Военное положение в Польше (1981—1983). Военное положение в польше Либеральный поворот Гомулки

Начало политических трансформаций. 1956 год стал поворотным для Польши. Даже относительно жёсткий авторитарный режим не смог переломить польские политические традиции и политическую идентичность, в основе которой лежала идея о полной независимости страны и о возможности выбора собственного пути развития. Начался период, который характеризовался чередованием тенденций либерализации и реакции. Правительство Гомулки провело ряд реформ: кооперативизация стала добровольной, было распущено большинство кооперативов, землю возвратили крестьянам-единоличникам, в экономике была допущена ограниченная частная инициатива, было смягчено давление на прессу, рабочие получили возможность участвовать в управлении предприятиями, улучшились отношения с католической церковью. Однако уже в конце 1950-х годов сопротивление партийных кругов существенно нивелирует результаты реформ. В стране вновь усилилась цензура, началась антирелигиозная кампания и кампания против фермерских хозяйств, производственное самоуправление практически ликвидировано. В 1968 году были подавлены студенческие выступления, Польша приняла участие во вторжении войск стран Варшавского договора в Чехословакию. В 1970 году власти силой подавили волнения рабочих в Гданьске, Гдыне и Щецине, что привело к жертвам (около 70 убитых и 1 000 раненых). Гомулка был вынужден уйти в отставку. Из Польши эмигрировало большое число представителей интеллигенции.

После подавления волнений власти вновь были вынуждены идти на компромиссы. Правительство Эдварда Терека нормализовало отношения с католической церковью

и сделало акцент на социальной составляющей развития экономики — строительстве жилья, повышении зарплат и тому подобного. Одновременно Герек стремился модернизировать польскую промышленность, усилив в ней экспортную составляющую. Чтобы финансировать все эти программы, правительство пошло на финансовые заимствования у капиталистических стран. Вернуть долги не удалось, и в середине 1970-х годов в Польше начался экономический кризис. Социальные проблемы в 1976 годов вновь привели к волнениям рабочих. Аресты активистов рабочей оппозиции вызвали возмущение оппозиционно настроенной интеллигенции, которая для защиты трудящихся создала в 1978 году Комитет общественной самообороны (КОС), ставший организационным ядром оппозиционных сил. Большое значение для роста национально-окрашенных оппозиционных настроений имело избрание в 1978 году Папой Римским поляка Кароля Войтылы — Иоанна Павла II, который совершил триумфальный визит в Польшу. В 1980 году в результате роста цен на потребительские товары начались самые массовые выступления трудящихся, которые создали рабочие забастовочные комитеты и единый Межзаводской комитет, одним из руководителей которого стал рабочий Гданьской верфи Лех Валенса. Комитет выдвинул властям 22 экономических и политических требования, которые включали в себя не только повышение зарплат и снижение цен на продукты, но и права на независимые профсоюзы и забастовки. Забастовщики получили поддержку со стороны оппозиционной интеллигенции из КОС (преобразован в КОС-Комитет защиты рабочих — КОС-КОР). Правительство вынуждено было вступить с рабочими и их консультантами в переговорный процесс, в результате чего в августе 1980 года большинство требований оппозиции было удовлетворено, а в сентябре Терека сменил Станислав Каня.

Добившись уступок, оппозиция усилила давление на режим. Рабочие в массовом порядке выходили из государственных профсоюзов и вступали в независимый профсоюз «Солидарность», который возглавил Валенса. Забастовки парализовали экономику. В сентябре 1981 года «Солидарность» выступила с сенсационным призывом к рабочим Восточной Европы создавать свободные профсоюзы и вести борьбу за свободу. «Солидарность» требовала введения производственного самоуправления работников, а в декабре поставила вопрос об участии в выборах, угрожая тем самым монополии ПОРП на власть. Более радикальная националистическая организация Конфедерация независимой Польши выступала против СССР.

12 октября 1981 года ПОРП возглавил министр обороны Войцех Ярузельский. 13 декабря 1981 года Ярузельский ввёл в Польше военное положение. Руководство страной перешло от гражданских органов власти к Военному совету национального спасения. Лидеры «Солидарности» арестованы. Польша получила кредиты от Советского Союза, что позволило несколько улучшить экономическое положение. Ситуация на время стабилизировалась. В 1983 году было отменено военное положение, а затем объявлена политическая амнистия. В то же время «Солидарность» продолжала функционировать нелегально.

События 1980-1983 годов привели к тому, что «Солидарность» отказалась от сотрудничества с властями — сосуществование режима и оппозиции стало уже невозможно. При этом власти не смогли добиться полного устранения политического конкурента, опасаясь общенациональной смуты, тогда как оппозиция увеличила своё влияние.

Единственным средством решения проблемы было проведение экономических реформ, которые бы повысили жизненный уровень и снизили социальную напряжённость. Однако попытки проведения реформ правительством Ярузельского в середине 1980-х годов натолкнулись на сопротивление собственной бюрократии.

Перестройка в СССР дала импульс к переменам во всей Восточной Европе, в том числе и в Польше. Экономический кризис, разразившийся в 1988 году, вновь вывел рабочих на забастовки. Правительство вступило в переговоры с Валенсой. Было достигнуто соглашение о прекращении забастовок в обмен на легализацию «Солидарности» и либерализацию режима. К этому времени лидеры «Солидарности» перешли от идей «демократического социализма», которые выдвигали в 1980-1981 годах, к либерализму.

Проведение переговоров в 1989 году между представителями оппозиции и режима осуществлялись в рамках так называемого «круглого стола» политических партий и общественных организаций. «Круглый стол» стал основным источником легитимного изменения режима. Кроме того, «круглый стол» задумывался как инструмент реформирования, а не устранения режима. Переговорный процесс значительно снизил потенциал конфликта между оппозицией и режимом, что способствовало мирной и, главное, относительно легитимной трансформации политической системы.

В результате соглашения, достигнутого в апреле 1989 году на «круглом столе» ПОРП, «Солидарностью», католической церковью и др. организациями, «Солидарность» получала возможность принять участие в ограниченных выборах в Сейм, а Ярузельский становился президентом ПНР. Кроме того, официальный статус обрела католическая церковь, стала преодолеваться монополия ПОРП в СМИ. Руководство СССР, на волне перестройки и потепления отношений с США и НАТО, не препятствовало происходящим в Польше процессам.

Парламентские выборы 4 июня 1989 года завершились триумфом «Солидарности» — созданный ею Гражданский комитет победил во всех округах, где проводились выборы (часть мест была зарезервирована за ПОРП и её союзниками). 24 августа на сторону «Солидарности» в Сейме перешли Демократическая и Крестьянская партии, ранее находившиеся в подчинённом положении у ПОРП. Эта коалиция избрала главой правительства лидера католической фракции «Солидарности» Тадеуша Мазовецкого. В июле 1990 года Мазовецкий вывел из состава правительства всех коммунистов, а Ярузельский ушёл в отставку.

Политические портреты. Леонид Брежнев, Юрий Андропов Медведев Рой Александрович

Кризис в Польше. 1980–1981 годы

Экономическое и политическое положение в Польше, относительно стабильное в 1970-е годы, стало неожиданно и быстро ухудшаться с первых месяцев 1980 года. Летом по многим предприятиям Польши прошли забастовки. Особенно обеспокоила советских лидеров забастовка железнодорожников в Люблине, которая была объявлена всего за три недели до начала Олимпийских игр в Москве и блокировала один из самых важных железнодорожных путей, ведущих из ГДР в Советский Союз. Польские лидеры, однако, пытались всячески преуменьшить масштабы охватившего страну недовольства, представляя забастовки в Люблинском воеводстве досадным недоразумением. Первый секретарь ЦК ПОРП Эдвард Терек, отправившись в конце июля на отдых в Крым, взял с собой более 35 представителей польских властей. По свидетельству одного из бывших работников ЦК КПСС Владимира Воронкова, беседа между Брежневым и Тереком в Крыму и по содержанию, и по тональности была довольно ординарной и не отличалась от предыдущих «крымских встреч» этих руководителей. Терека только «пожурили» за то, что, принимая решение о повышении цен на мясо, польские лидеры не просчитали возможные социальные последствия и не организовали необходимой разъяснительной работы, что и вызвало кратковременные забастовки. Брежнев просил Терека не забывать о растущем в последние годы идеологическом противоборстве между социализмом и капитализмом и, намекая на разрабатываемые в Польше проекты некоторых политических реформ, заявил о неприемлемости политического плюрализма для социалистических стран. В отличие от Брежнева, который проводил большую часть дня на пляже и в море, Терек выходил к морю редко и выглядел подавленным и мрачным. Он не смотрел столь любимых хозяином дачи западных боевиков и явно избегал привычного здесь общества и его развлечений. С другой стороны, Терек несколько раз в день связывался по ВЧ с Варшавой. Обслуживающий персонал и охрана не могли не видеть этих странностей в поведении гостя и по заведенному здесь порядку докладывали обо всем своему руководству. Сводки эти, естественно, шли и к Брежневу, и к Андропову.

