Пират или герой: Френсис Дрейк — первый англичанин, совершивший кругосветное путешествие. Что открыл английский пират Френсис Дрейк? Плавание дрейка в 1577 1580

«Железный пират» королевы Елизаветы I Дрейк Фрэнсис был самым знаменитым корсаром и первым кругосветным мореплавателем Англии. Он победил испанскую Непобедимую армаду, а его именем назван широчайший пролив на Земле между Антарктидой и Южной Америкой.

Детство

Точная дата, когда родился Дрейк Фрэнсис, неизвестна. Он появился на свет приблизительно в 1540 году в графстве Девон, рядом с местечком Тейвисток. Отцом будущего мореплавателя был йомен (фермер), позже ставший священником. Френсис являлся старшим из 12 детей семьи.

В 9 лет ребенок вместе с родителями переехал в порт Кент. Там он увлекся кораблями. Через три года Френсис отправился в свое первое плавание на торговом барке. Его дальний родственник был владельцем собственного судна. Умирая, он завещал этот корабль юному Дрейку. Так всего в 18 лет будущий пират впервые стал капитаном.

Первые экспедиции

В 1567 году Дрейк Фрэнсис начал командовать кораблем «Джудит», отправившимся в экспедицию к берегам Гвинеи и Вест-Индии. Рядом с Мексикой суда были атакованы испанцами. Из английских кораблей выбраться удалось только двум. Одним командовал мореплаватель Фрэнсис Дрейк, а другим - его родственник, работорговец и коммерсант Джон Хокинс. После того эпизода пират стал считать испанцев главным врагами всей своей жизни. Именно тогда соперничество двух морских держав достигло своего пика. Старая колониальная Испанская империя не желала уступать свое главенствующее положение на Атлантике набирающей ход Англии.

Новое путешествие Фрэнсиса Дрейка началось в 1572 году, когда он отправился в испанские владения в Вест-Индии. В Панаме он захватил крепость Номбре-де-Дьос. Англичане перехватили караван с серебром, в котором было 30 тонн благородного металла. Закончившаяся успехом экспедиция Фрэнсиса Дрейка принесла ему не только славу на всю страну, но и редкое богатство. В 1575 году Дрейк служил в Ирландии, где участвовал в подавлении восстания местного населения в Ольстере.

Открытие неизвестного пролива

Как мореплаватель и исследователь Дрейк Фрэнсис больше всего известен своим путешествием в Тихий океан. Экспедиция началась в 1577 году. Важность предприятия подчеркивало то, что оно было инициировано самой королевой Елизаветой. Власти объявили, что флотилия отправилась на запад для открытия новых земель. На самом деле главной целью экспедиции из шести кораблей был грабеж испанских судов.

Маршрут Фрэнсиса Дрейка проходил через Магелланов пролив между Южной Америкой и Огненной Землей. В пути англичане попали в шторм и были отброшены далеко на юг от намеченной траектории. Каприз погоды помог Дрейку выяснить, что Огненная Земля - это не часть неизвестного материка (как считалось прежде), а отдельный архипелаг. Так совершилось главное географическое открытие пирата. Позднее его именем был назван пролив между Огненной Землей и Антарктидой. То, что открыл Фрэнсис Дрейк, стало еще одной деталью мозаики, собиравшейся открывавшими неизвестный им мир европейцами.

На пути в Калифорнию

Единственным судном, прорвавшимся через непогоду в воды Тихого океана, оказался флагманский корабль «Пеликан», которым командовал Фрэнсис Дрейк. Биография пирата была полна эпизодами, когда он оказывался на волоске от гибели или провала очередного путешествия. Однако, как и до того, капитан преодолел все трудности. Оказавшись в Тихом океане, «Пеликан» стал называться «Золотой ланью», отправившейся на север вдоль западного побережья Южной Америки.

Английские пираты атаковали один испанский порт за другим. Затем «Золотая длань» оказалась в регионе, где еще не бывало европейцев. Дрейк высадился в современной Калифорнии и Орегоне, объявив эти земли владениями королевы. Считается, что крайней северной точкой его маршрута было то место, где сегодня находится канадский город Ванкувер.

Возвращение домой и рыцарское звание

Проведя ремонт и пополнив запасы провизии, знаменитый английский пират Фрэнсис Дрейк собрал команду, чтобы решить, каким путем вернуться домой. Плыть обратно к Магелланову проливу было опасно, так как там англичан почти наверняка ждала испанская засада. Искать северный путь к Атлантике Дрейк также не решился и в итоге отправился в глубь Тихого океана. Он достиг Молуккских островов, а от них последовал к Африке.

В 1580 году капитан «Золотой лани» вернулся на родину. В Англию он привез невероятное количество сокровищ и экзотических товаров, в том числе американский картофель, о котором еще не знали на Туманном Альбионе. То, какой удар нанес по испанцам и что открыл Фрэнсис Дрейк, обессмертило его имя. 4 апреля 1581 года королева Елизавета посетила галеон «Золотая лань» и объявила национального героя рыцарем. Через несколько месяцев Дрейк был избран мэром порта Плимута. В январе 1583 года скончалась его первая супруга Мэри, а в июле пират женился во второй раз на двадцатилетней Элизабет Сайденхем.

Достигнув вершины славы, сэр Фрэнсис Дрейк не прекратил своих пиратских экспедиций. Он несколько раз атаковал испанские владения в Вест-Индии. Им были разорены порты Санто-Доминго, Виго, Картахена и Сан-Аугустин.

В 1587 году началась кадисская экспедиция, во время которой Дрейк сжег испанский флот в бухте Кадис и совершил несколько успешных крейсерских операций у португальских берегов. Пират даже захватил королевскую карраку «Сан-Фелипе», на которой транспортировались сокровища из Ост-Индии.

Против Непобедимой армады

В 1588 году Испания отправила к берегам Англии флотилию, ставшую известной как Непобедимая армада. Фрэнсис Дрейк, биография которого была связана с каждой тогдашней войной, был одним из адмиралов, которым удалось разбить вражескую эскадру. Решающим событием противостояния стало сражение у Гравелина 8 августа 1588 года. Дрейк как вице-адмирал оказался на правом фланге английского флота.

Первым англичане захватили поврежденный до того галеас «Сан-Лоренсо». Это судно пыталось укрыться в гавани Кале, однако Дрейк не смог устоять перед искушением захватить набитый золотом вражеский корабль. В ходе боя погибли многие испанские моряки, а капитан Уго де Монкада и вовсе получил пулю в голову.

Затем Дрейк, командовавший на корабле «Ривендже», бросился в погоню за флагманом испанцев, на котором находился предводитель Непобедимой армады герцог Медина-Сидония. Вместе с ним в бой вступил также Хокинс на «Виктори». Тем временем суда армады, до того находившиеся на отдалении от флагмана, развернулись и стали приближаться к эпицентру событий. Испанская флотилия выстроилась полумесяцем. Флагманский корабль «Сан-Мартин» вместе с еще четырьмя судами находился в центре. На флангах располагались крепкие галеасы.

