Служебные части речи. Списать, раскрывая скобки

Урок русского языка в 3 классе.

Учитель: Львова Светлана Алексеевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ им. И.Ф.Самаркина с. Новая Кармала

Тема. Части речи.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор , интерактивная доска, ученические ноутбуки.

Цель: формировать умение различать части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, частица, союз.

Планируемые результаты:

Предметные: обобщение знаний о частях речи; учить распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения. использовать в своей речи специальную терминологию.

Личностные: формирование ценностно-смысловой ориентации : наблюдательности, способности любить и ценить окружающий мир, открывать для себя новое, удивительное в привычном и обычном, развитие интереса к предмету .

Познавательные : умение ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию.

Регулятивные : умение ставить учебную задачу с помощью учителя; планирование своей деятельности, внесение корректировки в свои действия.

Коммуникативные : развитие умения сотрудничества с учителем и одноклассниками, оценивание действий партнёров по работе; работа в группах.

Ход урока.

Организационный момент.

Прозвенел звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети,
Обо всем хотят знать на свете.
С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроках не скучать,
А работать, читать и писать!

Актуализация знаний.

Орфографическая минутка.

Вспомните, ребята, что такое орфограмма. (Это написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу). Какие орфограммы вы знаете? (ответы детей)

Посмотрите на слова и определите, какую орфограмму мы будем повторять? Коллективная работа. (слайд 3)

Сапо..ки, берё..ка, ло..кий, доро..ка, жира.., пиро.., ло..ка.

Вставьте пропущенную букву. Подбор проверочного слова.

Какая это орфограмма? Как проверить парный согласный?

(ответы детей). Запись у доски с проверочным словом.

2. Индивидуальная работа. ( в это же время)

(4 ученика работают на ноутбуках)

Программа « Отличник».

Вид упражнения: «Парные согласные в слабой позиции».


Самоопределение к деятельности.

(слайд 4)

На какие группы можно разделить эти слова?

Машина, красный, ель, едет, зелёная, растёт, карандаш, пишет.

Какие части речи вы ещё знаете? (местоимение, частица, предлог и т.д.)

Какие части речи мы сегодня продолжим учиться распознавать?

(Мы будем учиться распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения, предлоги и т.д.)

Работ по теме урока.

Работа по учебнику стр.3. Работа в парах.

Прочитайте правила. Задайте друг другу вопросы.

(проверка работы пар) Составление рассказа о каждой части речи.

А теперь проверим, как вы запомнили правила и можете ли их применить.

(слайд 5)

Работа над стихотворением «Веселая грамматика».

Существительное — школа. Просыпается — глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл.
Встали мы — местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.

Закрепление изученного материала.

Записи в тетради:

(слайд 6)

Физминутка.

Закрепление изученного.

Игра « Помоги Незнайке собрать правило». (слайд 7)

Работа в группах.

Ребята, Незнайка узнал, что мы изучаем тему « Части речи». В сказочной школе они тоже изучают эту тему. Он составил правила, но так спешил к нам на урок, что рассыпал их все. Давайте, поможем ему их снова собрать.

(Группам раздаются части правил. Каждая группа собирает своё правило.) Выступление каждой группы.

Самостоятельная работа с ученическими ноутбуками.

Работа по « Электронному приложению к учебнику «Русский язык 3 класс» В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого.

А) Игра « Найди место».

Установить соответствие между словом и вопросом, на который оно отвечает.

Б) Игра «Распредели слова по корзинам».

В) Игра « Найди лишнее слово».

Рефлексия.

Какое задание Вам понравилось больше всего?

Какое задание вызвало у вас затруднения?

Кому потребовалась помощь учителя и товарищей?

Перед вами смайлики настроения. (слайд 8)

Поднимите тот смайлик, который соответствует вашему настроению и степени понимания сегодняшнего материала.

Подведение итогов урока.

Какие части речи мы сегодня учились распознавать?

Всех благодарю за урок.

Используемая литература:

Программа « Отличник» установлена на всех ученических ноутбуках.

Электронное приложение к учебнику русский язык 3 класс. В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого.