Положение в Польше продолжало ухудшаться, и шифрограммы, которые Ю. Андропов получал ежедневно от резидента КГБ в Польше генерала Виталия Павлова, становились все более тревожными. Вечером 14 августа Андропов получил сообщение о начале забастовки на большой гданьской судоверфи им. Ленина. Образованный еще ранее в Польше Комитет защиты рабочих (КЗР) сумел вовлечь в забастовку весь 16-тысячный коллектив предприятия. Во главе акции оказался 36-летний рабочий-электрик Лех Валенса, отец шестерых детей, глубоко верующий католик и одаренный оратор. Еще в одной шифрограмме говорилось, что польские власти начали стягивать к Гданьску воздушно-десантные подразделения. Рабочие, однако, не давали повода для военно-полицейского вмешательства. Их поведение удивляло даже хлынувших на побережье западных корреспондентов. «Если бы Маркс ожил сегодня, – писал один из журналистов, – он не поверил бы своим глазам». И действительно, разгневанные рабочие в социалистической стране остановили работу портов, заводов и фабрик на всем Балтийском побережье. При этом главной формой их поведения были не манифестации и демонстрации, а коллективные молитвы. В Гданьске тысячи забастовщиков и членов их семей, стоя на коленях с обеих сторон судоверфи им. Ленина, молились и пели псалмы перед украшенным цветами портретом поляка – Папы Римского. Срочно вернувшийся в Варшаву Терек обратился к банковским консорциумам капиталистических стран с просьбой о новых спасительных займах.

В Политбюро ЦК ПОРП явно не знали, что делать. Забастовки расширялись, захватывая другие города и воеводства; быстро формировалось и независимое профсоюзное движение «Солидарность». Приходилось идти на все большие уступки, однако лидеры «Солидарности», одержав одну победу, тут же выдвигали новые требования, включая и политические. 20 или 21 августа Э. Терек пригласил к себе ближайшего соратника Станислава Каню, секретаря ЦК ПОРП, отвечающего за партийный контроль над силовыми структурами Польши, и министра внутренних дел Польши Станислава Ковальчика. Терек просил их провести встречу с генерал-лейтенантом В. Павловым и намекнуть на «необходимость усиления советского военного присутствия в Польше». На вопрос Кани, что понимается под словом «усиление», Терек с раздражением заметил: «Советские товарищи сами знают, что это такое и как это сделать…» Встреча Кани и Ковальчика с Павловым состоялась в тот же день, и информацию о позиции и предложениях трех самых влиятельных фигур в польском руководстве немедленно переслали в Москву. Советские лидеры были обеспокоены, но не торопились с ответом и решением. В некоторых источниках имеются свидетельства, что Л. И. Брежнев, ознакомившись с докладом В. Павлова, заметил: «Россия на два фронта еще не воевала. И воевать не будет. Заварили кашу, теперь пусть расхлебывают сами. А мы посмотрим и, если надо, – поправим».

25 августа Политбюро ЦК КПСС образовало специальную комиссию ЦК по Польше (так называемую «комиссию Суслова»). В нее вошли М. Суслов, А. Громыко, Ю. Андропов, Д. Устинов, К. Черненко, М. Зимянин, К. Русаков и ряд других членов ЦК. Польские события были поставлены, таким образом, в один ряд с афганскими. Однако мало кто из членов Политбюро думал об афганском варианте решения польских проблем. 5 сентября 1980 года созванный в срочном порядке VI пленум ЦК ПОРП принял решение о снятии Э. Терека с поста Первого секретаря ЦК ПОРП, избрав на его место Станислава Каню. Эти изменения были представлены общественности страны не как поворот в политике, а как результат болезни прежнего лидера. Выступая на пленуме, С. Каня говорил: «Я принимаю на себя обязанности Первого секретаря ЦК ПОРП при необычных обстоятельствах. Товарищ Терек, который руководил нашей партией последние 10 лет, тяжело болен. В связи с болезнью не время давать оценку его деятельности. Уверен, что эти оценки будут справедливыми… Мы желаем ему скорейшего выздоровления». Станислав Каня не пользовался популярностью в стране, но не вызывал и раздражения в обществе. Многие в Польше говорили: «Лучше Каня, чем Ваня», намекая на опасность советской интервенции. Идеологи «Солидарности», однако, не верили в возможность советской оккупации. «Я убежден, – писал в ноябре лидер КЗР Яцек Куронь, – что интервенции не будет… Я считаю, и я в этом не одинок, что вторжение в Польшу стоило бы русским необыкновенно дорого и что они вовсе этого не хотят». Таким же было мнение аналитических центров КГБ и самого Андропова. Руководитель информационно-аналитического управления ПГУ генерал Н. Леонов вспоминал: «Мне приходилось каждое утро докладывать начальнику разведки телеграммы, которые мы рекомендовали к рассылке членам Политбюро, секретариату ЦК и в ведомства. В один из дней, когда в стопке рекомендуемых телеграмм оказались две-три, освещавшие положение в Польше, Крючков, не отрываясь от чтения, спросил: “Как ты думаешь, Леонов, начнется теперь стабилизация у поляков?” Я набрал побольше воздуха в легкие и очень печально, хотя и убежденно, произнес: “Нет, думаю, что оппозиция победила, она завоевала главное – народ. А власть сама упадет ей когда-нибудь в руки”.

Прошло некоторое время, и Андропов пригласил несколько человек из разведки для откровенного разговора о положении в Польше. За столом были начальник разведки, его заместитель, отвечавший по оперативной линии за участок работы по Восточной Европе, начальник соответствующего отдела и два представителя информационно-аналитического управления, в том числе и я… Я честно и откровенно изложил наше понимание обстановки в Польше, обратил внимание, что мой доклад не противоречит той информации, которая регулярно направляется в Политбюро по линии разведки. Помнится, закончил я свое короткое выступление словами: “Партия и правительство в Польше утрачивают контроль над обстановкой. При сохранении нынешних тенденций развития внутриполитической ситуации взрыв неминуем, причем он может произойти в самом ближайшем будущем, измеряемом несколькими месяцами”. Разговор состоялся осенью 1980 года. За столом воцарилось молчание. Андропов посмотрел отрешенно в окно и спросил:

– Как вы думаете, на чем сейчас держится власть в Польше?

– Практически на трех опорах: партийных функционерах, Министерстве внутренних дел и армии. Социальная база истончена до крайности…

Задав еще несколько вопросов, Андропов подвел итог разговору неожиданным образом:

– Будем считать, что сегодня у нас не было ни победителей, ни побежденных. Надо думать над тем, как стабилизировать обстановку в Польше на длительный период, но исходить из того, что лимит наших интервенций за границей исчерпан.

Яснее сказать было нельзя. Для участников того разговора стало ясно, что так называемая “доктрина Брежнева”, предусматривавшая использование вооруженных сил СССР для поддержания социалистического строя в европейских странах Варшавского пакта, уже умерла. У Советского Союза уже не было сил для таких операций».

Генеральный штаб Советской армии готовил все же «на всякий случай» масштабный план оккупации Польши. Примерные подсчеты показывали, что для быстрого успеха такой операции с чисто военной точки зрения нужно будет использовать не менее 30 дивизий, дислоцируемых в западных районах страны, и часть войск, расположенных в ГДР и ЧССР. Эти планы существовали не только на бумаге. С 8 по 21 декабря 1980 года в непосредственной близости от польских границ были проведены крупнейшие за всю историю существования социалистического содружества совместные войсковые учения «Союз-80». Хотя учения формально закончились 21 декабря, министр обороны СССР Д. Устинов устно приказал маршалу Советского Союза Виктору Куликову, командующему Объединенных вооруженных сил Варшавского Договора, продолжить выполнение дополнительных военных учебных заданий. Очевидно, что речь шла о давлении на польское руководство и общество.

Польская оппозиция ответила на такой шаг Советского Союза внушительной демонстрацией своего влияния в стране. В Гданьске соорудили памятник жертвам режима. Три гигантских стальных креста, украшенных якорями, символизировали жертвы рабочих волнений 1956, 1970 и 1976 годов. Якоря символизировали море, которое кормит рабочих побережья, они напоминали и о немецкой оккупации, когда якорь был символом Сопротивления. На памятнике было четыре надписи: список жертв режима, благословение папы Иоанна Павла II, псалом и строфа из стихотворения Чеслава Милоша, написанная им в 1950 году: «Ты, принесший боль простому человеку, ты, смеющийся над его болью, ты не должен чувствовать себя в безопасности». На открытие памятника 16 декабря 1980 года собрались сотни тысяч человек. Были приглашены и руководители ПОРП, и они не могли не приехать на торжественную церемонию. Вот как описывал это событие специальный корреспондент французской «Ле Монд» Бернар Гетта: «Кажется, вся Польша собралась здесь в Гданьске благодаря “Солидарности”… Уже двадцать раз после августа в стране происходили невероятные вещи. И тем не менее остаются невероятными эти три гигантских стальных креста, которые кажутся неискоренимыми и уходящими высоко в небо, чтобы подтвердить свою силу, эти слова, написанные золотом на стене судоверфи: “Они отдали свои жизни, чтобы ты мог жить достойно”. Можно ли себе представить памятник жертвам 1956 г. в Будапеште, жертвам Стены в Восточном Берлине, жертвам Сталина в СССР, жертвам процесса Сланского в Праге? Здесь история говорит правду, спокойно и без ненависти. Говорит просто, ибо народ, лишенный истории, не может быть свободным, не может простить и обратиться к будущему…

В 16.50 появляются представители партии, церкви и профсоюза. Собравшиеся встречают молчанием члена Политбюро и председателя Государственного совета, секретаря воеводского комитета партии, секретаря ЦК, министра культуры и вице-премьера. Собравшиеся аплодируют Леху Валенсе, епископам и командующему военно-морским флотом Польши.