Гравелинское сражение

Годы жизни Фрэнсиса Дрейка ушли на то, чтобы создать новую тактику морских сражений. Пират действительно был реформатором военного дела. Он первым стал делать ставку не на огневую мощь кораблей, а на их быстроходность и маневренность. Этот стиль Дрейка выработался во время многочисленных сражений у берегов Америки. Однако главный успех данная тактика принесла именно в бою у Гравелина. Все попытки испанцев взять юркие английские корабли на абордаж провалились.

Первый этап сражения начался с того, что британцы отрезали от остальных судов и окружили «Сан-Фелипе». Затем был атакован «Сан-Матео», попытавшийся прийти галеону на выручку. Оба корабля были изрешечены ядрами. Сильно пострадали их такелаж и паруса. Судна едва держались на плаву. Английские мушкетеры и артиллерия эффективно расстреливали любые цели, попадавшие им под прицел.

Корабли Дрейка обрушивали на противников залпы бортовых орудий и стремительно отходили в сторону, не позволяя испанцам взять их на абордаж. Каюта вице-адмирала была дважды насквозь простреляна, однако он продолжал бой, не получив даже царапины. В сражении англичане потеряли около ста человек, в то время как испанцы - шестьсот. По флагману «Сан-Мартин» было выпущено 107 снарядов.

В разгар Гравелинского сражения неожиданно испортилась погода. Начался шторм, который потопил множество уже сильно поврежденных испанских судов. Герцог Медина-Сидония спасся, но после поражения он уже не представлял для Англии былой угрозы. Фиаско Испании стало поворотной точкой в истории соперничества на Атлантике. С тех пор Англия последовательно увеличивала свое влияние, а старая колониальная империя со столицей в Мадриде, наоборот, вступила в период упадка.

Лиссабонская экспедиция

Дрейк, как один из главных творцов победы над Испанией, вновь стал национальным героем. В 1593 году его избрали в Парламент депутатом палаты общин от Плимута. Мореплаватель много сделал для развития ключевого английского порта. Например Дрейк организовал и профинансировал строительство в Плимуте нового водовода.

После разгрома Непобедимой армады королева Елизавета загорелась желанием еще сильнее унизить Испанию. Так возник план экспедиции на Пиренейский полуостров. Англичане решили отвоевать португальский престол для Антонио, приора Крато, являвшегося потомком португальского короля Мануэла I и негативно относившегося к Испании.

В 1589 году к берегам Пиренейского полуострова отправилась экспедиция Дрейка и Норриса, также ставшая известной как Контрармада или Английская армада. Первой операцией флота была атака на порт Ла-Корунья в провинции Галисии. После кровопролитных боев осада прекратилась. Занять город не удалось, и Дрейк решил двинуться в сторону главной цели - Лиссабона.

Португалия тогда находилась в унии с Испанией. Гарнизон упорно сопротивлялся англичанам. Дрейк надеялся на антииспанское восстание местного португальского населения, однако его так и не произошло. Англичане уничтожили лиссабонские зернохранилища и нарушили военно-морскую коммуникацию города. Однако без поддержки местного населения и мощной артиллерии столицу взять так и не получилось. Дрейк отступил. Затем последовало несколько крейсерских операций у португальских берегов. В результате был сожжен город Виго. Однако в целом Английская армада провалилась. Ни одной из двух равных держав не удалось добиться полноценной победы на чужой земле.

Последнее путешествие

Очередная экспедиция «Железного пирата» началась в 1595 году. Вместе с Джоном Хокинсом Дрейк вновь отправился в Вест-Индию. Англичане собирались захватить испанскую крепость Сан-Хуан на острове Пуэрто-Рико. Однако в последний момент Дрейк отказался от этого плана, решив, что его сил не хватит на то, чтобы овладеть портом.

Флот вице-адмирала остановился в бухте Сан-Херман на западе Пуэрто-Рико. Здесь началась чистка кораблей, поиск пресной воды и провианта. В ноябре 1595 года эскадра отправилась в Панаму. В день Рождества корабли вошли в бухту перед городом Номбре-де-Дьос. Испанские жители оставили эту крепость. Оттуда английский отряд уже по суше выступил в поход на Панаму. По приказу Дрейка Номбре-де-Дьос был предан огню. Через несколько дней отряд, отправленный им в Панаму, вернулся ни с чем, так как по пути к крепости попал в испанскую засаду. Эта неудача означала провал всей экспедиции. Для Дрейка подобное фиаско стало болезненным ударом.

Болезнь и смерть

Не опустив рук, адмирал решил на кораблях отправиться на север и высадиться в Гондурасе. После пяти дней пути из-за неудобных ветров суда вынуждены был стать на якорь на острове Эскудо-де-Верагуас. Здесь Дрейк собирался переждать непогоду. Выбор бухты оказался неудачным. Влажный тропический остров отличался нездоровым климатом, располагавшим к возникновению в команде моряков болезней. Экспедицию поразила эпидемия дизентерии. Дрейк приказал отделить больных людей от здоровых, однако эта мера не принесла ожидаемого результата. Все новые члены команды сваливались с ног.

23 января 1596 года уже больной Дрейк, так и не дождавшись перемены ветра, приказал ставить паруса и вновь отправляться в путь. Флот двинулся в сторону крепости Пуэрто-Бело в Панаме. В пути умерли капитаны нескольких кораблей. Врачи экспедиции ничего не могли поделать с эпидемией. Теряющий силы Дрейк составил и подписал завещание. При нем был его брат Томас и старшие офицеры. Затем начались приступы бреда. Смерть Фрэнсиса Дрейка наступила 28 января 1596 года в его каюте на борту корабля «Дифайенс».

Командование принял на себя Томас Баскервиль. Флотилия вошла в гавань Пуэрто-Бельо, а моряки без особого труда захватили город. На следующий день новый капитан распорядился поместить тело адмирала в свинцовый гроб. Под артиллерийский салют его опустили на дно бухты. Экспедиция вернулась на Туманный Альбион в апреле 1596 года. Новость о смерти пирата Дрейка сотрясла сначала Вест-Индию, а затем и Европу. В Англии стоял траур, а в Испании устраивали праздничные фейерверки. Дрейк был одним главных корсаров эпохи пиратства.

Содержание статьи

ДРЕЙК, ФРЭНСИС (Drake, Francis) (ок. 1540–1596), английский мореплаватель, пират. Родился близ Тавистока в Девоншире между 1540 и 1545. Его отец, в прошлом фермер, стал проповедником в Чатеме, расположенном к югу от Лондона. Вероятно, Дрейк плавал вначале на каботажных судах, заходивших в Темзу. Семья Дрейка была связана родственными узами с богатым семейством Гаукинсов из Плимута. Поэтому после малоизвестного первого плавания через Атлантический океан Дрейк получил место капитана судна в эскадре Джона Гаукинса, которая занималась торговлей невольниками и доставляла их из Африки в испанские колонии в Вест-Индии. Путешествие 1566–1567 закончилось неудачно, поскольку испанцы совершили вероломное нападение на английские суда у крепости Сан-Хуан-де-Улуа в порту Веракрус на восточном побережье Мексики . Месть за это нападение стала одним из мотивов последующей пиратской деятельности казначея военно-морского флота Дж.Гаукинса и капитана Ф.Дрейка.

