Михаил юрьевич лермонтов биография. Лермонтов михаил юрьевич, краткая биография Краткая биография м ю

Михаил Юрьевич Лермонтов (3 октября 1814, Москва - 15 июля 1841, Пятигорск) - русский поэт, прозаик, драматург, художник.

Сопоставляя творческий багаж Михаила Лермонтова с количеством прожитых лет, становится понятно, что перед нами гений. В 10 он сочинял пьесы для домашнего театра, в подлиннике читал французских, немецких и английских классиков, прекрасно рисовал, в 15 написал первую редакцию поэмы «Демон», в 20 – драму в стихах «Маскарад», в 24 – роман «Герой нашего времени». А в 26 лет Лермонтова не стало.

Детство и юность

Родился Михаил Юрьевич Лермонтов в ночь на 15 октября 1814 года в Москве. Бабушка поэта Елизавета Алексеевна Арсеньева – дворянка из знатного рода Столыпиных. Министр Петр Столыпин приходится поэту троюродным братом.

Властная и богатая Елизавета Арсеньева не желала для единственной дочери брака с Юрием Лермонтовым, красавцем-военным из обедневшего рода. Его сомнительное происхождение от шотландца Георга Лермонта не внушало ей доверие. Позже британская компания Oxford Ancestors опровергла родство поэта с Лермонтами при помощи анализа ДНК, подтвердив сомнения Арсеньевой.

Как и прогнозировала женщина, личная жизнь дочери Маши, «выскочившей» замуж за волокиту Юрия Лермонтова в 16 лет, оказалась несчастной. Муж начал изменять юной супруге едва ли не сразу после свадьбы. Он завел роман с немецкой нянькой сына Миши, волочился за дворовыми девушками. А когда жена упрекнула супруга в измене, получила удар кулаком в лицо. 21-летняя Мария Арсеньева-Лермонтова угасла от скоротечной чахотки, оставив полусиротой 2-летнего Мишу.

Родители Лермонтова

Елизавета Алексеевна, которой на момент смерти дочери исполнилось 44 года, отобрала внука у зятя, выписав Лермонтову вексель на 25 тысяч рублей. Юрий уехал из родового имения Столыпиных, а воспитанием Миши занялась бабушка. Женщина обожала внука и не жалела денег на его образование и здоровье. Михаил Лермонтов рос болезненным золотушным мальчиком, и бабушка наняла внуку французского доктора Ансельма Леви.

Бабушка Лермонтова

Отцу властная теща изредка позволяла встречаться с сыном, от чего страдали оба.

«Я стал добычей раздираемой», — позже пожаловался Михаил Лермонтов.

Детские и юношеские годы будущего классика прошли в имении Тарханы в Пензенской губернии. Елизавета Алексеевна наняла учителей для его образования. Бывший офицер наполеоновской армии француз Капэ преподавал мальчику французский язык. После смерти учителя его место занял эмигрант Шандро, которого Михаил Лермонтов позже описал в поэме «Сашка», назвав маркизом de Tess и «парижским Адонисом». На смену Шандро пришел англичанин Виндсон, познакомивший юношу с английской литературой. Любовь к творчеству Байрона у Лермонтова от британского педагога.

Михаил Лермонтов рос, наблюдая в родовом имении за деревенским бытом, слушая от крестьян народные песни и предания о Степане Разине и Емельяне Пугачеве.

Глубокий след в жизни и творческой биографии Михаила Лермонтова оставила поездка с бабушкой на Кавказ. В Горячеводске 10-летний мальчик впервые влюбился и спустя 2 года посвятил своей первой музе стихотворение «К Гению».

Стихи

В сентябре 1828 года Михаила Лермонтова зачислили в 4-й класс столичного университетского пансиона. В декабре мальчика перевели в пятый класс, подарив за прилежание картину и книгу. Этот год знаменателен тем, что Лермонтов от него отсчитывал начало творчества.


В пансионе подросток взялся составлять рукописные журналы. В одном из них, названном «Утренняя Заря», юный поэт стал главным сотрудником и поместил первую поэму «Индианка». Но через два года после преобразования пансиона в гимназию Миша оставил учебу.

Лето 16-летний Михаил Лермонтов провел в Подмосковье, в имении Столыпиных Середниково. Неподалеку жили родственники Верещагины. С Александрой Верещагиной Лермонтов дружил. Девушка познакомила Михаила с подругой, «черноокой красавицей» Екатериной Сушковой, в которую юноша влюбился. Чувства молодого поэта остались без ответа, он невыносимо страдал. Катя посмеивалась над влюбленным, неуклюжим и невзрачным мальчиком. Позже Сушкова поймет, что совершила роковую ошибку, издеваясь над несчастным юношей.


Осенью 1830 года Михаил Лермонтов поступил в Московский университет, выбрав нравственно-политическое отделение. Два года он учился вместе с Виссарионом Белинским, Александром Герценом и Николаем Огаревым. В студенческие годы Лермонтов написал драму «Странный человек», в которой осуждалось крепостное право. Михаил проявил дерзкий нрав и неучтивость, за что на экзаменах преподаватели отыгрались на нем: юноша «завалил» экзамены.

Оставаться на второй год Лермонтов отказался и оставил университет, переехав с бабушкой в Петербург. Попытка поступить на второй курс не увенчалась успехом: Михаилу предложили начать с первого. По совету друзей и бабушки юноша поступил в школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров, где проучился два года, назвав их «страшными» из-за военной муштры.


В Петербурге ранее неуклюжий и угрюмый Михаил Лермонтов преобразился: юноша стал душой компании, кутил и сводил с ума красавиц. Острый ум, начитанность, сарказм молодого человека отметили друзья и великосветские барышни.

В 1835 году произведения поэта впервые появились в печати. Товарищ Лермонтова без его ведома отдал в печать повесть «Хаджи-Абрек».

Со второй половины 30-х стихи Михаила Лермонтова охотно публикуют. Критики и читатели тепло приняли поэму «Песня про царя Ивана Васильевича…». В стихотворениях «Кинжал» («Мой друг железный»), «Поэт» и «Дума» Лермонтов провозгласил идеалы гражданской поэзии. Народная тема, русский характер очерчены в стихотворениях «Бородино» и «Родина».

Ярким примером романтизма называют стих «Парус», впервые напечатанный в «Отечественных записках». Читая строки, становятся понятны душевные порывы 18-летнего поэта.

В годы жизни в Петербурге Михаил Лермонтов наблюдает за нравами аристократии – наблюдения ложатся в основу драмы «Маскарад», которую поэт неоднократно переписывал, но так и не пробил стену цензуры.

Перелом от раннего к зрелому творчеству Лермонтова случился в 1837 году, после публикации гневного отклика на смерть Александра Пушкина. Стихотворение «Смерть поэта», осуждавшие убийцу и придворную знать, названную Лермонтовым виновницей трагедии, прочитала вся Россия. Друзья Пушкина и поклонники его таланта встретили стихотворение восхищенно, а враги, в том числе светские дамы, ставшие на сторону красавца Дантеса, негодовали.

Узнав о негативной реакции света, Михаил Лермонтов добавил остроты. Первое стихотворение заканчивалось строкой: «И на устах его печать». Продолжение стало вызовом «надменным потомкам»: в стихах увидели воззвание к революции.

Ссылки

После появления стихотворения последовали судебное разбирательство и арест. За процессом наблюдал император Николай Первый. Бабушка Лермонтова и друзья Пушкина, в том числе Василий Андреевич Жуковский , постарались смягчить участь Михаила Лермонтова. Бунтаря отправили в ссылку на Кавказ, прапорщиком в драгунский полк.

Первая ссылка длилась полгода, но сильно изменила Лермонтова. Живописная природа Кавказа, быт горцев, местный фольклор отобразились в произведениях «кавказского» периода. Но юношеская веселость поэта растаяла, сменившись «черной меланхолией».


После возвращения в петербургский высший свет Михаил Лермонтов находится в центре внимания: им восхищаются одни и ненавидят другие. Кавказ вдохновил поэта на написание поэм, задуманных и начатых в Москве: появились «Демон» и «Мцыри», дополняющие друг друга сочинения.

После ссылки Михаил Лермонтов привез в Петербург новые произведения, которые печатаются в каждом номере журнала «Отечественные записки». Михаил Юрьевич вошел в круг близких друзей Пушкина и находится на пике популярности. Он по-прежнему дерзок и саркастичен. Ссора с сыном французского посла Эрнестом де Барантом в феврале 1840 года заканчивается дуэлью. Лермонтов и де Барант сошлись за Черной речкой, неподалеку от места дуэли Пушкина с Дантесом. Эрнест де Барант промахнулся, а Михаил Лермонтов выстрелил в сторону.

О дуэли узнало начальство, поэта арестовали и передали военному суду. Император распорядился сослать дуэлянта на Кавказ во второй раз, но теперь в армейский полк, воевавший на передовой. Лермонтов отличился, проявив храбрость, но по распоряжению Николая Первого наград не получил.

Одно из последних стихотворений поэта – «Выхожу один я на дорогу» – появилось в конце мая 1841 года. Критики увидели в нем «лирический итог исканий», к которым Михаил Лермонтов обращался в конце земного пути. За несколько недель до убийства поэт сочинил стих «Утес», напечатанный через 2 года после его смерти.