Ровно в 17 часов раздаются сирены судоверфи. Холодно, идет дождь. Штандарты горняков, хоругви с изображением Богоматери и национальные флаги хлопают на ветру, как бы салютуя. Толпа, собравшаяся перед памятником и на соседних улицах, разрезана на ровные квадраты желтыми касками судостроителей, мобилизованных в службу порядка. Оркестр и хор исполняют печальную, прекрасную композицию, специально сочиненную Кшиштофом Пендерецким. Затем перекличка мертвых. Актер Даниэль Ольбрыхский, высвечиваемый в ночи прожекторами, читает одно за другим имена погибших. После каждого имени толпа произносит: “Он с нами!”

Родственники жертв, среди которых женщина, содрогающаяся в плаче, разрезают шнур, придерживающий символический парус, прикрывающий памятник. Лех Валенса зажигает Вечный огонь, который будет гореть между тремя крестами. 17 часов 25 минут. Церемония закончилась».

Справиться с таким движением было невозможно. Однако как в ЦК ПОРП, так и в Кремле этого еще не могли понять и принять. С первых же месяцев 1981 года «Солидарность» начала быстро расширять свои ряды. Организации «Солидарности» возникали не только в городах, но и в селах, в студенческих коллективах. Уже к февралю 1981 года членами профсоюза «Солидарность» стали 11 миллионов поляков, то есть большая часть взрослого населения страны. По существу, в Польше образовался режим двоевластия, который, конечно, не мог длиться долго.

Станислав Каня не только не мог, но и не хотел использовать силу против «Солидарности», он искал компромисса и явно вел двойную игру по отношению к Кремлю. В этой игре участвовал и министр обороны ПНР генерал Войцех Ярузельский. Он признавал это позднее в воспоминаниях и интервью. «Приходилось вести своеобразную двойную игру, – говорил генерал. – Это была трудная игра, не без хитрости. Между прочим, игра была двусторонней».

Отказ от военного вмешательства и интервенции в Польшу вовсе не означал, что советское руководство смирилось с возможной потерей Польши как члена Варшавского Договора и социалистического содружества. По свидетельству В. Воронкова, в беседе с С. Каней с глазу на глаз Брежнев сказал: «Если мы увидим, что вас опрокидывают, то мы войдем». Об этом рассказал В. Воронкову сотрудник польского сектора из ЦК КПСС, который переводил беседу двух лидеров. Станислав Каня также писал в своих воспоминаниях об этой фразе, хотя и в иной редакции. «Ну хорошо, – сказал Брежнев. – Вводить войска не будем. Но если обстановка осложнится – войдем. Но без тебя – не войдем». Каня признает, что последние слова его сильно озадачили. Комиссия Политбюро по Польше создала специальную рабочую группу на уровне своих заместителей, которая разработала план тотального давления на польское руководство и общество. Это политическое и идеологическое давление выражалось в форме постоянных телефонных звонков, встреч в Москве и Варшаве. В Польше несколько дней провел Михаил Суслов и несколько недель – секретарь ЦК Михаил Зимянин. Из Москвы одно задругам шли письма об угрозе социализму и о «происках империализма» в Польше. Эти письма адресовались руководству коммунистических и рабочих партий других стран. Знало об этих посланиях и польское руководство. Польская экономика сильно зависела от торговли и поставок из СССР и от советских кредитов. Особенно страна нуждалась в советских валютных кредитах. При режиме Терека задолженность Западу увеличилась многократно, и теперь не хватало средств, чтобы платить проценты. Это давало Советскому Союзу важные рычаги экономического давления на Польшу. В Москве появилась своя поговорка: «Не надо танков, достаточно банков». Почти непрерывно осуществлялось и военное давление. Еще в январе 1981 года было принято решение провести весной на территории Польши большие командно-штабные учения. Докладывая об этом на заседании Политбюро ЦК КПСС, Д. Устинов говорил: «Мы намечаем в марте провести маневры в Польше. Мне кажется, что следует эти маневры несколько приподнять, то есть, иначе говоря, дать понять, что силы у нас наготове».

Свои воспоминания о событиях 1980–1981 гг. в Польше оставили не только Э. Терек, С. Каня и В. Ярузельский, но и резидент КГБ в Варшаве генерал-лейтенант В. Г. Павлов. На польском языке еще в 1994 году вышла книга Виталия Павлова «Я был резидентом КГБ в Польше». В России в 1998 году появилась в книжных магазинах книга В. Павлова «Руководители Польши глазами разведчика». Авторы этих воспоминаний далеко не всегда единодушны в оценках, нередко можно встретить и разные версии по поводу тех или иных событий. Однако все участники или свидетели польского кризиса 1980–1981 годов отмечают малую активность в «комиссии Суслова» как самого Суслова, так и Громыко и, напротив, большую активность Андропова и Устинова. По свидетельству В. Павлова, поздней осенью и зимой 1980/81 года Андропов звонил ему в Варшаву почти ежедневно. Несколько раз Павлова вызывали к Андропову для доклада, а также в качестве посредника при встречах Председателя КГБ с министрами внутренних дел Польши: сначала со Станиславом Ковальчиком, затем с Мирославом Милевским, а с августа 1981 года с Чеславом Кищаком. Андропов относился к этим польским министрам по-разному. Его, например, раздражали непрофессионализм и политическая недальновидность С. Ковальчика, который возглавлял полицию и органы безопасности Польши с 1973 года и считался близким соратником Э. Терека. «Мне довелось, – пишет Павлов, – быть свидетелем нескольких встреч С. Ковальчика с Председателем КГБ. В процессе их С. Ковальчик давал очень ограниченные, неглубокие политические оценки положения в стране и оказывался совершенно беспомощным в области профессиональной характеристики обеспечения государственной безопасности страны.

В то же время я видел, что он с большим уважением относился к Андропову Ю. В. и его высказываниям. А поскольку Председатель через информации правительства был очень хорошо ориентирован в польских проблемах, его рекомендации, высказывавшиеся в очень тактичном плане, были важными для С. Ковальчика, а через него и Э. Терека. В то же время после каждой беседы с С. Ковальчиком Председатель КГБ с недоумением спрашивал меня, почему польский министр так и не разобрался в делах и задачах МВД, остается таким неосведомленным в специфике деятельности по обеспечению государственной безопасности?

Мой ответ сводился к тому, что это происходит потому, что С. Ковальчик в настоящем смысле не политический деятель, а простой партийный работник, причем невысокого государственного уровня. Он был хорошим помощником и исполнителем у Э. Терека в Катовицах, таким и остался в Варшаве, на посту министра». Андропов также не был профессиональным разведчиком или контрразведчиком. Однако, поясняя Павлову свое положение и свою ответственность, он как-то сказал: «Раз меня назначили руководить таким ведомством, все остальное – моя компетенция. Я действую так, как полагаю нужным. Если буду делать не так, как нужно, меня заменят, но опекать меня и тем более указывать мне, что и как делать, никто не должен».

Мирослав Милевский, по мнению Павлова, был не только умелым политиком, но и наиболее подготовленным профессионалом, руководившим ранее польской внешней разведкой. Но и Чеслав Кищак, занявший пост министра внутренних дел в августе 1981 года, также являлся опытным профессионалом, работавшим много лет в военной контрразведке. Главной темой в беседах Андропова с польскими министрами был вопрос об отношении к лидерам польской оппозиции. Мы знаем, что Андропов не жаловал диссидентов в Советском Союзе, однако он старался избегать массовых репрессий, используя разнообразные формы давления на оппозицию. Этому он «учил» и своих польских коллег. Генерал В. Павлов свидетельствует: «В начале августа 1981 года я сопровождал Ч. Кищака во время его визита к Ю. Андропову для установления личного контакта в качестве министра. Тогда состоялась очень обстоятельная беседа Председателя КГБ с новым министром МВД ПНР. Ч. Кищак подробно рассказал о создавшейся к этому времени обстановке в стране и поделился планами на случай введения военного положения. Выслушав министра, Андропов высказал ему те же рекомендации, что он уже делал при встрече с М. Милевским как министром МВД за полгода до этого: не идти по пути массовых репрессий.

«Надо подходить, – говорил он, – к этому очень осторожно. Арестуйте вы сто человек и сразу создадите многие сотни врагов из числа членов их семей и близких друзей. Лучше тонко изымать “ключевые фигуры”. При этом Андропов Ю. В. привел пример из своих наблюдений за работой сплавщиков леса в Карелии. Когда возникал затор на реке из бревен, сплавщики осторожно выбирали “ключевое” бревно и ловко вытаскивали его. И все, многие сотни других бревен начинали рассасываться и затор ликвидировался. Вот так, – сказал Андропов, – лучше действовать. Не надо увлекаться числом и потому, что, чем больше вы арестуете людей, тем больше будет шума на Западе».