Кругосветное путешествие.

На протяжении нескольких лет Дрейк совершал пиратские рейды в Карибском море, которое Испания считала своей территорией, захватил Номбре-де-Дьос в центральной Панаме, грабил караваны, перевозившие на мулах грузы серебра из Перу в Панаму . Его деятельность привлекла внимание Елизаветы I и группы придворных, включая государственного казначея лорда Берли и министра внутренних дел Фрэнсиса Уолсингема. Были собраны средства для проведения экспедиции, которая продолжалась с 1577 по 1580. Первоначально планировался поход для поиска предполагаемого Южного материка, но он вылился – возможно, по указанию королевы (хотя Англия и Испания еще не находились в состоянии войны) – в самый успешный в истории пиратский набег, принесший доход в 47 фунтов стерлингов на каждый вложенный фунт.

Дрейк плыл в качестве капитана корабля «Пеликан» (впоследствии переименованного в «Золотую лань») водоизмещением в 100 т. Кроме того, были еще четыре меньших судна, которые, однако, так и не завершили путешествия. Подавив мятеж на судне у берегов Патагонии в Аргентине, когда был наказан один из его офицеров, Томас Даути, Дрейк вышел в Тихий океан через Магелланов пролив. Затем его флотилию отнесло на юг примерно до 57° ю.ш., и в результате Дрейк открыл между Огненной Землей и Антарктидой пролив, носящий ныне его имя (хотя, вероятно, сам он никогда не видел мыса Горн). На пути к северу он грабил суда и гавани у берегов Чили и Перу и, похоже, намеревался возвращаться через предполагаемый Северо-Западный проход. Где-то на широте Ванкувера (никаких судовых журналов не сохранилось) из-за плохой погоды Дрейк был вынужден повернуть на юг и стать на якорь несколько севернее современного Сан-Франциско. Место стоянки, названное им Нью-Альбионом, было установлено в 1936 благодаря находке медной пластинки с датой 17 июня 1579 примерно в 50 км к северо-западу от пролива Голден-Гейт (теперь бухта Дрейка). На пластинке выбита надпись, объявлявшая данную территорию владением королевы Елизаветы. Затем Дрейк пересек Тихий океан и достиг Молуккских о-вов, после чего вернулся в Англию.

Дрейк совершил плавание вокруг света, продемонстрировав мастерство судовождения. Королева пожаловала ему звание рыцаря как первому капитану, совершившему кругосветное плавание (притязания Магеллана оспаривались, поскольку он скончался во время плавания в 1521). Повествование о морских путешествиях Дрейка, составленное судовым священником Фрэнсисом Флетчером и опубликованное Хэклутом, до сих пор пользуется большой популярностью. Получив свою долю добычи, Дрейк приобрел аббатство Бакленд близ Плимута, где теперь размещается музей Фрэнсиса Дрейка.

Война с Испанией.

В 1585 Дрейк был назначен главнокомандующим английским флотом, направлявшимся в Вест-Индию, что означало начало открытой войны с Испанией. Его мастерство в тактике комбинированных морских и наземных операций позволило захватить последовательно Санто-Доминго (на о.Гаити), Картахену (на карибском побережье Колумбии) и Сент-Огастин (во Флориде). Перед возвращением на родину в 1586 он забрал с собой колонистов (по их просьбе) из долины р.Роанок (Виргиния). Таким образом прекратила существование первая в Америке колония, основанная Уолтером Роли, которая была не просто поселением, но и стратегической базой для пиратских набегов в Карибском море.

Между тем в Испании успешно завершалась подготовка Непобедимой армады для нападения на Англию, поэтому в 1587 Дрейк был направлен в Кадис на южном атлантическом побережье Испании. Дерзость в сочетании с превосходящей мощью позволили Дрейку уничтожить суда в этом порту. Все ожидали, что Дрейк будет командовать флотом в Плимуте для защиты Англии от нападения Испанской армады в 1588. Однако королева посчитала, что из-за низкого происхождения и независимого характера Дрейка нельзя назначить главнокомандующим. Хотя сам Дрейк лично участвовал в подготовке и снаряжении флота, он покорно уступил руководство лорду Хауарду из Эффингема и на протяжении всей компании оставался его главным советником по тактическом вопросам.

Благодаря искусному маневрированию английский флот прорвался в море и повернул Армаду вспять. Когда началась недельная погоня за Армадой в Ла-Манше, Дрейка назначили командующим флотом на «Реванше» (корабле водоизмещением 450 т с 50 пушками на борту), но он отклонил это предложение, захватил поврежденный испанский корабль «Розарио» и привел его в Дартмут. На следующий день Дрейк сыграл решающую роль при разгроме испанского флота у Гравлина (северо-восточнее Кале).

Экспедиция Дрейка против Испании и осада города Ла-Корунья на ее северо-западном побережье, предпринятая в 1588 для уничтожения остатков Армады, обернулась полным провалом, главным образом из-за просчетов в материально-техническом обеспечении кампании. Дрейк попал в опалу, хотя и продолжал активно участвовать в местных делах как мэр Плимута и депутат парламента от этого города. Кроме того, он основал в Чатеме приют для раненных моряков. В 1595 его вновь призвали в военно-морской флот, чтобы возглавить экспедицию в Вест-Индию вместе с Дж.Гаукинсом. Экспедиция закончилась неудачей, Гаукинс погиб у берегов Пуэрто-Рико, а сам Дрейк умер от лихорадки 28 января 1596 у берегов Портобело.

История самого успешного пирата Фрэнсиса Дрейка

Сэр Фрэнсис Дрейк (рожд. 13 июля 1540 г. - смерть 28 января 1596 г.) - английский мореплаватель, пират, вице-адмирал (1588 г.). Первый англичанин, который совершил кругосветное плавание (1577-1580 гг.). Активный участник разгрома испанского флота (Непобедимой Армады) (1588 г.)

История жизни Фрэнсиса Дрейка изобиловала самыми невероятными приключениями. Именно он был первым англичанином, который совершил кругосветное путешествие. Это произошло в 1577-1580 гг., когда его «Золотая Лань» прошла три океана и возвратилась в Англию с полными трюмами золота и драгоценностей, Дрейк сражался против испанских эскадр и штурмовал береговые форты, форсировал Магелланов пролив, занимался грабежами в Южной и Северной Америке. За свои подвиги он, бывший по сути самым настоящим пиратом, был удостоен рыцарского звания. Королева Елизавета возложила на него меч прямо на палубе корабля. Вместе с этим имя Дрейка стало известным и в Испании, где его проклинали все от мала до велика.