Романы

В Петербурге, в перерывах между муштрой, Михаил Лермонтов сочинил роман «Вадим», в котором описал события Пугачевского восстания.


Но апофеозом лермонтовского реализма является роман «Герой нашего времени», написанный в 1840 году, незадолго до смерти. Образ Печорина показан на контрастном фоне жизни русского общества. Противоречие между глубиной натуры Печорина и бесплодностью действий автобиографично. Новаторство романа в тонком психологизме и раскрытии душевной жизни героев, чего ранее никто из литераторов России не делал.

Романом восхищались Николай Гоголь, Лев Толстой и Антон Чехов.

Личная жизнь

Михаил Лермонтов писал:

«Любил я трижды – трижды безнадежно».

Поэт, по описанию современницы-барышни, красотой не отличался. Мал ростом, коренаст, взгляд черных глаз мрачен, улыбка недобрая, нервный юноша, похожий на избалованного и злобного ребенка.


Три главные любви Лермонтова вышли замуж: Екатерина Сушкова, в которую Михаил влюбился в 16 лет, Наталья Иванова, которой посвятил «Ивановский цикл», Варвара Лопухина, которую поэт любил до конца жизни.


Сушковой Михаил Лермонтов жестоко отомстил спустя 5 лет. Узнав, что девица собирается замуж, он расстроил свадьбу, разыграв страсть и влюбив Екатерину в себя. Скомпрометированная в глазах света невеста долго страдала. История трагических отношений напоминает любовную линию романа «Герой нашего времени».


Новость о замужестве Вареньки Лопухиной поэт принял болезненно. Когда Варвара вышла замуж, Лермонтов никогда не называл ее по фамилии мужа – Бахметевой: возлюбленная осталась для него Лопухиной.

Смерть

Зима 1840-41 оказалась последней для Лермонтова. Он приехал в отпуск в Петербург, мечтая об отставке и литературной работе. Бабушка, мечтавшая о военной карьере внука и не разделявшая увлечения литературой, разубедила Михаила подавать прошение об отставке. На Кавказ Лермонтов возвращался с тревожным сердцем.


В Пятигорске произошла роковая ссора Михаила Лермонтова с майором в отставке Николаем Мартыновым, с которым познакомился в Москве и даже бывал в доме его родителей. Позже Мартынов рассказал, что в Пятигорске Лермонтов не пропускал ни одного случая, чтобы отпустить колкость в его адрес.

Дуэль состоялась 27 июля 1841 года. Противники договорились стреляться «до исхода». Михаил Лермонтов выстрелил вверх, а Мартынов – в упор, в грудь противника, убив его наповал. Разразившаяся гроза и проливной дождь помешали прибытию на место доктора, и убитый поэт долго лежал на земле.


На похоронах Лермонтова, вопреки хлопотам друзей, церковного обряда не было. В Петербурге весть о смерти поэта встретили словами: «Туда ему и дорога». По воспоминаниям Павла Вяземского император обронил: «Собаке – собачья смерть», но после упрека великой княгини вышел к присутствующим и провозгласил, что «тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».


Похоронили Лермонтова 29 июля 1841 года на старом кладбище Пятигорска. Но спустя 250 дней бабушка Михаила Юрьевича выхлопотала позволение императора о перевозе тела в Тарханы.

В апреле 1842 года тело в свинцовом гробу захоронили в семейной часовне-усыпальнице, рядом с дедом и матерью.

Память

Книги Лермонтова претерпели десятки переизданий. Последнее в 2014 году: собрание сочинений в 4 томах напечатано «Издательством Пушкинского Дома» в количестве 300 экземпляров.

Имя Михаила Юрьевича носят улицы, скверы, библиотеки в России и постсоветских республиках. В Одессе именем поэта названа городская библиотека №16 и клинический санаторий.


Малая планета под номером 2222, открытая в марте 1981 года, названа «Лермонтов».

Памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову воздвигли в Грозном на проспекте Мохаммеда Али, рядом с драмтеатром имени М. Ю. Лермонтова. На постаменте строки поэта:

«Как сладкую песню Отчизны моей, люблю я Кавказ!».

Библиография

  • «Хаджи-Абрек»
  • «Демон»
  • «Мцыри»
  • «Бородино»
  • «Песня про царя Ивана Васильевича»
  • «Дума»
  • «Бэла»
  • «Фаталист»
  • «Тамань»
  • «Парус»
  • «Измаил-Бей»
  • «Смерть поэта»
  • «Герой нашего времени»

Мистические факты о Лермонтове:

— Сразу при рождении родителям Лермонтова было сделано предсказание, что их сын умрёт в молодом возрасте.

— Возвращаясь из Петербурга на Кавказ, Лермонтов буквально упросил своего родственника Столыпина поехать через Пятигорск, где и состоялась роковая дуэль.