Тема оппозиции в Польше и ее «ключевых фигур» главенствовала и на советско-польской встрече в верхах, которая состоялась 4 марта 1981 года, сразу после окончания XXVI съезда КПСС. На этой встрече присутствовала вся польская партийная делегация во главе с Каней и Ярузельским. С советской стороны были Брежнев, Андропов, Громыко и Устинов. Беседа продолжалась больше двух часов и временами шла на повышенных тонах. В. И. Воронков вспоминал позднее: «Мне довелось быть свидетелем этой встречи. Она поразила меня не столько своим содержанием – свои претензии лидеры КПСС высказывали в неизменном виде от встречи к встрече, – сколько агрессивной, грубой бесцеремонностью советских хозяев. Каню и Ярузельского отчитывали по очереди как провинившихся школьников, явно стремясь их запугать. Их обвиняли в том, что они допустили создание массовой антикоммунистической партии в Польше, дали “Солидарности” вовлечь в свои ряды рабочий класс, что они упускают власть из рук в результате “гнилой” политики компромиссов с “классовым врагом”, что не слушают “советов” Москвы. В какой-то момент беседы явно перевозбужденный Устинов вскочил со своего места, перегнулся через стол в сторону Кани и, срываясь на крик, начал грозно вопрошать: “Товарищ Каня, как долго вы еще собираетесь нас обманывать? Почему Куронь, Михник, Буяк разъезжают по стране, а не сидят, где им положено, – в тюрьме? Почему вы попустительствуете вмешательству Запада в ваши внутренние дела? Наше терпение на исходе! Нам есть на кого положиться в Польше! Две недели вам сроку, чтобы навести в Польше порядок!”

Такого напора Каня явно не ожидал. Он заметно побледнел, но самообладания не потерял. С ходу заверив Брежнева, что указанных господ он посадит завтра же, тотчас по возвращении в Варшаву, и тем самым выбив самые тяжелые обвинения в свой адрес, он начал довольно монотонно и пространно излагать соображения о ситуации в Польше. Накал беседы явно угас, Каня сыграл как умелый психолог». Реализовать свое обещание Каня, конечно, не мог, да и не пытался. Хотя «Солидарность» в действительности выполняла функцию оппозиционной политической партии, претендуя на власть в стране, формально это был легальный профсоюз, с которым власти страны уже заключили несколько соглашений. В «Солидарность» входило более одного миллиона членов ПОРП. Более того, около 20 % членов ЦК ПОРП также были членами этого профсоюза. Еще Ленин писал в 1920 году, что коммунисты должны работать даже в реакционных профессиональных союзах и вообще всегда быть там, где есть народные массы. «Солидарность» активно поддерживала церковь – от польского кардинала до римского папы. В Польше это обстоятельство нельзя было игнорировать. К тому же не Куронь или Буяк играли главную роль в рабочей оппозиции 1981 года. Лидером и символом оппозиции являлся Лех Валенса.

Оппозиционное движение в Польше почти не затронуло польскую армию, которая пользовалась традиционным и большим уважением. Не было заметных колебаний и в других силовых структурах. Это обстоятельство наводило на мысль о том, что в Польше можно ввести военное положение и без вмешательства советских вооруженных сил. Какая-то подготовка на этот счет проводилась. Еще в феврале 1981 года польский сейм утвердил генерала В. Ярузельского в должности председателя Совета министров Польши. Генерал сохранил за собой пост министра национальной обороны, что позволило ему сосредоточить в своих руках большую власть. Новый премьер дал указание руководителям силовых структур завершить в самые краткие сроки разработку плана совместных действий на случай введения в стране чрезвычайного положения. Однако в Политбюро ЦК ПОРП не существовало единого мнения на этот счет. В ЦК ПОРП имелось несколько групп, каждая из которых пользовалась в стране и в партии значительным влиянием. Аналитики из ЦК КПСС относили к «ревизионистам», к людям, идеологически близким «Солидарности», группу членов ЦК ПОРП, возглавляемую Мечиславом Раковским, главным редактором журнала «Политика» – органа ЦК ПОРП. Каню и Ярузельского причисляли к «центристам», людям, приверженным и социализму, и национализму, считающим, что «поляк всегда сумеет договориться с другим поляком». К числу принципиальных коммунистов, верных интернационалистов или к «левым» относили в Москве таких активистов ПОРП, как С. Кочёлок, С. Ольшовский. Во главе этой группы в 1981 году находился Тадеуш Грабский, опытный экономист и недавний директор завода из Катовицкого воеводства. Однако «левые» из ПОРП не пользовались сколько-нибудь значительным влиянием в стране. Даже в самой партии их поддерживало лишь несколько десятков тысяч человек. Для партии, в которой состояло на конец 1980 года 3 миллиона 70 тысяч членов и кандидатов, это было очень мало.

Относительно опоры Политбюро. На кого оно может опираться. Армия у них составляет 400 тыс. человек, МВД – 100 тыс. и резервистов – 300 тыс., таким образом, 800 тыс. человек. Но надо сказать, что между Каней и Ярузельским существует много различий во взглядах по отдельным вопросам. Тов. Ярузельский вновь высказал просьбу об освобождении его с поста премьера. Мы ему популярно разъяснили, что необходимо остаться на этом посту и с достоинством выполнять возложенные на него обязанности…»

Нет необходимости писать здесь о всех встречах и переговорах между советскими и польскими лидерами, которые проводились и в мае, и в июне-июле, и в августе. IX Чрезвычайный съезд ПОРП, проведенный в июле 1981 года, ослабил представительство в руководстве партии «левых», или «здоровых сил», и, напротив, увеличил влияние «оппортунистов» и «ревизионистов». Экономическое и социальное положение ухудшалось. В городах страны, включая Варшаву, проходили «голодные марши», а в предупредительной забастовке в Польше 5 августа участвовало 60 % всех рабочих и служащих, занятых в дневные смены. На сентябрь назначили Первый съезд независимого профсоюза «Солидарность». Накануне было объявлено, что на территории Украины, Белоруссии и Прибалтики, в непосредственной близости от польской границы, начнутся крупномасштабные учения Объединенных вооруженных сил государств – участников Варшавского Договора. Акция проводилась под наименованием «Запад-81», руководил ею лично Маршал СССР Д. Устинов. В учениях приняли участие сотни тысяч солдат и офицеров, очень много техники, причем танки и артиллерия во многих случаях вели огонь боевыми снарядами. В качестве наблюдателей выступали министры обороны Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии и Чехословакии. Но Ярузельскому Устинов оказывал наибольшее внимание.

После съезда «Солидарности» неприязнь к С. Кане в Кремле настолько возросла, что вопрос о его смещении обсуждался почти открыто и в Москве, и в Варшаве. 18 октября 1981 года Каню освободили от обязанностей Первого секретаря ЦК ПОРП. Это решение было отнюдь не единогласным. За отставку Кани голосовало около 100, против – около 80 членов ЦК ПОРП. Первым секретарем ЦК ПОРП избрали генерала В. Ярузельского. В руках популярного в стране генерала сосредоточилась теперь вся государственная власть в Польше. Однако Ярузельский был не только коммунистом и интернационалистом, но и польским патриотом, и он явно не собирался безоговорочно выполнять все указания Москвы. Ситуация вокруг Польши обсуждалась на заседании Политбюро ЦК КПСС 29 октября. Все члены Политбюро высказались за усиление политического и экономического давления на Польшу, но против военной интервенции, Ю. Андропов, в частности, говорил: «Польские руководители поговаривают о военной помощи со стороны братских стран. Однако нам нужно придерживаться своей линии – наши войска в Польшу не вводить». На следующий день на совещании руководящего состава Министерства обороны СССР Д. Устинов также заявил: «Мы ни в коем случае, даже если попросит польское руководство, не будем вводить советские и другие войска в Польшу». Это не помешало штабу ОВС провести в ноябре еще одно военно-тактическое учение на территории Польши на Жиганском полигоне и назначить новое большое войсковое учение на 24 декабря также на территории Польши.

Политическая и экономическая обстановка в Польше в ноябре 1981 года продолжала усложняться. Кроме официальных протестов советских властей по поводу разного рода демонстративных акций «Солидарности» Ярузельскому направлялись и неофициальные, но весьма жесткие послания с упреками в попустительстве «антисоветизму» и едва ли не в «предательстве дела социализма». Откровенности, однако, не было ни с той, ни с другой стороны. Просьба Ярузельского о направлении в Польшу одного из членов Политбюро ЦК КПСС была отклонена. На вопрос Ярузельского, может ли Польша рассчитывать на помощь Советского Союза по военной линии, если положение в стране станет критическим, Брежнев не дал ясного ответа. Продовольственные магазины в Польше были пусты, в изобилии имелся здесь только уксус. Продукты выдавались по карточкам, но не в полном наборе. Развяка приближалась. 10 декабря в Москве состоялось еще одно заседание Политбюро, обсудившее польские проблемы. Выступая на этом заседании, Ю. Андропов говорил: «Я хотел бы сказать, что наша позиция, как она была сформулирована на прошлом заседании Политбюро и ранее ее неоднократно высказывал Леонид Ильич, является совершенно правильной и отступать от нее мы не должны. Иначе говоря, мы занимаем позицию интернациональной помощи, мы озабочены сложившейся в Польше обстановкой, но что касается проведения операции “X”, то это целиком и полностью должно быть решением польских товарищей, как они решат, так тому и быть. Мы не будем настаивать на этом и отговаривать не будем… Если т. Куликов действительно сказал о вводе войск, то я считаю, он сделал это неправильно. Мы не можем рисковать. Мы не намерены вводить войска в Польшу. Это правильная позиция, и нам нужно ее соблюдать до конца. Я не знаю, как будет обстоять дело с Польшей, но если даже Польша будет под властью “Солидарности”, то это будет одно. А если на Советский Союз обрушатся капиталистические страны, а у них уже есть соответствующая договоренность с различного рода экономическими и политическими санкциями, то для нас это будет очень тяжело. Мы должны проявлять заботу о нашей стране, об укреплении Советского Союза. Это наша главная линия… Мы можем сказать полякам, что относимся к польским событиям с пониманием. Это чеканная формулировка, и менять нам ее нет никаких оснований. В то же время мы должны будем как-то погасить настроение Ярузельского и других руководителей Польши относительно ввода войск. Никакого ввода войск в Польшу быть не может. Я думаю, что об этом мы можем дать поручение нашему послу посетить Ярузельского и сообщить ему об этом».

