (любил роскошь). Исаак (отец) любил Исава, Ревекка (мать) любила Иакова». То есть по сути те же два персонажа. Причем сказано, что Исав был старшим. От голода он продал свое первородство (…что за честь, коли нечего есть…) Иакову. Иаков вместе с матерью (приземленные качества души), хитростью испросили у отца благословения – Иаков «сыграл» Исава и отец благословил: «да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, да послужат тебе народы, будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей… Исав же получил такое благословение: от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше; и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи (шеи) твоей».

Заметьте: Иакову – даст тебе Бог, а Исаву – от тука земли будет обитание твое. И еще: — да поклонятся тебе сыны матери твоей. То есть поклонятся те, кому дороги те же ценности – богатства мира.

Дуальность мира

Наш мир, дуальный мир, как бы разделен на два народа. И вся история человечества отслеживает постоянные войны: между государственными системами, между государствами, внутри государств тоже неоднородно (отсюда революции). Даже в семьях одни дети ближе и родней матери, другие – отцу. И много бывает обид на то, что одного ребенка больше любят, а другого меньше. То есть разделение идет по всем планам бытия (что наверху, то и внизу; что в малом, то и в большом).
Конечно же само разделение это плохо, но у него есть и свои положительные стороны (как у любого явления в нашей жизни): мы быстрее развиваемся и получаем много опыта именно во время серьезных испытаний. Много передач смотрела по телевизору, да и книги читала о жизни великих людей. Столько труда и невзгод, что диву даешься: как они выжили, откуда бралось столько жизненной силы? А сколько для людей сделали! Это и Святые всех времен и народов, великие ученые, поэты, музыканты, воины! Невольно сравниваешь их судьбы с судьбой падчерицы из сказки.

Взросление души

«…А теперь послушай, что я скажу. Довелось тебе нынче в последнюю ночь старого года, в первую ночь Нового года встретиться со всеми двенадцатью месяцами разом. Когда еще расцветут апрельские подснежники, а у тебя уж корзинка полна. Ты к нам по самой короткой дорожке пришла, а другие идут по длинной дороге – день за днем, час за часом, минута за минутой. Так оно и полагается. Ты этой короткой дорожки никому не открывай, никому не указывай. Дорога эта заповедная». Все великие люди каким-то образом прозрели: открыли законы всемирного значения, написали бессмертную музыку, картины, которыми восхищаются люди уже много веков и т.д. Но как они получили эти великие дары?

«Ну, а дорогу-то в лес, к подснежникам, ваша зверушка показать может? Да уж, верно, может. Только вот захочет ли… — Ну, я тоже упрямая! Посмотрим, кто кого переупрямит!»
Мы приходим в этот мир с какими-то качествами (это нам подсказывают звезды в общих чертах – в начале 90 стых мы все очень увлекались гороскопами). Эти данные нашего тела и нашей души достались нам от предков – родового древа, а как мы распорядимся этим «капиталом»: преумножим его или растранжирим (притча о талантах), это зависит от наших усилий.

В каждом из нас есть такие качества характера: мужество, стремление к совершенству, равновесие, взаимопомощь, самоотверженность, справедливость, умение быть благодарным, быстрота мышления, беспристрастие, творческая самореализация, беззаветное служение, артистичность. Мы рождаемся с одним из этих, или примерно, качеств характера, но за жизнь желательно обрести и все остальные. Это означает в сказке ускоренную встречу с каждым месяцем года. Достигается это конечно огромным трудом: душа соединяется с духом (огонь костра) в человеке. Устремленный и ищущий (ищите и обретете, стучите и вам откроется, просите и дастся вам) становится сильным духом, обретает полную гармонию в душе: «Теперь уж не ты у нас, а мы у тебя гостить будем. Все по очереди перегостим. Каждый со своим подарком придет». – Так сказали месяцы трудолюбивой падчерице.

Конечно у каждого положительного качества есть и их противоположности. В сказке есть отрицательные персонажи, носители негативных качеств. Каждый из них получил в итоге, что «заработал», извлек из ситуации свои уроки.

Это, естественно, один из пластов информации, заложенной в сказке. Со временем может и еще что – то откроется, что сокрыто. Может у кого-то есть другие соображения по этой сказке? Кстати, есть интересная тема – космический портал. Отражена ли она в сказках?

Сказка "Двенадцать месяцев" - это зимняя история, которая рассказывает нам о добре и зле. Это поучительный рассказ о том, что нужно помогать другим людям, и тогда твои деяния вернутся тебе сторицей. Это волшебная пьеса, которая зачаровывает и новогодней атмосферой. Одной фразой можно описать ее краткое содержание. "Двенадцать месяцев" - это послание из детства, благодаря которому мы знаем, что плохие люди всегда будут наказаны, а те, кто несет свет и любовь, обретут счастье и мир.