Михаил Юрьевич Лермонтов - гениальный русский поэт , родился в Москве 2 октября 1814 г. В шотландских преданиях, не исчезнувших окончательно и до сих пор, живет имя Лермонта-поэта или пророка; ему посвящена одна из лучших баллад Вальтера Скотта, рассказывающая, согласно народной легенде, о похищении его феями. Русский поэт не знал этого предания, но смутная память о шотландских легендарных предках не раз тревожила его поэтическое воображение: ей посвящено одно из самых зрелых стихотворений Лермонтова , "Желание". Из ближайших предков Лермонтова документы сохранились относительно его прадеда Юрия Петровича, воспитанника шляхетского кадетского корпуса. В это время род Лермонтовых пользовался еще благосостоянием; захудалость началась с поколений, ближайших ко времени поэта. Отец его, Юрий Петрович, был бедным пехотным капитаном в отставке. По словам Сперанского, отец будущего поэта был замечательный красавец, но вместе с тем "пустой", "странный" и даже "худой" человек. Этот отзыв основан на отношениях Лермонтова-отца к теще, Елизавете Алексеевне Арсеньевой, урожденной Столыпиной; но эти отношения не могут быть поставлены в вину Юрию Лермонтову - и так, несомненно, смотрел на них сам Михаил Юрьевич Лермонтов , в течение всей своей жизни не перестававший питать глубокую преданность к отцу, а когда он умер - к его памяти. Сохранилось письмо четырнадцатилетнего поэта, стихотворения более зрелого возраста - и всюду одинаково образ отца овеян всей нежностью сыновней любви. Поместье Юрия Лермонтова - Кроптовка, Ефремовского у. Тульской губ. - находилось по соседству с селом Васильевским, принадлежавшим роду Арсеньевых. Красота Юрии Петровича увлекла дочь Арсеньевой, Марию Михайловну, и несмотря на протест своей родовитой и гордой родни, она стала женой "армейского офицера"; но для ее семьи этот офицер навсегда остался чужим человеком. Мария Михайловна умерла в 1817 г., когда сыну ее не было еще трех лет, но оставила много дорогих образов в воспоминаниях будущего поэта. Сохранился ее альбом, наполненный стихотворениями, отчасти, может быть, ею сочиненными, отчасти переписанными; они свидетельствуют о нежном ее сердце. Впоследствии поэт говорил: В слезах угасла мать моя; всю жизнь не мог он забыть, как мать певала над его колыбелью. Самый Кавказ был ему дорог прежде всего потому, что в его пустынях он как бы слышал давно утраченный голос матери... Бабушка страстно полюбила внука. Энергичная и настойчивая, она употребляла все усилия, чтобы одной безраздельно владеть ребенком. О чувствах и интересах отца она не заботилась. Лермонтов в юношеских произведениях весьма полно и точно воспроизводил события и действующих лиц своей личной жизни. В драме с немецким заглавием - "Menschen u. Leidenschaften" - рассказан раздор между его отцом и бабушкой. Лермонтов-отец не в состоянии был воспитывать сына, как этого хотелось аристократической родне, - и Арсеньева, имея возможность тратить на внука "по четыре тысячи в год на обучение разным языкам", взяла его к себе с уговором воспитывать его до 16 лет и во всем советоваться с отцом. Последнее условие не выполнялось; даже свидания отца с сыном встречали непреодолимые препятствия со стороны Арсеньевой. Ребенок с самого начала должен был сознавать противоестественность этого положения. Его детство протекало в поместье бабушки, Тарханах, Пензенской губернии; его окружали любовью и заботами - но светлых впечатлений, свойственных возрасту, у него не было. В неоконченной юношеской "Повести" описывается детство Саши Арбенина, двойника самого автора. Саша с 6-тилетнего возраста обнаруживает наклонность к мечтательности, страстное влечение ко всему героическому, величавому, бурному. Лермонтов родился болезненным и все детство страдал золотухой; но болезнь эта развила в ребенке необычайную нравственную энергию. В "Повести" признается ее влияние на ум и характер героя: "он выучился думать... Лишенный возможности развлекаться обыкновенными забавами детей, Саша начал искать их в самом себе. Воображение стало для него новой игрушкой... В продолжение мучительных бессонниц, задыхаясь между горячих подушек, он уже привыкал побеждать страданья тела, увлекаясь грезами души... Вероятно, что раннее умственное развитие не мало помешало его выздоровлению"... Это раннее развитие стало для Лермонтова источником огорчений: никто из окружающих не только не был в состоянии пойти навстречу "грезам его души", но даже не замечал их. Здесь коренятся основные мотивы его будущей поэзии разочарования. В угрюмом ребенке растет презрение к повседневной окружающей жизни. Все чуждое, враждебное ей возбуждало в нем горячее сочувствие: он сам одинок и несчастлив, - всякое одиночество и чужое несчастье, проистекающее от людского непонимания, равнодушия или мелкого эгоизма, кажется ему своим. В его сердце живут рядом чувство отчужденности среди людей и непреодолимая жажда родной души, такой же одинокой, близкой поэту своими грезами и, может быть, страданиями. И в результате: "в ребячестве моем тоску любови знойной уж стал я понимать душою беспокойной". Мальчиком 10 лет его повезли на Кавказ, на воды; здесь он встретил девочку лет девяти - и в первый раз у него проснулось необыкновенно глубокое чувство, оставившее память на всю жизнь, но сначала для него неясное и неразгаданное. Два года спустя поэт рассказывает о новом увлечении, посвящает ему стихотворение: к Гению. Первая любовь неразрывно слилась с подавляющими впечатлениями Кавказа. "Горы кавказские для меня священны", - писал Лермонтов ; они объединили все дорогое, что жило в душе поэта-ребенка. С осени 1825 г. начинаются более или менее постоянные учебные занятия Лермонтова , но выбор учителей - француз Capet и бежавший из Турции грек - был неудачен. Грек вскоре совсем бросил педагогические занятия и занялся скорняжным промыслом. Француз, очевидно, не внушил Лермонтову особенного интереса к французскому языку и литературе: в ученических тетрадях Лермонтова французские стихотворения очень рано уступают место русским. 15-тилетним мальчиком он сожалеет, что не слыхал в детстве русских народных сказок: "в них верно больше поэзии, чем во всей французской словесности". Его пленяют загадочные, но мужественные образы отщепенцев человеческого общества - "корсаров", "преступников", "пленников", "узников". Спустя два года после возвращения с Кавказа Лермонтова повезли в Москву и стали готовить к поступлению в университетский благородный пансион. Учителями его были Зиновьев, преподаватель латинского и русского языка в пансионе, и француз Gondrot, бывший полковник наполеоновской гвардии; его сменил в 1829 г. англичанин Виндсон, познакомивший его с английской литературой. В пансионе Лермонтов оставался около двух лет. Здесь, под руководством Мерзлякова и Зиновьева, процветал вкус к литературе: происходили "заседания по словесности", молодые люди пробовали свои силы в самостоятельном творчестве, существовал даже какой-то журнал при главном участии Лермонтова Поэт горячо принялся за чтение; сначала он поглощен Шиллером, особенно его юношескими трагедиями; затем он принимается за Шекспира, в письме к родственнице "вступается за честь его", цитирует сцены из Гамлета. По-прежнему Лермонтов ищет родной души, увлекается дружбой то с одним, то с другим товарищем, испытывает разочарования, негодует на легкомыслие и измену друзей. Последнее время его пребывания в пансионе - 1829-й год - отмечено в произведениях необыкновенно мрачным разочарованием, источником которого была совершенно реальная драма в личной жизни Лермонтова Срок воспитания его под руководством бабушки приходил к концу; отец часто навещал сына в пансионе, и отношения его к теще обострились до крайней степени. Борьба развивалась на глазах Михаила Юрьевича ; она подробно изображена в юношеской его драме. Бабушка, ссылаясь на свою одинокую старость, взывая к чувству благодарности внука, отвоевала его у зятя. Отец уехал, униженный и оскорбленный более, чем когда-либо, и вскоре умер. Стихотворения этого времени - яркое отражение пережитого поэтом. У него является особенная склонность к воспоминаниям: в настоящем, очевидно, немного отрады. "Мой дух погас и состарился", - говорит он, и только "смутный памятник прошедших милых лет" ему "любезен". Чувство одиночества переходит в беспомощную жалобу; юноша готов окончательно порвать с внешним миром, создает "в уме своем" "мир иной и образов иных существованье", считает себя "отмеченным судьбой", "жертвой посреди степей", "сыном природы". Ему "мир земной тесен", порывы его "удручены ношей обманов", перед ним призрак преждевременной старости... В этих излияниях, конечно, много юношеской игры в страшные чувства и героические настроения, но в их основе лежат безусловно искренние огорчения юноши, несомненный духовный разлад его с окружающей действительностью. К 1829 г. относятся первый очерк "Демона" и стихотворение "Монолог", предвещающее "Думу". Поэт отказывается от своих вдохновений, сравнивая свою жизнь с осенним днем, и рисует "измученную душу" Демона, живущего без веры, с презрением и равнодушием ко "всему на свете". В "Монологе" изображаются "дети севера", их "пасмурная жизнь", "пустые бури", без "любви и дружбы сладкой". Немного спустя, оплакивая отца, он себя и его называет "жертвами жребия земного": "ты дал мне жизнь, но счастья не дано!..." Весной 1830 г. благородный пансион был преобразован в гимназию, и Лермонтов оставил его. Лето он провел в подмосковном поместье брата бабушки, Столыпина. Недалеко жили другие родственники Лермонтова - Верещагины; Александра Верещагина познакомила его с своей подругой, Екатериной Сушковой, также соседкой по имению. Сушкова, впоследствии Хвостова, оставила записки об этом знакомстве. Содержание их - настоящий "роман", распадающийся на две части: в первой - торжествующая и насмешливая героиня, Сушкова, во второй - холодный и даже жестоко мстительный герой, Лермонтов . Шестнадцатилетний "отрок", наклонный к "сентиментальным суждениям", невзрачный, косолапый, с красными глазами, с вздернутым носом и язвительной улыбкой, менее всего мог казаться интересным кавалером для юных барышень. В ответ на его чувства ему предлагали "волчок или веревочку", угощали булочками с начинкой из опилок. Сушкова, много лет спустя после события, изобразила поэта в недуге безнадежной страсти и приписала себе даже стихотворение, посвященное Лермонтовым другой девице - Вареньке Лопухиной, его соседке по московской квартире на Малой Молчановке: к ней он питал до конца жизни едва ли не самое глубокое чувство, когда-либо вызванное в нем женщиной. В то же лето (1830) внимание Лермонтова сосредоточилось на личности и поэзии Байрона; он впервые сравнивает себя с английским поэтом, сознает сродство своего нравственного мира с байроновским, посвящает несколько стихотворений польской революции. Вряд ли, ввиду всего этого, увлечение поэта "черноокой" красавицей, т. е. Сушковой, можно признавать таким всепоглощающим и трагическим, как его рисует сама героиня. Но это не мешало "роману" внести новую горечь в душу поэта; это докажет впоследствии его действительно жестокая