Все части речи в русском языке делятся на две большие категории – самостоятельные и служебные, при этом междометие не входит ни в одну из этих категорий и считается особой частью речи. Чтобы понять, какую роль играют служебные части речи в русском языке и какое назначение они имеют, ученики 3 класса должны уделить этой теме достаточно внимания. Нужно осознавать, что они совершенно необходимы в системе языка, которая без них была бы неполной.

Функции и назначение служебных частей речи

Слова данной категории достаточно просто выделить по очень важному признаку – у них отсутствует собственное значение, то есть они ничего не называют, ни на что не указывают и так далее. Но без их участие были бы невозможны отношения между самостоятельными частями речи, так как служебные как раз их и выражают. Таким образом, их основная функция – это связывать слова с самостоятельным значением между собой – как по смыслу, так и грамматически.

Как и самостоятельные части речи, служебные имеют определенные правила правописания.

Чтобы понять, о чем идет речь, необходимо изучить таблицу служебных частей речи, представленную ниже:

Название служебной части речи

Для чего нужна

Роль в предложении

Грамматические признаки

Для того, чтобы части словосочетания или предложения соединялись между собой

Для того, чтобы связывать между собой составляющие части сложного предложения или словосочетания

Неизменяемое, нет непостоянных морфологических признаков

Они добавляют в устную и письменную речь эмоциональные оттенки

Неизменяемое, нет непостоянных морфологических признаков

Связь между самостоятельными частями речи, которая выражается с помощью предлогов, имеет подчинительный характер. Необходимо понимать, что к служебной части речи нельзя поставить вопрос, также она не является членом предложения

Как сделать разбор служебной части речи

Чтобы понять, в чем состоит языковая роль каждой из служебных частей речи, их сходство и различия, необходимо рассмотреть примеры разбора каждой из них. Без контекста это невозможно, так что возьмем предложение, в котором есть все части речи из служебной категории:

Ваня отправился на гору, хотя и не представлял, что его там ожидает.

В нем использованы предлог на , частица не и союз что .

На – служебная часть речи, не изменяющаяся и служащая для создания подчинительной связи между словами отправиться и гора. Благодаря ему можно установить тип этой связи – управление. Роли в предложении не играет, при разборе объединяется с существительным в винительном падеже.

Частица не – придает глаголу представлял отрицательный оттенок, неизменяемая часть речи без самостоятельной роли в предложении.

Частица “не” входит в первую сотню слов, использующихся русском языке чаще всего. Надо сказать, что и многие другие основные позиции в данном рейтинге занимают как раз служебные части речи.

Что – союз, который создает подчинительную связь между двумя частями сложного предложения, при этом самостоятельной роли у него нет, неизменяемое.

Что мы узнали?

В русском языке есть такая категория частей речи, как служебные. Они характеризуются тем, что не имеют собственного значения, но при этом помогают выражать отношения между самостоятельными частями речи. Всего их три – это предлог, союз и частица, у каждой – своя роль. Они объединяются тем, что не имеют роли в предложении и непостоянных морфологических признаков, не изменяются, а разделяются по функциям.

Часть речи (лат. pars orationis ) - категория единицы языка, которая определяется синтаксическими и морфологическими признаками. Согласно этим признакам, существуют разные классификации частей речи в разных языках мира. частью речи можно назвать группу слов, которая имеет:

  1. Одно грамматическое значение и общий набор морфологических признаков ;
  2. Одно общее лексическое значение ;
  3. Одни выполняемые синтаксические функции .

В разных языках мира части речи делятся на категорию имен, которая противопоставляется глаголу, а они вместе противопоставляются различным служебным частям речи. Но это деление является прежде всего условным.

Признаки классификации частей речи в русском языке.

Признаки классификации - это признаки, которые определяют принципы классификации частей речи в русском языке. Существует четыре таких признака в русском языке:

  • Семантический - этот признак определяет общее значение части речи (например, глагол имеет значение действия)
  • Синтаксический - это признак , который определяет роль части речи в предложении (например, глагол чаще всего выступает сказуемым).
  • Морфологический - это полный набор форм и парадигм слова, а также деление слов языка на изменяемые и неизменяемые.
  • Словообразовательный - этот признак характеризует набор моделей и средств словообразования той или иной части речи.