История написания сказочной повести

Известный в то время советский писатель Самуил Маршак написал "Двенадцать месяцев". Сказка была создана совсем не в сказочное время. За окном гремели залпы Второй мировой войны, и ничего не напоминало о чуде. Но писатель не вешал нос, он делал свое дело, и на страницах рукописи вскоре зажили своей жизнью выдуманные герои.

Перед этим у писателя случилось горе - умерла его маленькая любимая дочурка. И после этой трагедии он всецело отдался детской литературе, написанию стихов и рассказов для малышей. Таким образом он как будто общался с дочерью, посвящая ей все новые и новые сказочные истории.

Есть несколько версий написания повести "Двенадцать месяцев". Маршак позаимствовал сюжет у чешского автора, известной писательницы Божены Немцовой, или же он по-своему изложил народную греческую сказку. Так это или нет, уже не имеет значения. Потому что мир получил необычайно интересную и увлекательную историю о новогодних приключениях маленькой девочки.

Краткое содержание сказки "Двенадцать месяцев"

В первую очередь это рассказ о трудолюбии. Такие выводы можно сделать, прочитав его краткое содержание. "Двенадцать месяцев" повествует о том, что все на свете, даже силы природы, помогают именно таким людям - тем, кто не боится работы, кто делает ее с удовольствием и не просит ничего взамен.

А все начинается с того, что под Новый год принцесса издает указ: принести ей корзину подснежников за хорошую награду. Злая мачеха и ее ленивая родная дочка хотят получить обещанные золотые монеты. Они очень жадные, но еще больше их одолевает лень. Поэтому в лес, в мороз и стужу, они выгоняют падчерицу. "Иди, и не возвращайся без цветов," - говорят они ей напоследок и захлопывают дверь перед ее носом.

В лесу бедная девочка встречает возле костра братьев-месяцев, которые помогают ей и дарят корзину подснежников за ее доброту и ласку. Они еще не раз помогают главной героине. Даже когда королева со всей свитой едет в чащу, узнает о том, что ее обманули, и хочет казнить девочку, месяцы налетают всей гурьбой. Они наказывают мачеху и ее дочь, задают хорошую трепку вредной королеве и щедро одаривают маленькую сиротку. Это то, что хотел донести до нас Маршак. "Двенадцать месяцев" (краткое содержание передано выше) - сказка, которая пропагандирует добро, показывает, что зло и подлость всегда будут наказаны.

Позитивные герои

Положительным является главный персонаж этой истории - падчерица, которая с самого утра принимается за работу. "И дрова таскает, и воду набирает", - говорит о ней Январь. Июль поддерживает и описывает, как целый летний день работает она у грядок. Девчушка постоянно терпит обиды и насмешки мачехи и но от этого не становится злой. Наоборот, ее приветливость и доброта еще больше озаряют все вокруг.

Братья месяцы - тоже позитивные "Двенадцать месяцев". Маршак показывает нам их справедливость и честность. Силы природы и должны быть такими. Наказывать людей за их зловредную деятельность - это то, что мы наблюдаем не только в этой повести, но и в реальной жизни. Эту главную мысль вложил в свой рассказ Самуил Маршак. "Двенадцать месяцев" (краткое содержание выглядит как простая сказка) на самом деле учит нас быть бережливыми, бескорыстными, щедрыми и добрыми к окружающему миру и к людям. И позитивные герои повести - пример для подражания.

Негативные персонажи

Тут нам есть, где разгуляться. Начнем с мачехи и ее дочери. Обе жадные и постоянно ищут наживы. Им всего мало, и в погоне за богатством они идут по головам.

Препятствий не существует - можно пойти на кражу, вранье и предательство. Рассказ "Двенадцать месяцев" ярко показывает, как все эти негативные черты характера они выплеснули на ни в чем не повинную падчерицу, за что в итоге и поплатились.

Королева - еще один Избалованная, привыкшая давать только указания, она не терпит, когда ей противоречат. Если сейчас она хочет, чтобы наступил апрель, то так и будет. Издаются указы, рубятся головы, назначаются казни только ради удовлетворения ее мимолетных желаний. Но гордыня наказуема - это то, что нам уже поведало краткое содержание сказки "Двенадцать месяцев".

Свита королевы - все вместе и каждый по отдельности - тоже один сплошной негативный образ. Они во всем потакают своей правительнице, закрывают глаза на ее капризы и несправедливые решения. Они смирились с ее поступками и стали апатичными ко всему. Отсутствие своего мнения и бездумная рабская покорность - качества далеко не положительные. Это передает даже краткое содержание. "Двенадцать месяцев" - сказка, которая в упрощенном варианте ярко раскрывает основную идею автора.

Фантастика и жизненная правда

Много жизненного показывает нам повесть "Двенадцать месяцев". Сказка воплотила в себе реальную жизнь - люди, которые готовы предать ради золота, несправедливые управленцы, которые не щадят простых смертных и играют ими, как пешками. Все характеры, описанные в рассказе, безусловно взяты из жизни и раскрыты во всей полноте. Кроме того, правда показана в поступках героев. Например, добрый жест солдата, который готов мерзнуть ради сиротки, только чтобы ей было тепло в его шинели. Именно такие мелочи показывают нам, что это за человек - как в сказке, так и в жизни.