месть - один из его ответов на людское бессердечие, легкомысленно отравлявшее его "ребяческие дни", гасившее в его душе "огонь божественный". С сентября 1830 г. Лермонтов числится студентом московского университета сначала на "нравственно-политическом отделении", потом на "словесном". Университетское преподавание того времени не могло способствовать умственному развитию молодежи; студенты в аудиториях немногим отличались от школьников. Серьезная умственная жизнь развивалась за стенами университета, в студенческих кружках, но Лермонтов не сходится ни с одним из них. У него, несомненно, больше наклонности к светскому обществу, чем к отвлеченным товарищеским беседам: он по природе наблюдатель действительной жизни. Давно уже, притом, у него исчезло чувство юной, ничем не омраченной доверчивости, охладела способность отзываться на чувство дружбы, на малейшие проблески симпатии. Его нравственный мир был другого склада, чем у его товарищей, восторженных гегельянцев и эстетиков. Он не менее их уважал университет: "светлый храм науки" он называет "святым местом", описывая отчаянное пренебрежение студентов к жрецам этого храма. Он знает и о философских заносчивых "спорах" молодежи, но сам не принимает в них участия. Он, вероятно, даже не был знаком с самым горячим спорщиком - знаменитым впоследствии критиком, хотя один из героев его студенческой драмы "Странный человек" носит фамилию Белинский. Эта драма доказывает интерес Лермонтова к надеждам и идеалам тогдашних лучших современных людей. Главный герой - Владимир - воплощает самого автора; его устами поэт откровенно сознается в мучительном противоречии своей натуры. Владимир знает эгоизм и ничтожество людей - и все-таки не может покинуть их общество: "когда я один, то мне кажется, что никто меня не любит, никто не заботится обо мне, - и это так тяжело!" Еще важнее драма как выражение общественных идей поэта. Мужик рассказывает Владимиру и его другу, Белинскому - противникам крепостного права, - о жестокостях помещицы и о других крестьянских невзгодах. Рассказ приводит Владимира в гнев, вырывает у него крик: "О мое отечество! мое отечество!", - а Белинского заставляет практически помочь мужикам. Для поэтической деятельности Лермонтова университетские годы оказались в высшей степени плодотворны. Талант его зрел быстро, духовный мир определялся резко. Лермонтов усердно посещает московские салоны, балы, маскарады. Он знает действительную цену этих развлечений, но умеет быть веселым, разделять удовольствия других. Поверхностным наблюдателям казалась совершенно неестественной бурная и гордая поэзия Лермонтова при его светских талантах. Они готовы были демонизм и разочарование его счесть "драпировкой", "веселый, непринужденный вид" признать истинно лермонтовским свойством, а жгучую "тоску" и "злость" его стихов - притворством и условным поэтическим маскарадом. Но именно поэзия и была искренним отголоском лермонтовских настроений. "Меня спасало вдохновенье от мелочных сует", - писал он и отдавался творчеству, как единственному чистому и высокому наслаждению. "Свет", по его мнению, все нивелирует и опошливает, сглаживает личные оттенки в характерах людей, вытравливает всякую оригинальность, приводит всех к одному уровню одушевленного манекена. Принизив человека, "свет" приучает его быть счастливым именно в состоянии безличия и приниженности, наполняет его чувством самодовольства, убивает всякую возможность нравственного развития. Лермонтов боится сам подвергнуться такой участи; более чем когда-либо он прячет свои задушевные думы от людей, вооружается насмешкой и презрением, подчас разыгрывает роль доброго малого или отчаянного искателя светских приключений. В уединении ему припоминаются кавказские впечатления - могучие и благородные, ни единой чертой не похожие на мелочи и немощи утонченного общества. Он повторяет мечты поэтов прошлого века о естественном состоянии, свободном от "приличья цепей", от золота и почестей, от взаимной вражды людей. Он не может допустить, чтобы в нашу душу были вложены "неисполнимые желанья", чтобы мы тщетно искали "в себе и в мире совершенство". Его настроение - разочарование деятельных нравственных сил разочарование в отрицательных явлениях общества, во имя очарования положительными задачами человеческого духа. Эти мотивы вполне определились во время пребывания Лермонтова в московском университете, о котором он именно потому и сохранил память, как о "святом месте". Лермонтов не пробыл в университете и двух лет; выданное ему свидетельство говорит об увольнении "по прошению" - но прошение, по преданию, было вынуждено студенческой историей с одним из наименее почтенных профессоров Маловым. С 18 июня 1832 г. Лермонтов боле не числится студентом. Он уехал в Петербург, с намерением снова поступить в университет, но попал в школу гвардейских подпрапорщиков. Эта перемена карьеры не отвечала желаньям бабушки и, очевидно, вызвана настояниями самого поэта. Еще с детства его мечты носили воинственный характер. Кавказ сильно подогрел их. В пансионских эпиграммах постоянно упоминается гусар, в роли счастливого Дон-Жуана. Усердно занимаясь рисованием, поэт упражнялся преимущественно в "батальном жанре". Такими же рисунками наполнен и альбом его матери. В двадцатых годах и начале тридцатых гражданские профессии, притом, не пользовались уважением высшего общества. По свидетельству товарища Лермонтова , все невоенные слыли "подьячими". Лермонтов оставался в школе два "злополучных года", как он сам выражается. Об умственном развитии учеников никто не думал; им "не позволялось читать книг чисто-литературного содержания". В школе издавался журнал, но характер его вполне очевиден из "поэм" Лермонтова , вошедших в этот орган: "Уланша", "Петергофский праздник"... Накануне вступления в школу Лермонтов написал стихотворение "Парус"; "мятежный" парус, "просящий бури" в минуты невозмутимого покоя - это все та же с детства неугомонная душа поэта. "Искал он в людях совершенства, а сам - сам не был лучше их", - говорит он устами героя поэмы "Ангел смерти", написанной еще в Москве. Юнкерский разгул и забиячество доставили ему теперь самую удобную среду для развития каких угодно "несовершенств". Лермонтов ни в чем не отставал от товарищей, являлся первым участником во всех похождениях - но и здесь избранная натура сказывалась немедленно после самого, по-видимому, безотчетного веселья. Как в московском обществе, так и в юнкерских пирушках Лермонтов умел сберечь свою "лучшую часть", свои творческие силы; в его письмах слышится иногда горькое сожаление о былых мечтаниях, жестокое самобичевание за потребность "чувственного наслаждения". Всем, кто верил в дарование поэта, становилось страшно за его будущее. Верещагина, неизменный друг Лермонтова , во имя его таланта заклинала его "твердо держаться своей дороги"... По выходе из школы корнетом лейб-гвардии гусарского полка Лермонтов живет по-прежнему среди увлечений и упреков совести, среди страстных порывов и сомнений, граничащих с отчаянием. О них он пишет к своему другу Лопухиной, но напрягает все силы, чтобы его товарищи и "свет" не заподозрили его гамлетовских настроений. Люди, близко знающие его, вроде Верещагиной, уверены в его "добром характере" и "любящем сердце"; но Лермонтову казалось бы унизительным явиться добрым и любящим перед "надменным шутом" - "светом". Напротив, здесь он хочет быть беспощаден на словах, жесток в поступках, во что бы то ни стало прослыть неумолимым тираном женских сердец. Тогда-то пришло время расплаты для Сушковой. Лермонтову-гусару и уже известному поэту ничего не стоило заполонить сердце когда-то насмешливой красавицы, расстроить ее брак с Лопухиным, братом неизменно любимой Вареньки и Марии, к которой он писал такие задушевные письма. Потом началось отступление: Лермонтов принял такую форму обращения к Сушковой, что она немедленно была скомпрометирована в глазах "света", попав в положение смешной героини неудавшегося романа. Лермонтову оставалось окончательно порвать с Сушковой - и он написал на ее имя анонимное письмо с предупреждением против себя самого, направил письмо в руки родственников несчастной девицы и, по его словам, произвел "гром и молнию". Потом, при встрече с жертвой, он разыграл роль изумленного, огорченного рыцаря, а в последнем объяснении прямо заявил, что он ее не любит и, кажется, никогда не любил. Все это, кроме сцены разлуки, рассказано самим Лермонтовым в письме к Верещагиной, причем он видит лишь "веселую сторону истории". Только печальным наследством юнкерского воспитания и стремлением создать себе "пьедестал" в "свете" можно объяснить эту единственную темную страницу в биографии Лермонтова . Совершенно равнодушный к службе, неистощимый в проказах, Лермонтов пишет застольные песни самого непринужденного жанра - и в то же время такие произведения, как "Я, матерь Божия, ныне с молитвою"... До сих пор поэтический талант Лермонтова был известен лишь в офицерских и светских кружках. Первое его произведение, появившееся в печати - "Хаджи Абрек" - попало в "Библ. для Чтения" без его ведома, и после этого невольного, но удачного дебюта Лермонтов долго не хотел печатать своих стихов" Смерть Пушкина явила Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта. Лермонтов был болен, когда совершилось страшное событие. До него доходили разноречивые толки; "многие", рассказывает он, "особенно дамы, оправдывали противника Пушкина", потому что Пушкин был дурен собой и ревнив и не имел права требовать любви от своей жены. Невольное негодование охватило поэта, и он "излил горечь сердечную на бумагу". Стихотворение оканчивалось сначала словами: "И на устах его печать". Оно быстро распространилось в списках, вызвало бурю в высшем обществе, новые похвалы Дантесу; наконец, один из родственников Лермонтова , Н. Столыпин, стал в глаза порицать его горячность по отношению к такому джентльмену, как Дантес. Лермонтов вышел из себя, приказал гостю выйти вон и в порыве страстного гнева набросал заключительную отповедь "надменным потомкам"... Последовал арест; несколько дней спустя корнет Лермонтов был переведен прапорщиком в нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе. Поэт отправлялся в изгнание, сопровождаемый общим вниманием: здесь были и страстное сочувствие, и затаенная вражда. Первое пребывание Лермонтова на Кавказе длилось всего несколько месяцев. Благодаря хлопотам бабушки он был сначала переведен в гродненский гусарский полк, расположенный в Новгородской губ., а потом - в апреле 1838 г. - возвращен в лейб-гусарский. Несмотря на кратковременную службу в Кавказских горах, Лермонтов успел сильно измениться в нравственном отношении. Природа приковала все его внимание; он готов "целую жизнь" сидеть и любоваться ее красотой; общество будто утратило для него привлекательность, юношеская веселость исчезла и даже светские дамы замечали "черную меланхолию" на его лице. Инстинкт поэта-психолога влек его, однако, в среду людей. Его здесь мало ценили, еще меньше понимали, но горечь и злость закипали в нем, и на бумагу ложились новые пламенные речи, в воображении