После бессонной ночи с 11 на 12 декабря 1981 года и встречи с начальником Генерального штаба Войска Польского генералом Флорианом Савицким и министром внутренних дел ПНР Ч. Кищаком Ярузельский принял решение о введении в стране военного положения. Выступление Ярузельского по этому поводу состоялось в ночь на 13 декабря.

По всем критериям подобного рода акций действия силовых структур в Польше были быстрыми и эффективными. Почти всех лидеров «Солидарности» задержали и интернировали в первые часы действия военного положения. Кризис власти был преодолен, но только на несколько лет. В 1989 году «Солидарность» одержала победу на парламентских выборах, а в декабре 1990 года Л. Валенса сменил на посту Президента Республики Польша В. Ярузельского, который сохранил, насколько можно судить, авторитет и уважение польского народа.

В связи с изданием своей книги «Военное положение. Почему…» Войцех Ярузельский говорил в интервью польскому еженедельнику «Пшеглёнд тыгоднёвый»: «Если бы я не решился на введение военного положения в декабре 1981 года, то состоялась бы советская вооруженная интервенция. Это уже доказанный факт. Руководство ПНР пошло на этот вынужденный и драматический шаг потому, что считало целесообразным решать внутреннюю польскую проблему собственными силами». Признав большую вину возглавлявшегося им руководства (и заметив, что она не должна полностью лечь только на его плечи), Ярузельский отметил: «Введя военное положение в стране, я хотел прежде всего спасти ее от катастрофы, от советской вооруженной интервенции, защитить начало экономических реформ, которые в те годы пробивали себе дорогу в Польше». Мы видим сегодня из ранее секретных документов ЦК КПСС, что советское руководство не собиралось оккупировать Польшу даже в том случае, если бы власть захватила «Солидарность». Однако на основании поведения и заявлений советских лидеров можно было сделать в 1981 году совсем другой вывод, и Ярузельский был искренне убежден, что спасает страну от кровавого конфликта с непредсказуемыми последствиями. Перед ним был урок Венгрии 1956 года, Чехословакии 1968 года и Афганистана 1979 года. Но советские лидеры также помнили об этих уроках.

Из книги Черная легенда. Друзья и недруги Великой степи автора Гумилев Лев Николаевич

Д. Феннел Кризис средневековой Руси 1200–1304 (М., 1980) «…Каковы были непосредственные результаты татарского нашествия? Как это часто бывало в ранней русской истории, письменные источники содержат поразительно мало сведений, позволяющих сделать какое-либо обоснованное

Из книги Советский Союз в локальных войнах и конфликтах автора Лавренов Сергей

Феномен «Солидарности» 1980–1981 гг. Летом 1980 г. весь мир был потрясен событиями в польском городе Гданьске. В ночь с 16 на 17 августа на верфи им. Ленина был создан Межзаводской стачечный комитет, выступивший с беспрецендентной критикой в адрес польских властей. В своем

Из книги История Кореи: с древности до начала XXI в. автора Курбанов Сергей Олегович

§ 2. VI съезд Трудовой партии Кореи. Попытка «открытия» северокорейского общества в 1980-е годы VI съезд ТПК проходил с 10 по 14 октября 1980 г. Как и на предшествующем съезде, в его работе участвовало около 3000 делегатов. Программа VI съезда ТПК также была достаточно ординарной:

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

33. В чем состоит социально-экономический и политический кризис в странах Восточной Европы 1970-1980-х гг.? Во второй половине ХХ в. в странах Восточной Европы сохранялись относительно стабильные темпы роста промышленного производства. Постоянно росли производство

Из книги СССР. Жизнь после смерти автора Коллектив авторов

Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

14.3. Советское общество в годы войны и мира. Кризис и крах советской системы (40–80-е годы) Общая характеристикаВ этом периоде истории советского общества, как и в предыдущем, можно выделить ряд этапов. Первый из них - годы второй мировой войны. На этом этапе советской

автора Королев Кирилл Михайлович

«Митьки», 1980-е годы Владимир Шинкарев Ярчайшим примером «внутренней эмиграции» 1980-х годов была ленинградская творческая группа «Митьки», вокруг которой сформировалась собственная субкультура. Ее «наглядные проявления» – тельняшки, кирзовые сапоги, телогрейки,

Из книги Санкт-Петербург. Автобиография автора Королев Кирилл Михайлович

Семинар Бориса Стругацкого: территория будущего, 1980-е годы Андрей Столяров Не столь радикальной, как движение «митьков», но все же несомненной формой «внутренней эмиграции» были неформальные литературные объединения. И среди них особняком стоял действующий по сей день

автора

22.3. СИСТЕМА КНИГОИЗДАНИЯ И КНИЖНОЙ ТОРГОВЛИ В СССР В 1960–1980–Е ГОДЫ В 1960–1980–е годы дальнейшее развитие народного хозяйства, науки и культуры шло на фоне усложнения социально–экономических отношений, накопления противоречий в советском обществе. История книжного дела

Из книги История книги: Учебник для вузов автора Говоров Александр Алексеевич

22.4. КНИГА В СССР В 1960–1980–Е ГОДЫ В ходе научных исследователей были выделены и охарактеризованы основные группы читателей. Активные читатели, основную массу которых составляла интеллигенция, в наибольшей степени страдали от дефицита книг. К этой группе были отнесены

Из книги Современная история автора Пономарев М. В.

№ 2. Системный кризис индустриального общества в конце 1960-х – середине 1980-х гг Подготовка графических материалов Проблема системного кризиса индустриального общества, открывшего эпоху постиндустриального развития и глобализации, постмодернизма и постсекуляризации,

Из книги ГУЛАГ автора Аппельбаум Энн

Глава 27 1980?е годы: дробятся монументы Дробится рваный цоколь монумента, Взвывает сталь отбойных молотков. Крутой раствор особого цемента Рассчитан был на тысячи веков. <…> Все, что на свете сделано руками, Рукам под силу обратить на слом. Но дело в том, Что сам

Нарастание кризисных явлений в экономике. Анализ причин общественно-политического и экономического кризиса и декабрьского 1970 г. протеста рабочих привел новое партийное руководство к тем же выводам, что и после событий 1956 г. Единственное отличие заключалось в том, что особый акцент был сделан на непонимании прежним руководством значения научно-технической революции.

Новое руководство страны скорректировало социально-экономическую политику. Оно отменило решение о повышении розничных цен на продовольствие, увеличило минимальную заработную плату, пенсии, пособия многодетным детям, приступило к разработке новой концепции социально-экономической политики. В качестве первоочередной задачи было определено проведение экономической реформы.

Однако очень скоро руководство страны практически отказалось от каких-либо системных изменений в народном хозяйстве. Та же судьба постигла и планы преобразований в системе функционирования государственной власти в соответствии с весьма туманной формулой: партия руководит, а правительство правит.

Используя благоприятную международную обстановку, связанную с подготовкой Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству, а также хорошую экономическую конъюнктуру на Западе, польское руководство стало проводить политику активного использования западных кредитов и технологий для модернизации народного хозяйства.

В 1971-1972 гг. также были задействованы внутренние резервы: рост сельскохозяйственного производства в связи с благоприятными климатическими условиями и отменой обязательных поставок. Заработная плата трудящимся существенно повышалась. Все это обеспечило небывало высокий для Польши рост реальных доходов при незначительном увеличении производительности труда. Быстрыми темпами шло перевооружение польской промышленности, увеличивалось число закупаемых на Западе лицензий. В IV пятилетке (1971-1975) среднегодовой прирост промышленного производства составил 10,4 % , национальный доход увеличился на 62 % при плане 38-39 %, прирост сельскохозяйственного производства достиг 22 % при плане 18-21 %, средняя заработная плата возросла на 40 % при плане 17-18 %. Руководство ПОРП заявило, что Польша вступила на этап строительства «развитого социалистического общества».



В середине 1970-х гг. вновь дали о себе знать экономические проблемы. В конце 1974 г. польская задолженность западным странам превысила 100 % стоимости ее экспорта на Запад. Для покрытия долгов стали широко использоваться краткосрочные кредиты, что только отодвигало угрозу банкротства, но не устраняло ее. Государственный долг Польши непрерывно рос и составил к концу 1970-х гг. около 20 млрд дол.

Все более ощутимыми становились проблемы с продовольственным снабжением населения, поскольку единоличные крестьянские хозяйства не получали необходимых государственных дотаций. Стремясь ослабить давление на потребительский рынок, правительство провело в июне 1976 г. резкое повышение цен на продовольствие с незначительной компенсацией заработной платы. Это решение натолкнулось на недовольство рабочих. В 10 воеводствах прошли организованные забастовки протеста, а в Радоме, Плойке и на тракторном заводе «Урсус» под Варшавой рабочие вышли на улицы. Против демонстрантов были брошены подразделения милиции, вооруженные водометами, дубинками и слезоточивым газом. Наиболее активные участники демонстраций были арестованы или уволены с работы. Но выступления рабочих заставили партийно-государственное руководство отказаться от повышения цен.