Пират Фрэнсис Дрейк

Фрэнсис Дрейк – именем этого пирата-путешественника даже назван пролив на южной оконечности Южной Америки.

XVI столетие ознаменовалось прославленными путешествиями целой плеяды знаменитых английских капитанов. Фробишер и Хокинс, Рэйли и Девис, Дрейк и много других блестящих мореходов бороздили волны Северной Атлантики и Карибского бассейна, Индийского океана и Полинезии. Увы, этот период времени являлся одновременно и эпохой расцвета пиратского промысла. Потому все перечисленные выше капитаны прославились в первую очередь как «джентльмены удачи».

Самым известным англичанином XVI столетия, без сомнения, был сэр Фрэнсис Дрейк – пират и работорговец, кругосветный мореплаватель и талантливый флотоводец, который сыграл решающую роль в разгроме испанской «Непобедимой армады».

Являясь близким родственником известного пирата и торговца «живым товаром» Джона Хокинса, Фрэнсис с 23-х лет ходил на его кораблях к берегам Западной Африки, возвращаясь оттуда с трюмами, полными невольников.

Пират и королева Елизавета

Потом Дрейк решил самостоятельно заняться пиратским ремеслом. Он стал нападать на испанские суда, перевозившие сокровища. Так, в разбойничьих трудах и заботах, прошло 12 лет. За это время капитан Дрейк накопил немалый мореходный опыт и кое-какой капитал, что позволило ему предложить королеве и ее приближенным дерзкий проект пиратской экспедиции в испанские колонии на Тихоокеанском побережье Америки. Здесь никто не ожидал нападения англичан, и добыча могла быть в значительной степени больше, чем в порядком ощипанных пиратами портах Карибского моря.

Английская королева благосклонно отнеслась к планам Дрейка и даже соизволила внести свою лепту в финансовое обеспечение экспедиции в размере, 1000 крон. Более весомый вклад сделали высокопоставленные королевские чиновники: граф Эссекс, Уолсингем и Берли. Впрочем, досточтимые лорды не собирались оставаться внакладе и в действительности не просчитались. По возвращении Дрейка они получили свою долю добычи, и прибыль их составила. 5 000 % на вложенный капитал. Но все это случится позже. А мы хотим вам рассказать о кругосветном путешествии капитана-пирата…

Кругосветное путешествие Дрейка (1577-1580 гг.)

Корабль Френсиса Дрейка Золотая Лань

1577 год, декабрь – 5 кораблей флотилии Дрейка вышли из порта Плимут и взяли курс на юг. Сам Дрейк командовал флагманским кораблем «Пеликан», поздней переименованным им в «Золотую лань». Экипаж всей флотилии состоял всего из 160-ти человек. Поразбойничав вначале у африканских берегов, Дрейк захватил и ограбил больше десятка испанских и португальских кораблей с богатым грузом. Кроме этого, в его руки попалась и иная добыча – португальский лоцман, ходивший раньше в Южную Америку.

1578 год, июнь – флотилия Дрейка подошла к бухте Сан-Хулиан, находящейся относительно недалеко от Магелланова пролива. Бухта эта, печально известная бунтом, произошедшем во время стоянки здесь экспедиции Магеллана, и на этот раз оправдала свою дурную славу. На одном из судов вспыхнул мятеж, распространившийся на команду. Все завершилось тем, что Дрейк казнил одного из капитанов – Доути, обвинив его в подстрекательстве к мятежу и предательстве. Оставив в бухте два сильно поврежденных корабля, поредевшая флотилия двинулась дальше.

Однако на входе в Магелланов пролив сильнейший шторм обрушился на корабли и на протяжении 50-ти дней гнал их на юг. Итогом стало открытие Дрейка, что Огненная Земля – остров, а не выступ Южно-Американского материка, как считалось раньше. Широкий пролив, отделяющий этот остров от Антарктиды, носит ныне имя Дрейка.

Шторм нанес флотилии серьезный урон: одно судно утонуло, а другое из-за повреждений вынуждено было возвратиться в Англию. Но Дрейк не привык отступать. На одном оставшемся корабле – «Золотой Лани» – он направился на север, к побережью Чили. Дальше начинается полоса активных и удачных пиратских похождений Дрейка.

1578 год, 5 декабря – англичане напали на порт Вальпараисо, в результате чего захватили корабль с ценным грузом и грабят побережье. 1579 год, 5 февраля – налет на порт Арика и новые трофеи. Потом – нападение на перуанский город Кальяо. Из-под носа Дрейка ушел галеон с грузом золота и серебра. Последовала яростная погоня, и 1 марта галеон удалось захватить после пушечного обстрела. Драгоценные слитки перекочевывают в трюм «Золотой лани».

Пират Дрейк выполнил поставленные перед собой задачи. Добыча его была огромной. Однако возвращение домой прежним путем стало невозможным. Слух о наглых нападениях и грабежах дошли до испанских властей, и военные корабли Испании караулили «Золотую лань», чтобы расквитаться с пиратом за все его злодеяния.

Тогда Дрейк ушел на север, напал на мексиканский порт Гуатулко, разграбил его, заодно пополнил запас провианта. Потом он направил «Золотую лань» еще северней, надеясь найти пролив, соединяющий Тихий океан с Атлантикой. Судно Дрейка дошло до 49-го градуса северной широты! Настолько далеко на север вдоль Тихоокеанского побережья не забирался еще ни один мореплаватель! Но никаких признаков пролива обнаружить не удалось, и английский пират вынужден был повернуть к югу. И тут ему улыбнулась удача: у берегов Никарагуа англичане захватили корабль, на котором нашли карты Тихого океана и Филиппинских островов. Это подсказало пирату идею возвратиться в Европу через Тихий и Индийский океаны.

1579 год, июль – «Золотая лань» взяла курс на запад. Сделав только 4 остановки в пути (на Филиппинах, Молуккском архипелаге, острове Ява и в Сьерра-Леоне), Дрейк в 1580 г. с триумфом вернулся в Англию. Так, спустя 60 лет после путешествия Магеллана еще одному кораблю удалось обойти вокруг света. При этом Фрэнсис Дрейк стал первым капитаном, который от начала до конца командовал кораблем в кругосветном плавании.

Рыцарский титул для пирата

Кругосветное путешествие Фрэнсиса Дрейка – маршрут

Но для встречавших в Плимуте «Золотую лань» сановников главным было не это. На корабле Дрейка было золота и драгоценностей на сумму, равную двухгодичному доходу всей королевской казны! Королева приказала своему капитану лично прибыть в Лондон с наиболее эффектными драгоценностями и удостоила его шестичасовой беседы. В скором времени Елизавета пожаловала Фрэнсису Дрейку рыцарский титул.