складывались бессмертные образы. Лермонтов возвращается в петербургский "свет", снова играет роль льва, тем более, что за ним теперь ухаживают все любительницы знаменитостей и героев; но одновременно он обдумывает могучий образ, еще в юности волновавший его воображение. Кавказ обновил давнишние грезы; создаются "Демон" и "Мцыри". И та, и другая поэма задуманы были давно. О "Демоне" поэт думал еще в Москве, до поступления в университет, позже несколько раз начинал и переделывал поэму; зарождение "Мцыри", несомненно, скрывается в юношеской заметке Лермонтова , тоже из московского периода: "написать записки молодого монаха: 17 лет. С детства он в монастыре, кроме священных книг не читал... Страстная душа томится. Идеалы". В основе "Демона" лежит сознание одиночества среди всего мироздания. Черты демонизма в творчестве Лермонтова : гордая душа, отчуждение от мира и небеса презрение к мелким страстям и малодушию. Демону мир тесен и жалок; для Мцыри - мир ненавистен, потому что в нем нет воли, нет воплощения идеалов, воспитанных страстным воображением сына природы, нет исхода могучему пламени, с юных лет живущему в груди. "Мцыри" и "Демон" дополняют друг друга. Разница между ними - не психологическая, а внешняя, историческая. Демон богат опытом, он целые века наблюдал человечество - и научился презирать людей сознательно и равнодушно. Мцыри гибнет в цветущей молодости, в первом порыве к воле и счастью; но этот порыв до такой степени решителен и могуч, что юный узник успевает подняться до идеальной высоты демонизма. Несколько лет томительного рабства и одиночества, потом несколько часов восхищения свободой и величием природы подавили в нем голос человеческой слабости. Демоническое миросозерцание, стройное и логическое в речах Демона, у Мцыри - крик преждевременной агонии. Демонизм - общее поэтическое настроение, слагающееся из гнева и презрения; чем зрелее становится талант поэта, тем реальнее выражается это настроение и аккорд разлагается на более частные, но зато и более определенные мотивы. В основе "Думы" лежат те же лермонтовские чувства относительно "света" и "мира", но они направлены на осязательные, исторически точные общественные явления: "земля", столь надменно унижаемая Демоном, уступает место "нашему поколению", и мощные, но смутные картины и образы кавказской поэмы превращаются в жизненные типы и явления. Таков же смысл и новогоднего приветствия на 1840 г. Очевидно, поэт быстро шел к ясному реальному творчеству, задатки которого коренились в его поэтической природе; но не без влияния оставались и столкновения со всем окружающим. Именно они должны были намечать более определенные цели для гнева и сатиры поэта и постепенно превращать его в живописца общественных нравов. Роман "Герой нашего времени" - первая ступень на этом совершенно логическом пути... Роль "льва" в петербургском свете заключилась для Лермонтова крупным недоразумением: ухаживая за кн. Щербатовой - музой стихотворения "На светские цепи", - он встретил соперника в лице сына французского посланника Баранта. В результате - дуэль, окончившаяся благополучно, но для Лермонтова повлекшая арест на гауптвахте, потом перевод в тенгинский пехотный полк на Кавказе. Во время ареста Лермонтова посетил Белинский. Когда он познакомился с поэтом, достоверно неизвестно: по словам Панаева - в СПб., у Краевского, после возвращения Лермонтова с Кавказа; по словам товарища Лермонтова по университетскому пансиону, И. Сатина - в Пятигорске, летом 1837 года. Вполне достоверно одно, что впечатление Белинского от первого знакомства осталось неблагоприятное. Лермонтов по привычке уклонялся от серьезного разговора, сыпал шутками и остротами по поводу самых важных тем - и Белинский, по его словам, не раскусил Лермонтова . Свидание на гауптвахте окончилось совершенно иначе: Белинский пришел в восторг и от личности, и от художественных воззрений Лермонтова . Он увидел поэта "самим собой"; "в словах его было столько истины, глубины и простоты!" Впечатления Белинского повторились на Боденштедте, впоследствии переводчике произведений поэта. Казаться и быть для Лермонтова были две вещи совершенно различные; перед людьми малознакомыми он предпочитал казаться, но был совершенно прав, когда говорил: "Лучше я, чем для людей кажусь". Близкое знакомство открывало в поэте и любящее сердце, и отзывчивую душу, и идеальную глубину мысли. Только Лермонтов очень немногих считал достойными этих своих сокровищ... Прибыв на Кавказ, Лермонтов окунулся в боевую жизнь и на первых же порах отличился "мужеством и хладнокровием"; так выражалось официальное донесение. В стихотворении Валерик и в письме к Лопухину Лермонтов ни слова не говорит о своих подвигах... Тайные думы Лермонтова давно уже были отданы роману. Он был задуман еще в первое пребывание на Кавказе; княжна Мери, Грушницкий и доктор Вернер, по словам того же Сатина, были списаны с оригиналов еще в 1837 г. Последующая обработка, вероятно, сосредоточивалась преимущественно на личности главного героя, характеристика которого была связана для поэта с делом самопознания и самокритики... По окончании отпуска, весной 1841 г., Лермонтов уехал из Петербурга с тяжелыми предчувствиями - сначала в Ставрополь, где стоял тенгинский полк, потом в Пятигорск. По некоторым рассказам, он еще в 1837 г. познакомился здесь с семьей Верзилиных и одну из сестер - Эмилию Верзилину - прозвал "La Rose du Caucase". Теперь он встретил рядом с ней гвардейского отставного офицера Мартынова, "мрачного и молчаливого", игравшего роль непонятого и разочарованного героя, в черкесском костюме с громадным кинжалом. Лермонтов стал поднимать его на смех в присутствии красавицы и всего общества. Столкновения были неминуемы; в результате одного из них произошла дуэль - и 15 июня поэт пал бездыханным у подножия Машука. Кн. А. И. Васильчиков, очевидец событий и секундант Мартынова, рассказал историю дуэли с явным намерением оправдать Мартынова, который был жив во время появления рассказа в печати. Основная мысль автора: "в Лермонтове было два человека: один - добродушный, для небольшого кружка ближайших друзей и для тех немногих лиц, к которым он имел особенное уважение; другой - заносчивый и задорный, для всех прочих знакомых". Мартынов, следовательно, был сначала жертвой, а потом должен был явиться мстителем. Несомненно, однако, что Лермонтов до последней минуты сохранял добродушное настроение, а его соперник пылал злобным чувством. При всех смягчающих обстоятельствах о Мартынове еще с большим правом, чем о Дантесе, можно повторить слова поэта: "не мог понять в сей миг кровавый, на что он руку подымал"... Похороны Лермонтова не могли быть совершены по церковному обряду, несмотря на все хлопоты друзей, официальное известие об его смерти гласило: "15-го июня, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М. Ю. Лермонтов" . По словам кн. Васильчикова в Петербурге, в высшем обществе, смерть поэта встретили отзывом: "туда ему и дорога"... Спустя несколько месяцев Арсеньева перевезла прах внука в Тарханы. - В 1889 г., по всероссийской подписке, поэту воздвигнут памятник в Пятигорске. - Поэзия Лермонтова неразрывно связана с его личностью, она в полном смысле поэтическая автобиография. Основные черты лермонтовской природы - необыкновенно развитое самосознание, дельность и глубина нравственного мира, мужественный идеализм жизненных стремлений. Все эти черты воплотились в его произведениях, начиная с самых ранних прозаических и стихотворных излияний и кончая зрелыми поэмами и романом. Еще в юношеской "Повести" Лермонтов прославлял волю как совершенную, непреодолимую душевную энергию: "хотеть - значит ненавидеть, любить, сожалеть, радоваться, жить"... Отсюда его пламенные запросы к сильному открытому чувству, негодование на мелкие и малодушные страсти; отсюда его демонизм, развивавшийся среди вынужденного одиночества и презрения к окружающему обществу. Но демонизм - отнюдь не отрицательное настроение: "любить необходимо мне" - сознавался поэт, и Белинский отгадал эту черту после первой серьезной беседы с Лермонтовым : "мне отрадно было видеть в его рассудочном, охлажденном и озлобленном взгляде на жизнь и людей семена глубокой веры в достоинство того и другого. Я это и сказал ему; он улыбнулся и сказал: дай Бог". Демонизм Лермонтова - это высшая ступень идеализма, то же самое, что мечты людей XVIII в. о всесовершенном естественном человеке, о свободе и доблестях золотого века; это поэзия Руссо и Шиллера. Такой идеал - наиболее смелое, непримиримое отрицание действительности - и юный Лермонтов хотел бы сбросить "образованности цепи", перенестись в идиллическое царство первобытного человечества. Отсюда фанатическое обожание природы, страстное проникновение ее красотой и мощью. И все эти черты отнюдь нельзя связывать с каким бы то ни было внешним влиянием; они существовали в Лермонтове еще до знакомства его с Байроном и слились только в более мощную и зрелую гармонию, когда он узнал эту действительно ему родную душу. В противоположность разочарованию шатобриановского Ренэ, коренящемуся исключительно в эгоизме и самообожании, лермонтовское разочарование - воинствующий протест против "низостей и странностей", во имя искреннего чувства и мужественной мысли. Пред нами поэзия не разочарования, а печали и гнева. Все герои Лермонтова - Демон, Измаил-Бей, Мцыри, Арсений - переполнены этими чувствами. Самый реальный из них - Печорин - воплощает самое, по-видимому, будничное разочарование; но это совершенно другой человек, чем "московский Чайльд-Гарольд" - Онегин. У него множество отрицательных черт: эгоизм, мелочность, гордость, часто бессердечие, но рядом с ними - искреннее отношение к самому себе. "Если я причиною несчастья других, то и сам не менее несчастлив" - совершенно правдивые слова в его устах. Он не раз тоскует о неудавшейся жизни; на другой почве, в другом воздухе этот сильный организм несомненно нашел бы более почтенное дело, чем травля Грушницких. Великое и ничтожное уживаются в нем рядом, и если бы потребовалось разграничить то и другое, великое пришлось бы отнести к личности, а ничтожное - к обществу... Творчество Лермонтова постепенно спускалось из-за облаков и с кавказских гор. Оно остановилось на создании вполне реальных типов и сделалось общественным и национальным. В русской новейшей литературе нет ни одного благородного мотива, в котором бы не слышался безвременно замолкший голос Лермонтова : ее печаль о жалких явлениях русской жизни - отголосок жизни поэта, печально глядевшего на свое поколение; в ее негодовании на рабство мысли и нравственное ничтожество современников звучат лермонтовские демонические порывы; ее смех над глупостью и пошлым комедиантством слышится уже в уничтожающих сарказмах Печорина над Грушницким.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3.10.1814 года в Москве, а умер у подножия горы Машук, расположенной недалеко от Пятигорска, 15.07.1841 года. Его прах в апреле следующего, 1842 года, был перевезен в Тарханы, в фамильный склеп. В этой статье представлена биография Лермонтова, основные вехи его жизни и творчества.