Виды частей речи в русском языке.

В русском языке есть десять основных частей речи :

Принципы классификации частей речи.

Все части речи в русском языке делятся на самостоятельные части речи и служебные части речи . Самостоятельные части речи - это части речи, которые имеют собственное значение (предметность, признак, действие, количество и др.). Служебные части речи - это слова, которые не имеют собственного значения, но служат для связки слов в предложениях, сравнения, противопоставления и других целей.

К самостоятельным частям речи относятся:

  • Имя существительное
  • Имя прилагательное
  • Имя числительное
  • Местоимение
  • Глагол
  • Наречие

К служебным частям речи в русском языке относятся:

  • Предлог
  • Частица

Таковы основные части речи в русском языке , каждую из которых мы рассмотрим и изучим отдельно.

Вспомните! Слова в русском языке делятся на большие группы - части речи . Каждая часть речи отвечает только на свои вопросы, имеет свои отличительные признаки, выполняет свою роль в предложении.

1. С какими частями речи вы уже познакомились на уроках русского языка? Приведите примеры этих частей речи. Найдите в списке ниже неизвестные вам части речи.

2. Прочитайте.

      Существительное - школа ,
      Просыпается - глагол.
      С прилагательным весёлый
      Новый школьный день пришёл.

      Встали мы - местоименье,
      Бьёт числительное семь .
      За ученье, без сомненья,
      Приниматься надо всем...
      (О. Высотская)

  • Какие части речи названы в стихотворении? Какие ещё части речи вам известны?
  • Выпишите из стихотворения 1-2 слова, которые относятся к данным частям речи.

Образец. Глагол: бьёт, ... .

      Имя существительное
      Местоимение
      Имя прилагательное
      Глагол
      Имя числительное
      Предлог

3. Прочитайте.

      Тихо гаснуть стали звёзды,
      И Звезда Звезде сказала:
      «Снилось мне, что этой ночью
      На Земле я побывала!..

      Вся в огнях и ярких блёстках
      Ёлка в зале том стояла ,
      А у ёлки на верхушке
      Гордым блеском я сияла!»
      (Б. Никонова)

  • В какой день мог присниться Звезде такой сон? А вам о чём напомнили эти строки?
  • Какими частями речи являются выделенные слова? По каким признакам вы их определили?
  • Спишите слова Звезды. Проверьте себя.

Вспомните! Чтобы узнать, какой частью речи является слово, надо поставить к нему вопрос и определить, что обозначает это слово.

Книга - это имя существительное, отвечает на вопрос что? , обозначает предмет .

Рисует - это глагол, отвечает на вопрос что делает? , обозначает действие предмета.

4. Прочитайте. Определите, какой частью речи является каждое слово.

  1. Горбатый, на, мост, четырёх, столбиках, стоит.
  2. Схоронился, с, клубок, пенёк, под, иголками.
  • Составьте из слов каждой группы предложение-загадку.
  • Запишите загадки и отгадки. Подчеркните в каждом предложении его основу.

5. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Я любуюсь ч..десной к..ртиной зимнего леса. См..листыми ш..шками украсились еловые ветки. Над ел..ю круж..лись клесты. Шустрые птички кривыми н..сами дост..вали из ш..шек с..мена.

  • Укажите над каждым словом первого предложения часть речи (см. Памятку 4).
  • Выберите любое предложение и разберите его устно по членам предложения. Подчеркните в нём главные члены.
  • Найдите в предложениях слова, которые не являются членами предложения. К какой части речи относятся эти слова?

6. Прочитайте.

На краю обрыва ст..яла берёза. На берёзе висело гр..чиное гнездо. Недавно там появились мал..н..кие гр..чата.

Однажды ноч..ю началась сильная буря. Она стала раскачивать берёзу из стор..ны в стор..ну.

Берёзе было трудно д..ржаться за край обрыва, но она не сдавалась. Берёза б..ролась не только за свою ж..знь, но и за ж..знь мал..н..ких гр..чат. Это придавало ей силы, и берёза устояла.

Всё кончилось х..рошо.