Став дворянином, разбойник и грабитель стал уважаемым членом общества. Он купил себе поместье и женился на богатой наследнице. Дрейк был выбран мэром Плимута и членом парламента. Но спокойная жизнь была моряку явно не по душе. Им были организованы еще две пиратские экспедиции в Карибское море, а в промежутке между ними он успел принять участие в войне с Испанией. Также не раз он отправлялся к берегам Америки грабить «Золотой флот» испанцев. Потом дерзко разбойничал в Европе, прямо под носом у короля Испании Филиппа II. Как говорил сам Дрейк – «подпаливал ему бороду».

Вице-адмирал британского флота (1588 г.)

Сэру Фрэнсису Дрейку назначенному вице-адмиралом британского флота, принадлежит главная заслуга в триумфальном сражении с «Непобедимой армадой», отправленной Филиппом II против англичан. Несмотря на двойной перевес в численности кораблей и пушек, испанцы потеряли 60 кораблей из 130 и вынужденно отступили.

Смерть сэра Фрэнсиса Дрейка

Отправившись в 1596 г. к берегам Панамы, сэр Фрэнсис Дрейк заболел желтой лихорадкой, а попросту говоря дизентерией, и скончался на борту своего корабля. Как и положено у моряков, его тело, в соответствии с завещанием самого Дрейка, поместили в свинцовый гроб и опустили в Карибское море, которое было свидетелем первых подвигов знаменитого английского «джентльмена удачи».

Погибла в море и «Золотая лань». Но не от шторма или ядер противника. Ее деревянный корпус превратил в труху крошечный червячок – торедо.

После смерти

Но вот относительно не так давно репутация легендарного английского пирата получила неожиданный удар. Министерство обороны Великобритании не стало финансировать операцию по извлечению его гроба со дна Карибского моря. А британская королевская почта отказалась выпустить серию почтовых марок, посвященных 400-летию со дня его смерти.

Чем же мотивировали власти свое нежелание чествовать земляка? Почтовики объяснили свой отказ тем, что в 1973 г. уже выпускались марки с профилем сэра Фрэнсиса. Военные же сослались на дороговизну предстоящей операции по извлечению гроба. Но скорей всего, англичане не хотят оскорблять чувства испанцев, чьи предки пострадали от рук Дрейка, а также американцев: ведь именно с Дрейка ведет начало рабство на Северо-Американском континенте, куда он регулярно поставлял «черное золото».

А возможно, англичане вспомнили, как противились латиноамериканские страны празднованию 500-летнего юбилея открытия Америки , с чьим именем у многих связано начало жестокого истребления южно-американских народов.

Фрэнсис Дрейк продавший душу

Согласно испанской легенде, сэр Фрэнсис Дрейк продал душу дьяволу в обмен на удачу на морях. Удивительно, но эту легенду сразу переняли и боготворившие Дрейка соотечественники, при этом говорили о сделке Дрейка с нескрываемым восторгом, будучи в своем подавляющем большинстве истинно верующими людьми. Говорили, что Дрейк смог навлечь жесточайшие штормы на испанскую «Армаду» при поддержке дивонских ведьм, с которыми он якобы дружил с раннего детства и которые ему всегда помогали.

Даже сегодня, через более четырех столетий, англичане твердо верят, что тех давних «дрейковских» ведьм, сторожащих проход к Девонпорту, и сейчас еще можно увидать ненастной темной ночью на мысе Дьявола. Есть поверье, что дьявол был до такой степени доволен подвигами Дрейка, что в награду за все им содеянное буквально за три дня построил своему любимцу дом в Бакленд-эби. Дом Дрейка стоит и по сей день, и каждый любопытствующий может, лично оглядев апартаменты легендарного адмирала-пирата, проникнуться обаянием его личности.

(ок. 1540—1596)

Френсис Дрейк - сын английского моряка из Кроундаль графства Девоншир. Получил хорошее образование и посвятил себя торговле. Во время рейса с товарами в Гвинею на него напали испанские корабли. Дрейк потерял все товары и попал в плен. После возвращения в Англию, поклялся отомстить испанцам.

В 1567 году Френсис Дрейк предложил королеве Елизавете организовать экспедицию, чтобы отбить у Испании Мексику и, таким образом, положить начало колониальной империи. Королева согласилась, и вскоре эскадра из шести кораблей под командованием Дрейка вышла из Плимута в Америку. К сожалению, у мексиканских берегов вблизи Веракрус эскадра встретила преобладающие силы испанцев, и битва с ними закончилась поражением Дрейка.

Френсис Дрейк вернулся на родину, и стал обдумывать дальнейшие планы борьбы.

После пробных рейсов в 1570 и 1571 годах, Дрейк снова организовал поход против испанских владений в Америке. Он нападал на торговые порты, захватывал неприятельские военные корабли и суда с товарами, сжег огромный магазин с товарами в Веракрус, уничтожал испанские поселения. Все это он делал на собственную ответственность: между Англией и Испанией не было состояния войны.

9 августа 1573 года Дрейк вернулся в Плимут. Большую часть богатых трофеев он израсходовал на вооружение и оснащение трех фрегатов, которыми командовал, находясь на службе у лорда Эссекс.

18 декабря 1577 года Дрейк отправился в новый поход. Под его командованием находились 5 превосходно оснащенных кораблей, экипажи которых состояли из опытных матросов. Целью экспедиции было исследование и завоевание Англией Южной Америки. Дрейк пересек Атлантический океан, обошел с юга Огненную Землю и открыл по дороге мыс Горн. Отсюда он направился на север вдоль побережья Чили и Перу, захватывая по пути испанские корабли или реквизируя находившиеся на них товары. Морские пути вдоль побережья Чили и Перу не были хорошо известны мореходам, и Дрейк надеялся, что ему удастся найти какой-то новый пролив, ведущий в Атлантический океан. Так он дошел до северной Калифорнии, которую объявил владением королевы, придав полуострову название Новый Альбион. Конечно, ему не удалось найти прохода в Атлантический океан, поэтому он направился на запад, на широкие воды Тихого океана. Постоянно преследуемый испанскими кораблями, Дрейк 4 ноября 1579 года дошел до острова Тернате из Молуккского архипелага, откуда направился к острову Ява. Это были уже португальские колонии, поэтому Опасность нападения была несколько меньше. Во главе своей эскадры Дрейк направился вокруг мыса Доброй Надежды и наконец 26 сентября 1580 года дошел до берегов Англии.

Во время отсутствия Дрейка испанский посол в Лондоне слал одну за другой ноты с жалобой на его „пиратские нападения". Не обращая внимания на жалобы испанцев, королева Елизавета 4 апреля 1581 года сама отправилась в Детпфорд на берегу Темзы (ныне один из городских районов Лондона), чтобы наградить дворянским званием знаменитого морехода, ставшего на якоре в Детпфорде. В 1582 году Дрейк стал мэром города Плимута. В 1584 году он был избран депутатом парламента. В 1585 году вспыхнула война с Испанией. Дрейк, назначенный командиром эскадры из 20 кораблей, напал на город Сантьяго на островах Зеленого Мыса, захватил его и разграбил. Оттуда поплыл в Карибское море. Захватил Санто Доминго, Картаго (в нынешней Колумбии), уничтожил испанские форты на Флориде и вернулся 28 июля 1586 года с богатыми трофеями в Плимут. На следующий год он напал на неприятеля непосредственно в Испании. Во главе эскадры из 30 кораблей он дошел до Кадикса и сжег в порту 22 корабля, стоявшие там на якорях.