Происхождение М. Ю. Лермонтова

Он был сыном Юрия Петровича Лермонтова (годы жизни - 1787-1831), армейского капитана, и Марии Михайловны (годы жизни - 1795-1817), в девичестве Арсеньевой, единственной дочери и поэтому наследницы большого состояния Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, пензенской помещицы (годы жизни - 1773-1845), которая принадлежала к влиятельному и богатому роду Столыпиных.

Лермонтов по этому роду был в свойстве или родстве с Хастатовыми, Шах-Гиреями, Евреиновыми, Мещериновыми, Философовыми, а также с Алексеем Аркадьевичем Столыпиным, одним из своих лучших друзей по прозвищу Монго. Заключенный против воли бабушки по материнской линии брак был несчастливым и неравным; мальчик был вынужден расти в обстановке постоянных семейных раздоров.

После того как его родительница рано умерла, ее мать, женщина властная, умная и твердая, всю свою любовь перенесшая на внука, занялась сама его воспитанием, отстранив при этом полностью отца.

В творчестве Лермонтова отразились эти ранние впечатления от жизни в Тарханах в таких произведениях, как "Люди и страсти" (1830 год), "Странный человек" (написано в 1831 году), а также в стихотворениях "Эпитафия" (1832) и "Ужасная судьба отца и сына", созданном автором в 1831 году.

Родовые предания

Прямо или косвенно повлияли на него также родовые семейные предания. Род Лермонтовых, как считается, был основан Георгом (Юрием) Лермонтом, шотландским офицером, жившим в 17 веке. Он восходит к Томасу Рифмачу (13 век) - полулегендарному прорицателю и поэту из Шотландии.

Детство Лермонтова

Детство Михаила Юрьевича проходило в Пензенской губернии, в имении Тарханы, принадлежавшем бабушке мальчика. Сейчас здесь расположен музей Лермонтова. Будущий поэт получил домашнее столичное образование (его гувернером был француз, бонной являлась немка, а в более поздние годы преподавателем был назначен англичанин). Музей Лермонтова, как символ связи времен, бережно хранит посаженное Михаилом Лермонтовым дерево в усадьбе Тарханы, на берегу пруда.

С детства мальчик свободно владел немецким и французским языками. Еще ребенком он хорошо знал быт родной помещичьей усадьбы (в том числе и социальный), который он запечатлел в своих автобиографических драмах. Бабушка летом 1825 года повезла Михаила Юрьевича на Кавказ, на воды; впечатления его от горских народов и кавказской природы остались в раннем творчестве этого автора ("Кавказ", 1830 год, написанное в 1832 году стихотворение "Синие горы Кавказа, приветствую вас!..").

Переезд в Москву, учеба в пансионе

В 1827 году в Москву переезжает вся семья Михаила Юрьевича, и он покидает родительский дом. Лермонтова с сентября 1828 года зачисляют полупансионером в московский пансион, в 4-й класс, где он получает гуманитарное образование, пополняемое Михаилом Юрьевичем постоянным, систематическим чтением. Так продолжилось детство Лермонтова. Еще в Тарханах наметился острый интерес его к литературе и поэзии, в Москве наставниками мальчика становятся А. Ф. Мерзляков, А. З. Зиновьев и С. Е. Раич, который руководил литературным кружком в пансионе. В стихах юного поэта периода 1828-1830 годов есть следы воздействия Раича, "итальянской школы", а также поэзии К. Н. Батюшкова, но уже в пансионе складывается преимущественная ориентация этого автора на А. С. Пушкина, в частности, на байроническую поэму, а также на программу любомудров из журнала "Московский вестник". Именно байроническая поэма в ближайшие годы становится основной в раннем творчестве Михаила Юрьевича. В 1828-1829 годах он создает следующие произведения: "Два брата", "Олег", "Преступник", "Корсар".

Московский университет, первое увлечение

Вольные порядки пансиона в марте 1830 года вызвали недовольство самого царя Николая I (который весной посетил его), и по указу Сената это учебное заведение было преобразовано в гимназию. Лермонтов в 1830 году "по прошению" уклоняется и проводит все лето у Столыпиных, в усадьбе Середниково, находящейся под Москвой (с апреля по июль 1830 года); в том же году после успешной сдачи экзаменов он был зачислен студентом в Московский университет. К данному периоду относится и первое серьезное юношеское увлечение Лермонтова Е. А. Сушковой (годы жизни - 1812-1868), с которой Михаил Юрьевич познакомился у А. М. Верещагиной, своей приятельницы. Сушковой посвящен лирический "цикл" 1830 года (стихотворения "Нищий", "К Сушковой", "Ночь", "Стансы", "Подражание Байрону", "Я не люблю тебя: страстей" и др.).

Возлюбленные Лермонтова

Жизнь и творчество Лермонтова тесно связаны, поскольку в произведениях этого поэта во многом отражены его жизненные, в том числе любовные, впечатления.

По всей видимости, Михаил Юрьевич несколько позднее переживает еще более сильное чувство, хотя и кратковременное, к Н. Ф. Ивановой (годы жизни - 1813-1875), дочери Ф. Ф. Иванова, драматурга. Стихи цикла, посвященного ей ("Н. Ф. И...вой", "Романс к И...", "Н. Ф. И.", "К*" и др.), отличаются высокой драматичностью, включая мотивы гибели, любовной измены и т. п. В драме "Странный человек" также отразились общие контуры романа с этой девушкой.

Следующим адресатом стихов Михаила Юрьевича в начале 1830 годов была Лопухина (в замужестве Бахметева) Варвара Александровна (годы жизни - 1815-1851), сестра товарища Лермонтова по университету. У Михаила Юрьевича к ней чувство оказалось самым продолжительным и сильным; он, по мнению А. П. Шан-Гирея, близкого к поэту, сохранил его "до самой смерти своей". Варвара Александровна была прототипом и адресатом как в ранней лирике поэта ("К.Л.", "Она негордой красотою..." и др.), так и в поздних его творениях: "Валерик" или, например, посвящение к шестой редакции "Демона". Образ этот проходит через творчество Лермонтова в стихотворениях "Княгине Лиговской", "Нет, не тебя так пылко я люблю" и др.

Переезд в Петербург и военная карьера

Продолжаем описывать биографию велкиого русского поэта. В начале 1830 годов жизнь и творчество Лермонтова переходят на следующий этап. Разочарованный рутиной преподавания, Михаил Юрьевич в 1832 году оставляет университет и отправляется в Петербург (июль-август этого же года), надеясь продолжить в Петербургском университете свое образование; однако здесь ему отказались зачесть курсы, прослушанные в Москве. Для того чтобы не начинать заново обучение, поэт принимает не без колебаний совет родных избрать для себя военное поприще. Он сдает экзамены в ноябре 1832 года в Школу гвардейских прапорщиков и проводит в этом закрытом учебном заведении два "страшных года", где парады, дежурства, строевая служба почти не оставляли времени Лермонтову для творческой деятельности (быт этого места отразился в грубо натуралистической форме в юнкерских поэмах Михаила Юрьевича - "Уланша", "Петергофский праздник", "Гошпиталь", написанных в 1834 году). Тема эта оживает и в следующем, 1835 году, когда поэт был выпущен корнетом в Гусарский полк (это произошло в сентябре 1834 года). В это же время на свет появляется его поэма "Хаджи Арбек", Михаил Юрьевич отдает в цензуру драму "Маскарад" в первой редакции, работает над произведениями "Боярин Орша", "Сашка", начинает писать свой роман "Княгиня Лиговская".

Лермонтов Михаил Юрьевич получает возможность общаться с представителями литературных кругов Петербурга. Однако об этих контактах сведения скудны; известно о том, что он познакомился с И. И. Козловым, А. Н. Муравьевым, а также С. А. Раевским, близким к славянофильским кружкам, что способствовало росту и без того уже наметившегося интереса Лермонтова к проблемам национальной культуры и истории. Раевский, один из близких товарищей этого автора (пострадавший в 1837 году за распространение стихотворения "Смерть поэта"), был посвящен в процесс работы Михаила Юрьевича над произведением "Княгиня Лиговская" (начатым в 1836 году, но так и не законченным, опубликованном лишь в 1882 году), в котором одна из сюжетных линий основана на истории романа Лермонтова с Сушковой, вновь возобновившегося в то время.