Несмотря на правдивые описания, тут есть и много выдуманных, волшебных моментов. Физическая оболочка братьев месяцев и их тезки на небе, разговоры зверей и птиц - не существуют в обычной жизни. То же самое можно сказать о резкой смене сезонов - весна накрывает зиму, через минуту уже лето, дальше на смену им врывается осень, и еще через минуту зима снова вступает в свои права.

Таким сочетанием фантастического и реального Маршак создал непередаваемую атмосферу в произведении "Двенадцать месяцев". Сказка не похожа на другие истории, она вселяет в нас веру, что братья-месяцы действительно существуют.

Тема борьбы добра и зла в сказке "Двенадцать месяцев"

Именно она проходит через всю повесть, и это ярко демонстрирует нам краткое содержание. "Двенадцать месяцев" показывает, что автор всеми силами пытался дать ответ на вопрос: "Является ли покорность воплощением доброты или зла?" Ведь с первого взгляда кажется, что она больше относится к первому проявлению человеческого характера, но это совсем не так. В сказке мы видим, что покорность мачехи и свиты перед королевой приводит только к самодурству правительницы. Видя, что никто ей не перечит, она выдает указы один глупее другого, отчего страдают простые люди.

Та же покорность падчерицы перед мачехой тоже ни к чему хорошему не привела. Если бы не братья-месяцы, девочка бы просто замерзла в лесу и погибла. Поэтому Маршак отвечает сам на свой вопрос: покорность - не всегда хорошее качество, иногда она является проявлением слабости, что в итоге порождает зло. Он ее осуждает. Борьба добра в обличьях мудрости и трудолюбия, верности и ласки противостоит в повести злу, как воплощению покорности, жадности и эгоизма.

Использование фольклора в речи персонажей

Самуил Маршак использовал интересные речевые обороты, фольклорный говор в рассказе "Двенадцать месяцев".

Герои говорят яркими фразами, сказка наполнена живыми репликами. Его звери общаются, используя характерные междометия и эпитеты. Если это ворон, то обязательно его монолог украшен традиционным "Карр!".

Истинное мастерство показывает автор, слишком индивидуализируя речь своих персонажей. Это мы четко прослеживаем по монологам падчерицы. В них ярко выраженный народно-поэтический стержень. Слова льются, как песня. Фразы очень мелодичные и ритмичные. Каждый диалог в рассказе дышит народным творчеством.

Многие литературные критики уверены, что именно в славянском фольклоре берет свое начало детский рассказ "Двенадцать месяцев". Сказка раскрывает нам о верованиях наших далеких предков - о том, что времена года имеют человеческий облик, что звери в лесу умеют говорить нашим языком, что силы природы являются карой за нехорошие деяния.

"Изюминка" сказки

Вы когда-нибудь замечали, как зовут героев повести "Двенадцать месяцев"? Думаю, нет. И это совсем не удивительно - автор не дал ни одного имени своим персонажам. Советник, королева, падчерица, мачеха - все они без собственного имени. Маршак хотел показать общество в целом, не переходя на личности. Каждый герой воплощает в себе один слой общества: сиротка - народ, бедный и трудолюбивый, королева - правителей, безжалостных и часто глупых, советник - чиновников, подхалимов и трусов, мачеха - управленцев, готовых ради наживы перечеркнуть все человеческое.

Имена есть только у двенадцати месяцев. Силы природы в образе братьев показаны только с позитивной стороны. И это понятно, ведь окружающий мир дарит человеку жизнь. Благодаря ему мы дышим, выращиваем урожай, продолжаем свой род. Но зачастую люди этого не ценят. Они недовольны тем, что сейчас зима, а не лето, им не нравится дождь, они разочарованы из-за сильного мороза за окном. Хотя мы знаем, что у природы нет плохой погоды. Каждое ее проявление - это обязательное звено цепочки, без которой жизнь на Земле была бы невозможной.

Экранизация

После всеобщего успеха печатной повести, написанной Маршаком, наконец-то на экранах телевизоров мы увидели "Двенадцать месяцев". Отзывы людей свидетельствуют о том, что мультик, который вышел в свет в 1952 году, побил рекорды по своей популярности. Дети по достоинству оценили чудесную новогоднюю историю.

Создал полнометражную анимационную картину режиссер Иван Иванов-Вано. Всем нам известные еще с детства декорации мультика и его героев рисовал мастер своего дела Анатолий Сазонов. Сказка вышла на экраны и в качестве полнометражного фильма для детей.

"Двенадцать месяцев" - нравственная история, которая учит нас быть чуткими и добрыми, любить труд и оставаться человеком в любой ситуации. Уже больше полувека она относится к классике своего жанра. И дети, и взрослые во всем мире любят и читать это произведение, и смотреть его экранизацию. В ближайшие новогодние праздники обязательно посмотрите ее еще раз эту сказку всей семьей.

Статьи по теме