Находясь у вершин колониальной и милитарной мощи, Испания решила покончить с небольшим островком, который смел противостоять ее силе. Король Филипп II, ограниченный садист, выслал в 1588 году мощный флот, названный „Непобедимой Армадой"" с заданием наказать Англию. Против этой силы выступил немногочисленный флот под командованием адмирала Говарда Эссингейма и его заместителя, вице-адмирала Фрэнсиса Дрейка. В битве около Плимута англичане полностью разгромили Непобедимую Армаду, потопив половину кораблей - остальные были разогнаны бурей.
Английская победа имела огромное политическое значение: с этого момента испанская империя стала постепенно приходить в упадок, а Англия превращаться в мировую державу. В 1589 году Дрейк во главе английского флота поплыл к Пиренейскому полуострову с намерением освободить Португалию от испанской оккупации и вернуть трон королю Жуану, который нашел убежище в Англии. Из-за отсутствия согласованных действий между Дрейком и командующим сухопутными войсками предприятие окончилось неудачей.

Не имела успеха также предпринятая в 1595 году попытка захватить Пуэрто Рико. Вместо этого Дрейк сжег порты Лаш и Номбре-де-Дьос (в нынешней Мексике). Несколько дней спустя Дрейк направился в Панаму, но и эта экспедиция не принесла результатов.

И вот, как раз в это время, Дрейк заболел лихорадкой, которая и стала причиной его смерти (в Портобелло, вблизи северного окончания нынешнего Панамского канала), последовавшей 28 января 1596 года.

Дрейк — первый английский путешественник, совершивший кругосветное плавание. Он открыл мыс Горн и тем доказал, что Огненная Земля — это остров, а не полуостров „неизвестной южной земли"; этим самым Дрейк открыл мореплавателям путь более удобный, чем узкий и изобилующий скалами пролив Магеллана.

В процессе создания британской морской и колониальной империи Дрейк сыграл важную роль: своими победами он показал всему миру силу и возможности Англии. Дрейк был одним из пионеров каперского пиратства, которое расширилось в будущем.

Дрейк стремился распространить в Европе культуру некоторых американских растений, например таких как картофель; за это ему поставлен памятник в Оффенбурге (Баден).

Именем Дрейка назван пролив между Огненной Землей и Землей Грагама на Антарктиде и залив на северный запад от Сан Франсиско.

Смотрите также

Заключение
Итак, в работе мною были показаны и раскрыты демографические процессы, протекающие на территории Российской Федерации. По приведенным официальным цифрам можно сделать вывод о крайне...

В конце сентября Ямал отпразднует 50-летие первого газового фонтана
Полвека назад, 27 сентября 1962 года, судьба Ямала круто изменилась, оказав влияние на судьбы России, Советского Союза, в который он тогда входил, и всего мира. В этот день в ямальское небо взмыл пе...

Пчёлы
Управляют размножением Не совсем так, как имел в виду Карл Маркс, но в колонии шмелей трудящиеся контролируют средства производства. Из оплодотворённых личинок у шмелей рождаются женские особи, ...

С

середины XVI в. на испанских атлантических путях появились многочисленные пираты, и не только французские, но и английские, голландские, датские.Их пиратскими базами стали Малые Антильские о-ва; отдельные острова постоянно переходили из рук в руки, от пиратов одной национальности к другой. Они охотились преимущественно за судами, груженными драгоценными металлами, на путях от берегов Мексики и Центральной Америки к Испании, Но они не брезговали и торговлей рабами из Западной Африки. К числу таких разбойников с больших морских дорог и работорговцев принадлежал англичанин Джон Хокинс , будущий участник разгрома «Непобедимой армады» (1588 г.), позднее адмирал; в испанских хрониках он фигурировал под именем Хуана Акинеса . В октябре 1567 г. его судно потерпело крушение у западных берегов Флориды. 114 моряков, среди которых находился Дэвид Ингрэм , двинулись пешком на север, справедливо опасаясь испанцев и надеясь, что значительно севернее, на Атлантическом побережье материка, им удастся встретить какое-нибудь судно. Они шли по Приатлантической низменности, переправляясь на индейских челнах через многочисленные небольшие и сравнительно крупные реки, в том числе Потомак, Саскуэханна и Гудзон. В походе большая часть пиратов-путешественников погибла: вероятно, некоторые остались жить среди индейцев; лишь Д. Ингрэм и два его спутника, преодолев приблизительно за два годаИнгрэм утверждал, что все путешествие заняло 11 месяцев - скорее всего, он учитывал лишь время, затраченное на движение. по прямой 2500 км (в действительности больше), добрались до о. Кейп-Бретон, где их подобрало французское судно.

После благополучного возвращения на родину Ингрэм за выпивку и закуску стал рассказывать о своих скитаниях по заатлантической стране. Слушатели поражались его «басням» об огромном седом медведе (гризли), не верили его «россказням» о птице, не умеющей летать (бескрылая гагарка), удивлялись «сказкам» о другой птице - фламинго с перьями ярко-красного цвета, ставили под сомнение существование животного, похожего на лошадь, но с рогами (американский лось), и жадно внимали его сообщениям о выдуманных многочисленных городах страны, о ее мифических богатствах - золоте, серебре и жемчуге. Но не эта фантазия, а правдивое описание некоторых представителей животного мира Северной Америки снискало Ингрэму славу враля. В большой интернациональной «семье» лгунов-путешественников он пребывал без малого 400 лет: лишь в середине нашего века он был «реабилитирован». Однако среди его современников все же нашлись люди, понимавшие, что в его рассказах есть доля правды. К ним принадлежал министр английской тайной полиции. Вероятно, сведения, сообщенные Ингрэмом на допросе (август - сентябрь 1582 г.), побудили правительство королевы Елизаветы отправить к североамериканским берегам экспедицию Хрмфри Гилберта .

реди пиратов, пользовавшихся покровительством английской короны, выделился англичанин Френсис Дрейк , открывший, по выражению вице-короля Перу, «путь в Тихий океан всем еретикам - гугенотам, кальвинистам, лютеранам и прочим разбойникам...».