"Смерть поэта"

Лермонтов Михаил Юрьевич в 1835-1836 годах не входит в ближайший круг А.С. Пушкина, с самим поэтом он также не знаком. Поэтому стихотворение "Смерть Поэта" (написанное в 1837 году, опубликованное - в 1858) получает тем более принципиальный характер. Лермонтов в своей речи представляет целое поколение, которое скорбело о гибели этого национального гения и бунтовало против загубивших его врагов. Произведение это моментально распространилось в различных списках и принесло широкую известность своему создателю. Поэт основную тяжесть вины перенес на общество, в частности, на его верхушку, так называемую "новую аристократию" (в его стихотворении - "надменные потомки"), которая не имела опоры в национальной культурной и исторической традиции и составляла ядро антипушкинской партии в столице, сохранившей и посмертную ненависть к нему. Завершающие стихотворение 16 строк (добавленные позднее, 7 февраля) при дворе были истолкованы как прямое "воззвание к революции". Лермонтова арестовали 18 февраля 1837 года; началось политическое дело о его названных "непозволительными" стихах. Под арестом создает несколько произведений Михаил Лермонтов: стихи "Сосед", "Узник" и др., положившие начало его "тюремной лирике" - блестящему циклу стихов, включающему такие произведения, как "Пленный рыцарь", "Соседка" (оба - в 1840 году) и другие.

Годы службы на Кавказе

В феврале 1837 года вышел приказ царя о переводе Лермонтова в Нижегородский драгунский полк в качестве прапорщика на Кавказ. Он выехал через Москву в марте. В дороге простудившись, Михаил Юрьевич для лечения был отправлен по пути следования в свой полк в Ставрополь, Кисловодск, Пятигорск (апрель - сентябрь 1837 года) и другие места. Лермонтова в ноябре послали в Тифлис, где возникли связи с группировавшейся вокруг А. Чавчавадзе (приходящегося тестем Грибоедову) культурной средой. Этот человек являлся одним из самых значительных представителей романтизма в Грузии. Михаил Юрьевич близко соприкасается с жизнью народа, видит быт русских солдат, казачьих станиц, различных народностей Кавказа. Все это отражает творчество Лермонтова, в частности, в элементах фольклора; в 1837 году поэт записывает сказку об Ашик-Керибе с одноименным названием, где стремится показать колорит восточной речи, психологию азербайджанского сказителя; в "Беглеце", "Казачьей колыбельной песне", "Дарах Терека" вырастает из фольклорной стихии народный характер с его этническими чертами. В Ставрополе и Пятигорске поэт встречается с Н. М. Сатиным, которого он знал по Московскому пансиону, а также доктором Н. В. Майером (в "Княжне Мери" его прототип - доктор Вернер) и Белинским; сходится близко с А. И. Одоевским, которому впоследствии посвятил стихотворение "Памяти А. И. Одоевского".

Каким был Лермонтов?

Михаил Юрьевич производил большое впечатление, о чем писал впоследствии в своих письмах Белинский. Люди так называемого "поколения 1820-х", декабристы в частности (Лорер, Назимов), ощущали, что поэт Лермонтов - представитель иного, зараженного социальным пессимизмом и скептицизмом поколения, скрывающего свой внутренний мир от окружающих под маской общественного индифферизма и иронии. У Михаила Юрьевича это нередко выражалось внешне в желании уклониться от разговоров на любые серьезные темы, в ироническом отношении к исповедальности и восторженности. Эта характеристика Лермонтова была отмечена многими современниками. Подобная манера держать себя в 1837 году оттолкнула от него поначалу Белинского, привыкшего в дружеских кружках к философским спорам. Для самого Лермонтова, между тем, эти разговоры и встречи стали богатым творческим материалом: он нашел возможность осмыслить, по контрасту, некоторые социально-психологические признаки поколения, к которому принадлежал. Результаты этого обобщает поэт Лермонтов в "Думе" и в образе Печорина.

Во время ссылки и особенно позднее раскрылось и другое, художественное дарование Михаила Юрьевича, который с самого детства увлекался живописью. Его кисти принадлежат картины маслом, акварели, жанровые сцены, рисунки-пейзажи, карикатуры и портреты, лучшие из которых связаны с кавказской тематикой.

Возвращение в Петербург

Дальнейшая биография Лермонтова отмечена следующими событиями. Ссылка Михаила Юрьевича через А. Х. Бенкендорфа хлопотами бабушки была сокращена. В октябре 1837 года вышел приказ о переводе поэта в Новгородскую губернию в Гродненский гусарский полк, а затем и в Царское Село. Михаил Юрьевич возвращается в январе 1838 года, а затем, с мая 1838 года, обосновывается в Петербурге. Годы литературной славы поэта приходятся на период с 1838 по 1841 годы. Его сразу же принимают в пушкинский литературный круг, где он сходится с П. А. Вяземским, В. А. Жуковским, В. А. Сологубом, П. А. Плетневым, ближе с В. Ф. Одоевским, а также Карамзиными, ставшими для него самой близкой культурной средой: он участвует в домашних развлечениях и спектаклях этой семьи, дружит с постоянными посетителями их салона - И. П. Мятлевым, Смирновой-Россет, Ростопчиной. Здесь же, у Карамзиных, поэт читал "Тучи" накануне своей последней ссылки. В 1840 году отдельными изданиями в Петербурге выходят "Герой нашего времени" и "Стихотворения" - единственный прижизненный поэтический сборник.

"Кружок шестнадцати"

В 1838-1840 годах Михаил Юрьевич входит в "Кружок шестнадцати" - молодежное аристократическое общество, члены которого - К. В. Браницкий-Корчак, А. Н. Долгорукий, И. С. Гагарин, Столыпин и др. Оно было объединено особыми законами поведения, а также политической оппозиционностью членов данного объединения. По некоторым данным, Лермонтов играет в этом кружке главенствующую роль.

Столкновение с Э. Барантом

Биография Лермонтова продолжается следующими событиями. На балу у графини Лаваль, состоявшемся в феврале 1840 года, произошло столкновение Михаила Юрьевича с Э. Барантом, сыном французского посланника. Поводом было светское соперничество этих двух людей, точнее, предпочтение поэта княгиней М. А. Щербатовой (которой посвятил Михаил Лермонтов стихи "На светские цепи", "Молитва" и, возможно, "Отчего"). Барант был увлечен этой женщиной, как и Михаил Юрьевич (в 1839-1840 годах). 18 февраля состоялась дуэль, которая закончилась примирением. Тем не менее Лермонтов был отдан военному суду; под арестом его посещают литературные знакомые и друзья, в том числе и Белинский. В это же время состоялось новое объяснение с Барантом, которое ухудшило ход дела.

Пятигорск, дуэль с Мартыновым

Биография Лермонтова продолжается. В апреле 1840 года поэта переводят в действующую армию на Кавказ. В июне он приезжает в Ставрополь, а уже в июле участвует в стычках с горцами в сражении под рекой Валерик.

В начале февраля 1841 года он приезжает в отпуск в Петербург и проводит в столице 3 месяца, после чего в апреле 1841 года возвращается на Кавказ. В мае поэт прибывает в Пятигорск для лечения минеральными водами, где находит общество прежних знакомых, в числе которых - Мартынов, товарищ поэта по Школе юнкеров. Шутки Лермонтова на одном из вечеров задели последнего, и вспыхнула ссора, повлекшая за собой вызов на дуэль, на которой Михаил Юрьевич был убит.

Значение творчества

Творчество этого поэта, продолжавшееся очень недолго (всего 13 лет - в период с 1828 по 1841 годы), явилось в послепушкинский период высшей точкой развития отечественной поэзии и открыло русской прозе новые пути. Основные даты Лермонтова составляют историю не только его жизни и творчества, но и развития литературы в нашей стране в те годы. С ним связывается такое понятие, как "1830 годы", характеризующееся увеличивающимся интересом к новейшим направлениям религиозной и идеалистической философии (Гегель, Шеллинг), а также углублением самоанализа общества, внимания к глубинным историческим процессам, диалектичности литературного мышления.

В период мрачной реакции Михаил Юрьевич выражал свой протест против общественного и политического гнета, призывал к борьбе, к действию, раскрывал существующее трагическое положение в государстве передовых мыслящих людей, указывал на то, что спасение находится лишь в народе. Этот поэт своим творчеством продолжил дело декабристов, подготовляя в новых исторических условиях путь, которым шли в 60-е годы революционные демократы, представители второго этапа освободительного движения в нашей стране. Добролюбов и Чернышевский, их вожди горячо любили поэзию Лермонтова, отмечали ее большую роль в истории общественной мысли и русской литературы нашей страны.

А романом "Герой нашего времени" Михаил Юрьевич пролагал дорогу таким писателям, как Иван Сергеевич Тургенев и Лев Николаевич Толстой.