Результаты V пятилетки (1976-1980) оказались неожиданными. Темпы роста национального дохода, зарплаты упали более чем в восемь раз, промышленного производства - более чем в 2,5 раза. Объем сельскохозяйственной продукции в 1980 г. составил 90 % от уровня 1975 г. В 1979 г. уровень национального дохода государства не только не вырос, но и упал на 2,3 %.

Развитие оппозиционного движения. Со второй половины 1970-х гг. социально-экономическая и политическая ситуация в Польше продолжала ухудшаться, росла социальная напряженность, недовольство руководством страны, разочарование в «реальном социализме», оказавшемся не в состоянии в надлежащей степени удовлетворять материальные и духовные запросы общества. К началу 1980-х гг. страна находилась в преддверии социально-экономического и политического кризисов.

Для развития Польши характерен непрерывный цикл различ­ных кризисов - как общественно-политических, так и социально-экономических, которые впервые в регионе привели к организованному сопротивлению властям не только оппозиционно настроенной ин­теллигенции, но и самых широких трудящихся масс.

До середины 1976 гг. оппозиционность проявлялась в двух формах: диссидентство и умеренная оппозиция. Легальной оппозицией были клубы католической интеллигенции (существовало пять клубов) и действовавшая в сейме депутатская группа «Знак». Легальная оппозиция имела несколько журналов и издательств, среди которых были такие известные, как «Тыгодник повшэхны» (редактор Е. Турович), «Вензь» (редактор Т. Мазовецкий) и «Знак» (редактор Б. Цывиньский).

Формирова­ние независимой от властей общественной деятельности начинает­ся с середины 70-х годов. Июньские события 1976 г. дали толчок деятельности оппозиционно настроенной части интеллигенции. С сентября 1976 г. активно действовал Комитет защиты рабочих (КОР), в состав которого вошли активные участники мартовских студенческих выступлений 1968 г., а также известные писатели, ученые, представители духовенства. Комитет оказывал правовую и материальную помощь арестованным участникам демонстраций, развернул активную правозащитную деятельность. После освобождения из заключения осужденных участников июньских 1976 г. демонстраций комитет продолжил свою деятельность.

В 1977 г. возник Комитет общественной самозащиты (КОС), который объединился впоследствии с КОР. Новый комитет КОР - КОС, среди руководителей которого были Я. Куронь, К. Модзелевский, А. Михник и другие, объединял тех, кто выступал против тоталитарного режима.

Особое внимание в деятельности правозащитных организаций обращалось на рабочую среду. Рабочим читали лекции о «белых пятнах» в истории Польши и польско-советских отношений, разъясняли причины их плохого материального положения, знакомили с ратифицированными Польшей международными конвенциями, касающимися прав трудящихся. Была налажена широкая «самиздатовская» деятельность, для ведения пропаганды широко использовались западная польскоязычная печать и радиостанции.

Во второй половине 1970-х гг. стали появляться и другие оппозиционные организации: Движение в защиту прав человека, Конфедерация независимой Польши, Движение молодой Польши. После избрания в 1978 г. папой римским краковского кардинала К. Войтылы (Иоанн Павел II) начался стремительный рост авторитета католической церкви как идеологической и политической силы, противостоящей режиму. Особенно отчетливо это проявилось во время посещения папой римским Польши в 1979 г.

Экономический и социально-политический кризис 1980 г. Партийно-государственное руководство оказалось бессильным перед надвигавшимся новым глубоким социально-политическим и экономическим кризисом. Летом 1980 г. в Польше в ответ на повышение цен на продовольствие стала подниматься забастовочная волна, вначале под экономическими лозунгами. Своей вершины она достигла в августе, когда забастовали рабочие предприятий Гданьска, Щецина, Силезии.

Рабочие Гданьска 17 августа создали Межзаводской стачечный комитет (МСК), который включал представителей 460 предприятий города. 18 августа были сформулированы и переданы властям требования, состоявшие из 21 пункта. Одним из них явилось право на создание независимых от партии и администрации профсоюзов.

В тот же день состоялось чрезвычайное заседание руководства Гданьска при участии представителя Политбюро ЦК ПОРП С. Кани и командующего военно-морским флотом адмирала Янчишина. Э. Герек официально признал ошибки, пообещал провести реформы и призвал бастующих вернуться на работу. Правительство вынуждено было пойти на подписание с забастовочными комитетами соглашений, которые предусматривали не только удовлетворение экономических требований рабочих, но и право на создание ими независимых от администрации профсоюзов, освобождение политзаключенных, отказ от преследования соратников и экспертов бастующих. Тем самым оно давало согласие на легализацию оппозиционных организаций.

Первая реакция ПОРП на очередной кризис была традиционной: произошла смена партийного и государственного руководства. Первым секретарем ЦК ПОРП был избран С. Каня, много лет проработавший в партийном аппарате, премьером стал Ю. Пеньковский. Но эти кадровые перестановки не оказали заметного влияния на общественные настроения. Инициатива переходила в руки оппозиции.

В ноябре 1980 г. был официально зарегистрирован независимый самоуправляющийся профсоюз «Солидарность». К концу 1980 г. в нем состояло около трех млн. человек. Другие профцентры значительно уступали ему по численности. «Солидарность» представляла собой объединение автономных организаций различных регионов страны. Всепольская согласительная комиссия во главе с председателем гданьского межзаводского забастовочного комитета, электриком судоверфи им. Ленина Лехом Валенсой координировала ее действия. Большую помощь ей оказывали известные деятели оппозиции Б. Геремек, Я. Куронь, Т. Мазовецкий, А. Михник, Я. Ольшевский и др.

«Солидарность» с самого начала была преимущественно общественно-политическим, а не профсоюзным движением, объединявшим разнородные силы. В ее ряды в течение короткого времени вступило около девяти млн. человек, из них около одного млн. членов ПОРП (20 % от общей численности партии). «Солидарность» выросла на волне рабочего протеста и в первое время не имела ясных перспектив дальнейшего развития страны.

Опасения перед советской интервенцией заставили интеллектуальный штаб движения выступить с концепцией «саморегулирующейся революции». Концепция предусматривала, что Польша, оставаясь участником советского военно-политического блока, одновременно должна стремиться к внутренней перестройке общественно-политического строя: политическому плюрализму, установлению общественного контроля за деятельностью государства, обеспечению независимости общественных и государственных институтов от ПОРП. Политические притязания «Солидарности» и противодействие им со стороны партийно-государственного руководства страны порождали постоянные, все более острые конфликты. Ситуацию мог разрядить взаимный компромисс, но воли к нему не было ни у одной из сторон.

В сентябре 1980 г. состоялся очередной пленум ЦК ПОРП, внесший очередные изменения в состав партийного и государственного руководства. Вместо Э. Герека пост первого секретаря партии занял С. Каня, а председателем Совета Министров - Ю. Пиньковский. В феврале 1981 г. Пиньковский подал в отставку и на пост председателя Совета Министров ПНР был назначен генерал В. Ярузельский, сохранивший за собой пост министра национальной обороны. В октябре 1981 г. он был избран первым секретарем ЦК ПОРП.

Резкое обострение политического противостояния произошло в декабре 1981 г. Радикальное крыло в руководстве «Солидарности» взяло курс на открытую конфронтацию с правительством, грозя проведением всеобщей стачки. К этому времени экономика страны уже агонизировала и Польша оказалась на грани голода. В стране назревала революция. Лидер «Солидарности» Лех Валенса потребовал от правительства провести референдум о смене власти и всеобщих выборов в Сейм. 7 декабря 1981г. руководство профсоюза решило создать военизированные отряды. Радикальное крыло в руководстве «Солидарности» взяло курс на открытую конфронтацию с правительством, грозя проведением всеобщей стачки. 12 декабря лидеры «Солидарности» большинством голосов приняли резолюцию, призывающую к свержению правящего режима.

Стремясь предотвратить неконтролируемое развитие событий и угрозу ввода войск государств Варшавского Договора, Госсовет Польши ввел 13 декабря 1981 г. военное положение в стране. Приостанавливалась деятельность политических партий, общественных организаций и профсоюзов. Вся полнота власти была сосредоточена в руках Военного совета национального спасения во главе с В. Ярузельским. Во избежание всеобщей стачки все ключевые отрасли, порты и 129 крупных предприятий были переведены на военный режим.

«Солидарность» была запрещена, почти шесть тыс. ее руководителей всех уровней были интернированы. После введения военного положения «Солидарность» была ослаблена, но не разгромлена, постепенно создавались ее подпольные структуры всех уровней. В апреле 1982 г. была сформирована Временная координационная комиссия «Солидарности». В октябре 1982 г. сейм принял решение о роспуске всех профсоюзов и создании новых, строящихся по отраслевому принципу. Надежды на быстрый компромисс между властями и «Солидарностью» не оправдались. Начался период борьбы за легализацию «Солидарности», в ходе которой проходили проверку различные концепции возвращения движения на арену открытой политической борьбы.

Все это время «Солидарность» пользовалась достаточно активной поддержкой католической церкви, а также помощью Запада. В 1983 г. Л. Валенсе была присуждена Нобелевская премия мира. Подпольные структуры получали значительную финансовую и техническую помощь через заграничные представительства «Солидарности», польско-язычные западные радиостанции выполняли информационно-пропагандистскую работу в ее интересах.