«Железный пират», как его позднее называли, был человек властный и крутой, с бешеным характером, мнительный и суеверный, даже для своего века. Однажды во время бури он кричал, что ее наслал его враг, находящийся на корабле, что тот - «колдун, и все это идет из его сундука». Дрейк в качестве пирата действовал не на свой страх и риск, а как «приказчик» крупной «компании на паях», одним из пайщиков которой была английская королева Елизавета. Она снаряжала за свой счет корабли, делилась с пиратами добычей, но брала себе львиную долю прибыли. Боевое крещение Дрейк получил в 1567 - 1568 гг. во флотилии пирата Джона Хокинса, захватившего испанские города в Центральной Америке, чтобы беспошлинно вести торговлю неграми с испанскими же плантаторами. Набег этот кончился тем, что пять судов попали в руки испанцев и только один - под командой Дрейка - вернулся в Англию. Через четыре года Дрейк уже самостоятельно совершил набег на Панамский перешеек, разграбил караван с драгоценными металлами из Перу и на захваченных новеньких испанских судах прибыл на родину.

В 1577 г. Дрейк приступил к самому важному из своих предприятий, которое неожиданноСуществует, правда, другое мнение: Ф. Дрейк заранее планировал кругосветный поход, намереваясь обнаружить участок Южного континента, открыть пролив «Аниан», установить английский контроль над американскими землями, не находящимися под испанским господством, изучить географию Тихого океана, по достижении Молукк захватить любые «свободные» острова и завязать торговые отношения с Китаем и Японией. для него самого завершилось кругосветным плаванием. Целью пирата был набег на тихоокеанские берега Испанской Америки. Королева и ряд английских вельмож и на этот раз поддержали предприятие своими средствами требуя лишь, чтобы пират хранил в тайне их имена. Дрейк снарядил четыре корабля вместимостью 90 - 100 т, не считая двух пинас (небольших вспомогательных судов), и 13 декабря 1577 г. вышел из Плимута. В апреле 1578 г. пираты достигли устья Ла-Платы и, медленно продвигаясь на юг, обнаружили удобную гавань у берега Патагонии (у 47° 45" ю. ш.). Один из спутников Дрейка так характеризует патагонцев: «Они оказались добродушными людьми и проявили столько жалостливого участия к нам, сколько мы никогда не встречали и среди христиан. Они тащили нам пищу и казались счастливы нам угодить». По его словам, патагонцы действительно «отличаются... ростом, плотным сложением, силой и зычностью голоса. Но они вовсе не такие чудовища, как о них рассказывали испанцы: есть англичане, которые не уступают ростом самому высокому из них...»

20 июня пираты остановились в той же бухте Сан-Хулиан, где зимовал Магеллан. Именно здесь Дрейк, явно подражая великому португальцу, обвинил офицера Томаса Даути в заговоре и казнил его. 17 августа пираты покинули бухту. Флотилия Дрейка уменьшилась до трех судов: еще в конце мая он приказал снять с одного полуразрушенного корабля снасти и все железные части, а остов сжечь. Через четыре дня англичане вошли в Магелланов пролив и с большими предосторожностями продвигались в виду обоих берегов, которые постепенно сближались. На побережье попадались бродячие жители, укрывавшиеся от непогоды в жалких шалашах. «Но для грубых дикарей их утварь казалась нам очень искусно и даже изящно сработанной, - пишет спутник Дрейка священник Френсис Флетчер .- Их челноки сделаны из коры, не просмолены и не проконопачены, а только сшиты по швам полосками тюленьей кожи, но так аккуратно и плотно, что не дают течи. Из коры же сделаны и их чашки и ведра. Ножи сделаны из громадных раковин: отломив края, они оттачивают их на камне до... нужной остроты» .

Путь через пролив «с его черными, как ад, ночами и немилосердной яростью неистовых штормов» продолжался две с половиной недели. «Не успели мы выйти в это море... для нас оказавшееся Бешеным, как началась такая неистовая буря, какой мы еще не испытывали... [днем] мы не видели солнечного света, а ночью - ни луны, ни звезд. Невдалеке были видны по временам горы... потом они скрывались из глаз... Мы потеряли наших товарищей». Один корабль флотилии Дрейка пропал без вести, другой, через месяц, отброшенный бурей обратно в Магелланов пролив, выбрался в Атлантический океан и вернулся в Англию.

Буря длилась 52 дня, до конца октября. За все время было только два дня передышки. «И вдруг все точно рукой сняло: горы приняли благосклонный вид, небеса улыбались, море спокойно, но люди были измучены и нуждались в отдыхе». Одинокий корабль «Золотая лань» (100–120 т) за два месяца отнесло бурей на юг почти на пять градусов. 24 октября моряки усмотрели «самый крайний» к югу остров и простояли там до 1 ноября; «за ним в южном направлении не было видно ни материка, ни острова, лишь Атлантический океан и Южное море встречались на... вольном просторе». Но Дрейк ошибся: обнаруженный им маленький о. Хендерсон (55° 36" ю. ш., 69° 05" з. д.) находится в 120 км к северо-западу от мыса Горн.

Открытие свободного водного пространства дало Дрейку возможность доказать, что Огненная Земля, или «Неведомая Земля» (Терра Инкогнита), вовсе не выступ Южного материка, а архипелаг, за которым простирается, казалось, беспредельное море. Подлинный южный материк, Антарктида, лежит в 1000 км к югу от Огненной Земли. В XIX в., после открытия Антарктиды, широкий проход между ней и Огненной Землей нарекли проливом Дрейка, хотя он с большим правом должен называться проливом Осеса. (См. главу 19)

На этих южных широтах, столкнувшись с ужасными ветрами и штормами, Дрейк не смог продвинуться к западу, чтобы выполнить один из пунктов инструкции - обнаружить побережье Южного континента. И тогда он взял курс на север, надеясь соединиться с пропавшими кораблями своей эскадры, как ранее было установлено, в Вальпараисо.

25 ноября «Золотая лань» стала на якорь у о. Чилоэ, населенного индейцами-арауканами; «бежавшими с материка из-за жестокости испанцев». Они справедливо не доверяли европейцам и, когда Дрейк с 10 вооруженными матросами высадился на берег, заставили его уйти, убив двух англичан. Но севернее на материке индейцы дружелюбно встретили пришельцев и дали им лоцмана до Вальпараисо. Дрейк разграбил город и захватил стоящий в гавани испанский корабль с грузом вина и «...некоторым количеством золота».

Пират двинулся дальше на север. На испанских картах, попавших в руки англичан, чилийский берег имел северо-западное направление, но всякий раз, когда Дрейк поворачивал на северо-запад, он терял его из виду. Оказалось, что все побережье Чили тянется в основном с юга на север. Только у Перу берег действительно повернул на северо-запад: Дрейк «срезал» сотни тысяч квадратных километров несуществующей территории. После его плавания контур Южной Америки на картах принял более правильные, знакомые нам очертания. В бухте Баия-Салада (у 27° 30" ю. ш.) Дрейк простоял месяц, ремонтируя «Золотую лань» и напрасно ожидая два других судна.