Эпиграф к докладу:

«К чему ищу так славы я?
Известно, в славе нет блаженства,
Но хочет все душа моя
Во всем дойти до совершенства».

Семья и детские годы

Великий русский поэт, Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 году. Род Лермонтовых начинается с выходца из Шотландии, Георга Лермонта. Он является предком отца Михаила - Юрия Петровича. В материнской линии поэта также присутствуют дворянские корни рода Столыпиных, когда - то очень известных и богатых.

Когда Михаил Юрьевич был еще ребенком, его мать умерла от тяжелой болезни и заботу о мальчике взяла на себя его бабушка, Елизавета Алексеевна, которая души в нем не чаяла. Она ухаживала за ним и растила, стараясь заменить ребенку мать, но отношения с зятем Юрием были постоянно накалены, и Елизавета Алексеевна приняла решение переехать с внуком в село Тарханы. Несмотря на удаленность от цивилизации, Михаил рос достаточно усердным мальчиком и получил очень хорошее образование на дому. Отсутствие рядом отца сильно омрачали будни поэта, и он искал утешения в живописной сельской местности и природе, в поездках на Кавказ и первых влюбленностях.

Именно это и послужило толчком к развитию творческой личности и здесь, не без помощи верных учителей, рождались первые наброски стихов. Настоящим местом открытия своих талантов Лермонтов считает Московский Благородный пансион, в котором он учится до 1830 года.

Студенчество

В 1832 году Михаил становится студентом Московского университета, нравственно - политического отделения. Там он слывет душой компании, пишет много стихов, поэм и вместе со своими друзьями В.Г. Белинским, А.И. Герценом, Н.П. Огаревым, раздражает преподавателей дерзостью и прямотой. Не сумев сдать экзамены, поэт покидает университет и уезжает в Петербург.

Следующим учебным заведением, в котором молодой человек пробует свои силы, становится школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где он проучился два года. После ее окончания Лермонтов получил звание корнета и поступил на службу в Гусарский полк.

Студенческие годы для Михаила Юрьевича были полны любовных историй, ни одна из которых не закончилась хорошо. Были девушки, в которых он разочаровывался сам и бросал, а любовь всей его жизни, Варвара Лопухина, вышла замуж за другого, оставив поэта в раздумьях.

Этот взбалмошный и местами агрессивный человек дважды был выслан в ссылку. Первой причиной послужило гневное стихотворение «Смерть поэта» - отзыв на . Власти сочли его как призыв к революции. Второй арест последовал после дуэли Лермонтова с Барантом. Но и это не послужило уроком для молодого наглеца. Следующая дуэль, на которую решился Лермонтов, стала для него трагичной.

Творчество

Михаил Юрьевич Лермонтов - уникальный человек. Его произведения относят к гражданской, философской, любовной лирике, среди них поэмы, повести, стихи.

Основным двигателем в его творчестве можно смело назвать любовь. Переживания от сердечных неудач поэт выплескивал на бумагу и от его руки рождались не просто стихи, а целые циклы любовной лирики: «Сонет», «Романс», «К…».

Но главным произведением всей его жизни, которое в наше время знают все, стал, бесспорно «Герой нашего времени» - роман, который всегда будет жить.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Михаил Юрьевич Лермонтов - русский прозаик и поэт. Он родился 15 октября 1814 года в Москве. Он известен на весь мир своими произведениями, а также тем влиянием, которое его творчество оказало на живопись и кинематограф того времени. Он стал одним из немногих авторов, произведения которых повлияли на формирование писателей XIX и XX веков. Он умело сочетал в них личные и философские идеи, а также вопросы, которые волновали общество.

По неподтверждённым данным род Лермонтовых уходит корнями в Шотландию, что неоднократно отражалось в произведениях Михаила Юрьевича. Кроме этого, в подростковом возрасте он утверждал, что его род произошёл от итальянского деятеля - Франсиско Лермы. Подобные фантазии позже были отображены в произведении "Итальянцы".

Интересные факты из биографии М. Ю. Лермонтова

Жизнь семьи Лермонтовых постоянно была наполнена скандалами и интригами. Дед Михаила Лермонтова часто изменял своей жене с соседкой, муж которой длительное время находился в другой стране по работе. Жизнь деда закончилась трагически: он выпил яд, когда узнал о возвращении супруга своей любовницы домой. После чего имением и крепостными, которых на тот момент было уже более 600 человек, начала управлять бабушка будущего поэта - Елизавета Алексеевна из рода Столыпиных.

Отец Михаила жил в соседнем посёлке, который находился рядом с поместьем Лермонтовых. Именно так он и познакомился с Марией Арсеньевой (мамой поэта). Семейное счастье длилось очень мало, поскольку начались частые измены и недопонимания. В результате постоянных стрессов мама Лермонтова умерла в возрасте 21 года (замуж девушка вышла ещё в 17 лет). После чего отец мальчика сбежал, оставив сына на воспитание Елизавете Алексеевне (бабушке).

Благодаря ясному уму и эрудированности бабушки, которая очень любила своего внука, Лермонтов получил отличное домашнее образование. Она старалась вложить всё, что могла в своего внука, его развитие и улучшить слабое от природы здоровье. При этом она полностью оборвала связь с отцом Михаила, который даже не пытался принять участие в воспитании. Все эти события подробно расписаны в произведении поэта под названием «Menschen und Leidenschaften», которое он написал ещё в юношеском возрасте.

Лермонтов был достаточно болезненным мальчиком, который постоянно боролся с различными серьёзными заболеваниями. Всё это отображено в повести в произведении «Повести», где в качестве главного героя выступает двойник самого автора. Здесь можно найти истории о его общении с отцом и бабушкой, воспоминания о детских годах. Также значится, что для лечения и присмотра для постоянно болеющим мальчиком бабушка наняла французского врача, который и занимался восстановлением здоровья юного Лермонтова.

Детские годы будущего поэта

Бабушка очень серьёзно взялась за обучение внука, пригласив лучших преподавателей по изучению иностранных языков, литературы и точных наук. К сожалению, сам мальчик не имел детства, поскольку всё его время было занято обучением. Именно это и привело к недоверию к окружающему миру и сильной разочарованности в нём, став основным "вдохновителем" для написания многочисленных произведений.

Лермонтов очень любил природу и горы, он был мечтательным и романтичным мальчиком, который постоянно старался убежать из реального мира в своё придуманный. Также с раннего возраста он приобщился к литературе. Мальчик мог часами читать книги известных авторов, которые были собраны в огромной библиотеке в Тарханах.

Дальнейшее обучение Лермонтова проходило в Благородном университетском пансионе, куда мальчик поступил сразу в 4-й класс. Именно здесь ему привили вкус к литературе и научили правильно излагать свои переживания с помощью письма. В результате, уже в 1829 году появляются первый очерки "Демона" и большое количество стихотворений.

Через год, заинтересовавшись произведениями Байрона, поэт пишет стихотворение «Предсказание», в котором сравнивает себя с английским писателем. В это время он также знакомится с прекрасной Наталией, которой позже посвятит более 30 стихов. Но их отношения вскоре прекращаются по причине измены девушки, что также отражается в стихах, большинство которых рассказывают о боли и душевных переживаниях поэта.

После поступления в Московский университет, Лермонтов начинает посещать тематические кружки и активно писать новые произведения. Здесь он пишет студенческую драму «Странный человек», главный герой которой является воплощением самого автора. Конечно, это была не единственная драма, написанная Лермонтовым во время обучения, поскольку в этот период его талант начал активно зреть. Но после двух лет обучения ему приходится оставить обучение в университете и переехать в Санкт-Петербург.

Взрослая жизнь Лермонтова

После переезда в Санкт-Петербург, Лермонтов снова хочет поступить в университет. Но ему отказываются засчитывать 2 года обучения в Москве и поступить снова на 1-й курс. Под давлением родственников и бабушки молодому поэтому приходится пойти в Кавалерийское училище. Время, проведённое здесь, он позже назовёт "злополучными годами", выразив свои переживания в тексте «Юнкерских молитв» и романе «Вадим». Одновременно с этим Лермонтов начинает интересоваться драмой, в результате чего появились многочисленные произведения в данном жанре.

После окончания училища Михаил Юрьевич, стал корнетом в Гусарском полку. В то время ему понравилось играть роль тирана женских сердец, что привело к мысли отомстить девушке, которая отвергла и жестоко поступила с влюблённым Лермонтовым ещё во время проживания с бабушкой. Юноша разбивает семью своей бывшей возлюбленной, после чего бросает её и выставляет их роман на публику.

В это время впервые выходят в печать произведения автора - «Хаджи Абрек». Но дебют был неудачным и Лермонтов только через несколько лет согласился на публикацию своих произведений. «Герой нашего времени» - роман, который был опубликован следующим. И уже в 1840 году выходит его единственное прижизненное издание, состоящее из 26 стихов и нескольких поэм.

В следующем году, 15 июля, Лермонтов погиб во время дуэли с Николаем Мартыновым. Основной причиной вызова на дуэль Мартынов указал "частые колкости и насмешки в его сторону", которые при каждой встрече произносил Лермонтов. Поэт был похоронен на территории старого пятигорского кладбища 17 июля 1841 года.

Статьи по теме