Военное положение временно ослабило остроту политического противостояния, но не могло решить проблем страны. Начавшаяся в 1982 г. экономическая реформа, в соответствии с которой деятельность предприятий предполагалось строить на принципах самостоятельности, самоуправления и самофинансирования, вводилась частичная либерализация внутренних цен, частичная демонополизация внешней торговли, попытки либерализации финансовой системы и формирования индивидуальной оплаты труда, не принесла ожидаемых результатов. Преодолению кризиса мешало введение Западом эмбарго на экономические отношения с Польшей. Продолжала увеличиваться внешняя задолженность страны, росли цены на внутреннем рынке. 31 декабря 1982 г. Государственный совет приостановил действие военного положения, а 22 июля 1983 г. вообще отменил его.

Руководство ПОРП предприняло попытку восстановить свой авторитет и сплотить своих сторонников. С этой целью в октябре 1982 г. через сейм был проведен закон о профсоюзах. По этому закону разрешалась деятельность профсоюзов, признающих руководящую роль ПОРП в строительстве социализма и придерживающихся принципа общественной собственности на средства производства. Однако меры, предпринимаемые партийным и государственным руководством, не приносили ожидаемого результата. В обществе сохранялась напряженность и недоверие к ПОРП.

Со второй половины 80-х гг. реформаторы внутри ПОРП ак­тивизируют поиск новых путей и методов решения польских про­блем. Состоявшийся в июле 1986 г. X съезд ПОРП, по замыслу властей, должен был стать очередным шагом на пути к «нормали­зации». Но для настоящего перелома, каким могло быть призна­ние за оппозицией статуса участника возможных переговоров, коммунисты еще не были готовы. Однако процесс постепенного ослаб­ления авторитаризма, обусловленный отчасти изменениями меж­дународной ситуации, тем не менее, уже давал о себе знать. Оче­видной становилась его связь с событиями в СССР, где во второй половине 80-х гг. происходили кардинальные перемены. Важным в этом аспекте стал третий визит в Польшу в июне 1987 г. папы Римского, который поддержал оппозицию и помог «Солидарности» обрести второе дыхание.

В 1986-1987 гг. позитивные процессы в экономике приостановились, попытки проведения реформ в начале 1980-х гг. не дали положительных результатов. ЦК ПОРП и правительство в 1987 г. решили пойти на углубление реформ экономической и общественной жизни. Предусматривалась реорганизация центральных органов управления, восстановление рыночного равновесия за счет повышения цен, создание рынка средств производства, предметов потребления, капиталов, рабочей силы. С целью заручиться поддержкой населения при реализации реформы в ноябре 1987 г. был проведен референдум.

Поражение на референдуме в ноябре 1987 г. стало переломным моментом для властей Польши. Задуманные реформы не получили необходимой поддержки. Началось падение престижа государственного и партийного руководства.

Подготовка и проведение «круглого стола». К 1988 г. стала очевидной неспособность правительства вывести страну из кризиса. В апреле 1988 г. произошел буквально взрыв забастовок, ставший неожиданностью как для властей, так и для оппозиции. Рабочие требовали не только повышения заработной платы, но и легализации «Солидарности». В августе этот лозунг в требованиях бастующих вышел на первый план. Все по­пытки «обновления социализма», его реформирования в 1980-х гг. лишь модифицировали политическую и экономическую систему советского типа, не вызвав радикальных перемен. Однако именно в 1980-е гг. эта система достигла максимально возможного в ее рамках уровня политической либерализации, а экономическая ре­форма явилась своеобразным этапом перехода к системе свобод­ных цен.

В условиях обострения ситуации в стране власти вынуждены были пойти на переговоры с той частью руководства «Солидарности», изъявивших к этому готовность, а с конца августа 1988 г. началась подготовка заседаний «круглого стола». Идея проведения заседаний «круглого стола» сталкивалась с противодействием как со стороны радикального крыла в «Солидарности», так и консервативной части партийно-государственного руководства. Лишь в середине января 1989 г. группе партийных реформаторов, в состав которой входили руководитель партии В. Ярузельский и премьер-министр М. Раковский, удалось провести на пленуме ЦК ПОРП резолюцию о политическом и профсоюзном плюрализме.

На состоявшемся в декабре - январе 1989 г. X пленуме ЦК ПОРП партийные реформаторы с трудом сумели провести резо­люцию о профсоюзном иполитическом плюрализме, что давало шанс мирного, лишенного элементов насилия, перехода к прин­ципиально новой фазе политического развития. В то же время это решение вызвало усиление радикализма у той части оппозиции, которая была против переговоров и соглашения с коммунистической властью. Тем не менее, путь к соглашениям был все же открыт.

Заседания «круглого стола» проходили с 6 февраля по 5 апреля 1989 г. В них принимали участие ПОРП совместно с Объединенной крестьянской партией, Демократической партией, Всепольским соглашением профсоюзов, нелегальная оппозиция (Л. Валенса) и известные деятели демократической оп­позиции (Б. Геремек, Я. Куронь, А. Михник, Т. Мазовецкий, А. Стшембош), представители епископата. Повторная регистрация «Солидарности» состоялась 17 апреля 1989 г.

«Круглый стол» проходил с 6 февраля по 5 апреля 1989 г. В числе его важнейших итогов были решения о проведении досрочных парламентских выборов и введении президентского поста, о создании в парламенте второй палаты - сената, а также о разделе мандатов между различными политическими силами в сейме.

Итогом переговоров явился сценарий, предполагавший проведение многопартийных выборов, в которых планирова­лось участие на конкурентной основе свободно созданных полити­ческих партий. Кроме того соглашениями предусматривалось участие оп­позиции в Сейме в намеченном объеме (35 %), полностью кон­курентные выборы в Сенат, формирование коалиционное правительство во главе с представителем ПОРП, создание поста президента, га­рантирующего политическую стабильность.

Следовательно, наме­чался эволюционный путь изменения политического строя и эко­номической системы. Также были согласованы основные принци­пы и условия реализации новых решений: политический и проф­союзный плюрализм, свобода слова, демократический путь фор­мирования государственной власти, независимость судов, рабочее и территориальное самоуправление. В целом принятые постановления означали слом монопольной власти ПОРП и открывали путь к падению старой системы.

Начало структурной перестройки польского общества. На рубеже 1989 - 1990 гг. произошли существенные изменения в расстановке политических сил. Осенью 1989 г. была подготовлена программа основных перемен в экономике и сфере отношений соб­ственности (автор - вице-премьер Л.Бальцерович) , в которую были заложены полная либерализация рынка, коренная привати­зация и стабилизация злотого. Сейм на основе этой программы принял 10 ключевых законов, коренным образом изменивших всю экономическую систему страны. Реализация плана началась с ян­варя 1990 г. Огромную роль в поддержке реформ сыграло реше­ние Парижского клуба о сокращении на 50 % польского долга; МВФ предоставил Польше 1 млрд. долларов, из которых был со­здан стабилизационный фонд.

Первый этап в осуществлении программы структурной перестройки начался 7 апреля 1989 г. с внесения поправок в конституцию страны 1952 г. К наиболее существенным изменениям можно отнести: 1) создание вместо однопалатного Сейма двух органов законодательной власти - Сейма и Сената, образующих вместе Национальное собрание, которое имеет, в частности, право изби­рать президента страны; 2) ликвидация Государственного совета и введение поста президента; 3) подчинение правительства как президенту, так и парламенту; 4) обеспечение влияния президента на деятельность Сейма - право роспуска в определенных случаях парламента. В декабре 1989 г. из Кон­ституции были изъяты статьи об общественно-экономическом строе социализма и социалистическом государстве, ликвидирована статья 3, закреплявшая руководящую роль компартии. Появились положения, отражавшие конституционные стандарты современных де­мократий: принципы верховенства народа, демократического пра­вового государства и политического плюрализма.

После завершения работы «Круглого стола» в центре внимания ПОРП, союзнических партий и оппозиции оказалась подготовка к парламентским выборам. В верхнюю палату - сенат - проводились свободные выборы, в нижней палате - сейме -- 38 % мест было зарезервировано за кандидатами от ПОРП, лидер которой должен стать президентом страны. Вместе с союзными партиями коммунисты получали 65 % мест. Оставшиеся 35 % мест отводились независимым кандидатам, а фактически «Солидарности».

Два тура выборов в парламент, прошедшие в июне 1989 г., принесли оппозиции неожиданный для нее успех. Она провела практически всех своих кандидатов в сейм и сенат уже в первом туре. На совместном заседании сейма и сената 19 июля президентом страны был избран В. Ярузельский. Это стало возможным только потому, что 11 депутатов от «Солидарности» не участвовали в голосовании. Победив формально, В. Ярузельский понес моральное поражение.

После президентских выборов начались длительные поиски политической формулы правительства. Его состав определился только 17 августа 1989 г. О своей готовности войти в новое правительство заявили «Солидарность» и бывшие союзники ПОРП - ОКП и СД. Премьер-министром стал видный деятель светских католиков Т. Мазовецкий. ПОРП впервые за всю свою историю лишилась привычной для нее роли правящей партии.

Со второй половины 1989 г. произошли значительные перемены в политической жизни Польши, появилось много новых партий, происходила трансформация уже существовавших. В январе 1990 г. состоялся последний, XI съезд ПОРП, принявший решение об ее самороспуске.

Было изменено название государства - с Польской Народной Республики на Республику Польша, орлу на государственном гербе была возвращена корона. В сентябре 1990 г. принят закон о выборах президента Республики Польша (РП), которыйотныне должен избираться на всеобщих, равных, прямых и тайных выборах.