За Южным тропиком пират подошел к портам, через которые испанцы отправляли в Панаму перуанское серебро. Испанцы чувствовали себя там, и на суше, и на море, в полной безопасности и перевозили ценные грузы без охраны. Ряд таких грузов легко перешел в руки Дрейка. В Кальяо (порт Лимы) на рейде стояли 30 испанских судов, из них несколько хорошо вооруженных. А Дрейк ввел «Золотую лань» в гавань и простоял там всю ночь среди врагов. Моряки на соседних кораблях громко разговаривали о судах, недавно вышедших в Панаму. Утром 14 февраля 1579 г. Дрейк снялся с якоря, нагнал один особенно заинтересовавший его корабль и взял его на абордаж: там оказался богатый груз золота и серебра, подсчет которого длился шесть дней.

озвращаться через Магелланов пролив было опасно: Дрейк боялся, что там его ждут испанцы,Действительно, туда было послано несколько военных кораблей. и решил вернуться домой вокруг Северной Америки. Он привел в порядок «Золотую лань», запасся топливом, водой и двинулся на северо-запад, вдоль тихоокеанского берега Мексики. Там он не нападал на портовые города, а грабил только поселки. От Мексики он пошел дальше на север.

Когда англичане в июне поднялись до 42° с. ш., они испытали внезапный переход от жары к холоду: падал мокрый снег, снасти обледенели, часто налетали шквалы. В тихую погоду надвигались густые туманы, из-за которых приходилось стоять на месте. Две недели ни по солнцу, ни по звездам нельзя было определить положение корабля.

«Когда мы приближались к берегу, мы видели голые деревья и землю без травы, и это в июне и в июле... Берег неизменно отклонялся к северо-западу, как будто шел на соединение с Азиатским материком... Нигде не видели мы следов пролива... Тогда решено было спуститься в более теплые широты: мы находились под 48°, и десять градусов, пройденные нами, перенесли нас в прекрасную страну с мягким климатом». Тихоокеанский берег Северной Америки начинает «неизменно отклоняться к северо-западу» у о. Ванкувер (за 48° с. ш.). Именно эту параллель и указал Флетчер. На самом деле там есть пролив - между о. Ванкувер и материком (Хуан-де-Фука). Англичане могли не заметить его из-за тумана или из-за того, что буря в то время отогнала их слишком далеко от берега, но гораздо правдоподобнее, что Дрейк достиг только 42 - 43° с. ш. (мыс Бланко). Вряд ли такой опытный мореход, как Дрейк, мог допустить ошибку в пять градусов в определении широты, но дело в том, что из-за скверной погоды как раз и не было возможности определить положение корабля.

У 38° с. ш. в бухте (теперь Дрейкс-Бей) 17 июня 1579 г. англичане высадились на берег и приступили к ремонту корабля, занявшему шесть недель. Дрейк разбил лагерь и укрепил его. Жители (калифорнийские индейцы) подходили к лагерю группами, но не проявляли враждебных намерений, а только с изумлением смотрели на пришельцев. Англичане раздавали им подарки и старались жестами показать, что они не боги и нуждаются в пище и питье. У лагеря стали собираться толпы индейцев - голые дети, мужчины, большей частью нагие, женщины, носившие «юбки из тростника, растрепанного как пакля, а на плечах - оленьи шкуры». Они приносили пиратам перья и мешки с табаком. Однажды, когда в лагерь пришли вождь, его воины в меховых плащах и толпа голых индейцев с женщинами и детьми, пират решил, что настал момент для присоединения к английским владениям открытой им страны.

У одного индейца был «скипетр» из черного дерева, три костяных цепочки и мешок с табаком. «...От имени королевы Дрейк взял в руки скипетр и венок, а вместе и власть над всей страной, назвав ее «Новым Альбионом», на что были две причины: белый цвет прибрежных скал и желание связать страну с нашей родиной, которая некогда так называлась». Перед отплытием Дрейк поставил на берегу столб. На медной пластинке, прибитой к столбу, были вырезаны имя Елизаветы, даты прибытия англичан в страну и «добровольного подчинения» ее жителей королеве. Ниже пират вставил серебряную монету с изображением королевы и ее гербом и вырезал свое имя (пластинка обнаружена в 1923 г., утеряна и вновь найдена в 1926 г.).

Дрейк решил идти от Нового Альбиона через Тихий океан к Молуккам. В конце июля на открытых им о-вах Фараллон (37° 45" с. ш., 123° з. д.) англичане запаслись провизией - мясом морских львов, яйцами и мясом диких птиц - и взяли курс на Марианские о-ва. 65 или 66 дней моряки не видели ничего, кроме неба и моря. В конце сентября вдали показалась земля - один из Марианских о-вов. Но из-за противных ветров Дрейк только в ноябре увидел Молукки. Остановился он у Тернате, выяснив, что правитель острова был врагом португальцев. Англичане получили через него много провизии и двинулись дальше. К югу от Сулавеси, у необитаемого островка, пираты простояли месяц: их судно нуждалось в ремонте, а они сами - в отдыхе. Затем еще месяц корабль блуждал в лабиринте островков и отмелей близ южных берегов Сулавеси, причем едва не погиб, наскочив на риф. У Явы пираты узнали, что невдалеке стоят корабли, такие же большие, как «Золотая лань». Дрейк решил не медлить, не имея ни малейшего желания встретиться с португальцами, и взял курс прямо на мыс Доброй Надежды. «Золотая лань» обогнула мыс в середине 1580 г., а 26 сентября 1580 г. бросила якорь в Плимуте - через 2 года 10 месяцев после того, как покинула Англию, завершив второе, после испанского корабля «Виктория», кругосветное плавание. И Дрейк ставил себе в особенную заслугу, что он был первым командиром, который не только начал, но и закончил кругосветное плавание.

Пиратский «рейд» Дрейка открыл для английских и голландских кораблей морские пути, известные ранее только испанцам и потругальцам,В 1586–1588 гг. совершил кругосветное плавание английский пират Томас Кавендиш, разграбивший на пути несколько перуанских городов, в 1598–1601 гг. - голландский торговец пират Оливер Ван-Норт. и резко ухудшил англо-испанские отношения. Испанский посол в Англии требовал примерного наказания пирата и возвращения награбленного добра, которое оценивалось в несколько миллионов золотых рублей, но английская королева осыпала милостями Дрейка, дала ему титул баронета, открыто гуляла с ним в своем саду и жадно слушала рассказы о его похождениях.

Послу Елизавета приказала ответить, что все ценности будут храниться в ее сокровищнице, пока между Англией и Испанией не будут произведены расчеты по взаимным претензиям. Для описи и опечатывания награбленного имущества королева послала чиновника с наказом, чтобы он раньше дал Дрейку возможность «привести все в порядок». Тот, по его собственным словам, «видел желание ее величества, чтобы точные цифры не были известны ни одной живой душе». Еще сильнее англо-испанские отношения обострились в 1586 г., после того как Дрейк, командуя уже целым флотом в 25 судов, разграбил несколько портовых городов на Гаити и у юго-западных берегов Карибского моря.

Веб-дизайн © Андрей Ансимов, 2008 - 2014 год

Статьи по теме