Произошедшие в 1989 г. изменения в политической жизни страны свидетельствовали об отказе от советской модели социализма и начале демократических преобразований в Польше.

Польскому кризису начала 1980-х годов предшествовали неоднократно вспыхивавшие в течение 1970-х годов в Польше волнения, связанные с массовыми забастовками польских рабочих (1970, 1976 гг.). Каждый раз они были спровоцированы объявлением правительством Польской Народной Республики резкого повышения цен на некоторые товары широкого потребления.

Военное положение в Польше (13 декабря 1981 г. – 22 июля 1983 г.; польск. Stan wojenny w Polsce 1981-1983) стало периодом диктатуры, которую объявил генерал Войцех Ярузельский, боровшийся с оппозицией, которую представляла правая профсоюзная организация «Солидарность».

Оценки событий той эпохи сильно различаются как в самой Польше, так и за её пределами. В ходе военного положения в стране проходили репрессии. Но в целом масштаб репрессий, равно как и реакция самой оппозиции в этот период, носили умеренный и даже несколько приглушённый характер, учитывая назревающий потребительский кризис в стране. Ключевую роль в предотвращении эскалации конфликта с обеих сторон сыграла Католическая церковь Польши.

Прозападные брожения в польской профсоюзной среде стали ощущаться всё острее, особенно в условиях надвигающегося потребительского кризиса. Генерал Войцех Ярузельский, на тот момент 1-й секретарь ПОРП, глава правительства и министр обороны, понимал что основная дестабилизационная угроза исходит от организации «Солидарность» (с 1980 г.), которая пользовалась поддержкой у населения. Утром 12 декабря 1981 г. Войцех Ярузельский позвонил руководству СССР и произнёс следующее: «…в ночь с 12 на 13 декабря с.г. на всей территории ПНР будет введено военное положение. Всю ответственность за этот шаг я возлагаю на себя…».

В ночь с 12 на 13 декабря 1981 г. по всей Польше отключили телефонную связь. В результате лидеры оппозиционного антикоммунистического движения «Солидарность» моментально оказались изолированы. На улицах появились танки и бронетранспортёры. По телевидению транслировалось заявление генерала Войцеха Ярузельского о том что «надо связать руки авантюристам, прежде чем они столкнут Отчизну в пучину братоубийственной войны». Генерал также объявил о создании Военного совета национального спасения.

Сам генерал Войцех Ярузельский часто указывал на то что объявление военного положения в стране было «меньшим из зол», так как в противном случае стране угрожал ввод советских войск.

В результате данной акции местные профсоюзные комитеты «Солидарности» были значительно ослаблены, а многие лидеры запуганы. Но в целом «Солидарность» по-прежнему продолжала действовать под руководством Леха Валенсы, избравшего на время политику непротивления, хорошо знакомую полякам со времён раздела страны. Ярким проявлением продолжающейся подпольной деятельности даже в это время было систематическое издание периодических изданий, листовок и бюллетеней. Издателей тайно поддерживала Католическая церковь, сохранившая сильную позицию в польском обществе.

17 июля 1986 г. правительством Польши был принят закон о амнистии, в период до 21 февраля 1987 г. им воспользовались 1200 участников антиправительственных выступлений (из которых более 200 отбывали наказание в местах заключения).

Сразу после введения военного положения США ввели экономические санкции в отношении Польши и СССР. В следующем, 1982 г. Польша, после ввдения в отношении нее «поправки Джэксона – Вэника», была лишена статуса наибольшего благоприятствования в торговле, а ее заявка на вступление в Международный валютный фонд была заблокирована. Амнистия 1984 года, олнако, открыла дверь нормализации экономических отношений между двумя странами. 20 февраля 1987 г. Президент США Р. Рейган объявил об отмене оставшихся санкций и восстановлении режима нормальной торговли.

В 2016 году исполняется 35 лет с того дня, когда в Польше было введено военное положение. Ответственность за эти действия взял на себя руководитель страны – генерал Войцех Ярузельский.

В социалистической Польше руководящая роль принадлежала Польской объединенной рабочей партии (ПОРП), но в 80-е годы её политическое влияние начало стремительно падать. И способствовало этому оппозиционное антикоммунистическое профсоюзное движение «Солидарность», деятельность которого в стране становилось все ощутимей.

Военное положение многие поляки называли периодом диктатуры. Но в то же время они считали, что Ярузельский сделал единственно правильный выбор, ведь его решение смогло предотвратить гражданское неповиновение, которое обязательно бы закончилось пролитием не только польской, но и русской крови.

События, предшествующие введению военного положения в Польше

Среди социалистических стран Польша никогда не была самой лояльной к коммунистическому режиму. После Второй мировой войны здесь не раз случались общественно-политические кризисы, из которых правительству все же удавалось выводить страну с надеждой на оздоровление общества. Но в 80-е годы обстановка в Польше накалилась до предела: накопился огромный внешний долг, возникли проблемы с продовольствием и предметами первой необходимости, произошло очередное повышение цен на продукты, по стране распространились слухи о коррупции среди представителей высшей власти. Все это привело к созданию в Польше в 1980 году независимого профсоюзного объединения, которое вскоре превратилось в общественно-политическое движение, оппозиционное правящей партии ПОРП. Во главе движения «Солидарность» стоял электрик с гданьской верфи Лех Валенса, вокруг которого и стали группироваться оппозиционные силы. Всего за несколько месяцев крупные польские города имели отделения «Солидарности». Сначала эта организация выдвигала только экономические требования, но затем были потребованы и политические свободы.

В 1980 году положение в стране ухудшилось: с поста генерального секретаря ПОРП ушел Эдвард Герек, Польшу сотрясали забастовки и стачки. В марте 1981 года в стране произошла самая крупная забастовка, участие в которой приняло около миллиона поляков. В октябре 1981 года руководство страной принял генерал Войцех Ярузельский, который сосредоточил всю власть в своих руках. В это же время началась новая волна акций протеста и забастовок. Власть пыталась договориться с оппозицией и провести консультации по политическим и экономическим проблемам, но вскоре стало понятно, что достичь национального согласия не получится. 17 декабря 1981 года «Солидарность» запланировала проведение общенациональной забастовки, генеральная репетиция которой состоялась 11 декабря. В это время на улицах польских городов бастовало тысячи людей.

Руководство страны оказалось перед нелегким выбором: или идти на компромисс с оппозицией, или же применить силовой вариант. А еще польское руководство понимало, что Советский Союз всерьез обеспокоен ситуацией в Польше и, чтобы не допустить развала социалистической системы, он может применить вариант с введением советских войск в страну, а это приведет к широкомасштабным боевым действиям и закончится кровопролитием. Но к счастью поляки смогли справиться сами, и введения советских войск удалось избежать. В это непростое время в Польше нашелся человек, который смог взять на себя ответственность за события, происходящие в стране. И это был генерал Войцех Ярузельский.

Военное положение в Польше в 1981-1983 годах

Все началось в полночь с 12 на 13 декабря 1981 года. Выглянув в окно с утра в воскресенье, поляки были в недоумении – на улицах их городов стояли танки, бронемашины и вооруженные автоматами солдаты, телефонная связь по всей стране была отключена, закрыты аэропорты, в витринах газетных киосков можно было видеть только две проправительственные газеты – «Трибуна люду» и «Жолнеж вольности». Для того чтобы держать ситуацию в стране под контролем, в городах и на крупных предприятиях были назначены более 2 тысяч военных комиссаров. Утром 13 декабря по телевизору к нации обратился глава государства, который строгим голосом сообщал полякам о введении в стране военного положения и о переходе власти к Военному Совету национального спасения.

Буквально в первые часы с момента введения военного положения было арестовано около 3 тысячи активистов «Солидарности» – Валенса, Гвязда, Куронь, Яворский и многие другие. Всего же в Польше за время действия военного положения было интернировано около 10000 человек.

Основными оплотами оппозиции считались судоверфи Гданьска и Щецина, Краковский и Катовицкий металлургические комбинаты, Люблинский автомобильный завод. Именно они первыми были взяты под контроль правительственными силами. Ожесточенное сопротивление властям оказали польские шахтеры, и при его подавлении жертв не удалось избежать — на одной из шахт погибло 9 человек. Это были первые жертвы, всего же за 1,5 года военного положения погибло более сотни польских граждан.

К концу декабря 1981 года были подавлены все антиправительственные выступления. И в 1982 году «Солидарность» вынуждена была перейти к подпольной деятельности, также широко применялись пассивные методы общественного неповиновения.

31 августа 1982 года десятки польских городов охватила протестная акция, кое-где сопровождающаяся уличными боями. Осенью 1982 года проходили манифестации в Варшаве, Гданьске и Кракове. Но в целом активность протестующих пошла на спад, и правительство постепенно стало снижать действие военного режима. В ноябре этого же года был выпущен на свободу лидер «Солидарности» Лех Валенса, а через полгода – 22 июля 1983 года было отменено военное положение.

Оценки событий

Даже спустя 35 лет после введения военного положения польское общество неоднозначно относится к тем трагическим событиям. Одни считают, что это спасло Польшу от гражданской войны, другие уверены, что военное положение продлило агонию коммунистического режима еще почти на 10 лет. Но можно сказать с уверенностью, что именно в те сложные времена родилась польская демократия.

Статьи по теме