(В. Степанов)

  • Определите тему и главную мысль текста. Придумайте к тексту заголовок, в котором будет отражена главная мысль.
  • О чём самом главном говорится в каждой части? Озаглавьте каждую часть.
  • Объясните правописание слов с пропущенными буквами. Выпишите из текста трудные слова.
  • Запишите заголовок. Подготовьтесь к письму по памяти каждой части.

7. Рассмотрите рисунок. Определите его тему.

  • Что изображено на рисунке? Расскажите.
  • Составьте по рисунку рассказ. Подготовьтесь его рассказать. Запишите текст.
  • Определите, какие части речи вы употребили в своём тексте и с какой целью.

Прочитаем слова: звёздочки, первые, на, небо, засветились .

Определим части речи.

Звёздочки (что?) - имя сущ., первые (какие?) - имя прил., на - предлог, небо (что?) - имя сущ., засветились (что сделали?) - глагол.

Как слова становятся членами предложения? Какими они бывают членами предложения?

Если из слов составить предложение, то самостоятельные части речи иногда вместе со служебными будут являться членами предложения.

Звёздочки засветились .

У каждого слова в предложении своя роль.

О чём говорится в предложении? Что? - звёздочки - это подлежащее, подчёркиваем одной чертой. Что говорится о подлежащем? Звёздочки что сделали? - засветились - это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами.

Грамматическая основа предложения - это главные члены предложения, члены предложения, без которых оно существовать не может.

Можно использовать и другие слова, которые помогут более полно и точно описывать предметы и явления окружающей действительности.

Засветились на небе первые звёздочки.

В этом предложении есть второстепенные члены предложения - члены предложения, без которых оно может существовать.

Все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, называются второстепенными. Они поясняют, уточняют, дополняют, распространяют как главные, так и второстепенные члены.

Какое слово поясняет подлежащее? Звёздочки (какие?) первые.

Какое слово уточняет сказуемое? Засветились (где?) на небе.

В предложении 2 главных и 2 второстепенных члена предложения.

А частей речи -5.

Служебные части речи (предлоги и союзы) не считаются отдельно как члены предложения.

Выпишем из 1 и 2 предложений грамматическую основу и покажем графически, к подлежащему или к сказуемому относятся второстепенные члены.

Однажды я повстречал удивительную жабу. На голове у неё было белое пушистое перо. Настоящий жабий король! (Н. Сладков)

Я повстречал - основа предложения. Я - подлежащее, повстречал - сказуемое.

Повстречал (когда?) однажды Повстречал (кого?) жабу , второстепенный член относится к сказуемому.

Жабу (какую?) удивительную , второстепенный член относится к другому второстепенному члену.

Было перо - основа предложения. Перо - подлежащее, было - сказуемое.

Перо (какое?) белое, пушистое , второстепенные члены относятся к подлежащему. Было (где? на чём?) на голове , второстепенный член относится к сказуемому.

Было (у кого?) у неё , второстепенный член относится к сказуемому.

Вам интересно узнать, откуда это непонятное и даже сказочное украшение? Рядом был курятник. Из него жаба и выползла. Там и прилипло к её голове пушистое куриное пёрышко .

Достаточно ли двух слов, чтобы понять смысл предложения?

Блеснула молния. Прокатился гром. Хлынул дождь.

Мы понимаем смысл этих предложений. В них говорится о молнии, о громе, о дожде . Это подлежащие, выражены именами существительными. Блеснула, прокатился, хлынул - это сказуемые, выражены глаголами. Это нераспространённые предложения.

Предложение, которое состоит только из главных членов, называется нераспространённым.

Можно передать информацию более точно, подробно, выразительно. Предложения, в которых, кроме главных членов, есть второстепенные, называется распространённым.

Распространите предложения, пользуясь схемами.

Над лесом блеснула яркая молния.

Молния (какая?) яркая

Блеснула (где? над чем?) над лесом , второстепенный член относится к сказуемому, выражен именем существительным с предлогом.

Прокатился отдалённый гром.

Гром (какой?) отдалённый , второстепенный член относится к подлежащему, выражен именем прилагательным.

Над нами хлынул проливной дождь.

Дождь (какой?) проливной , второстепенный член относится к подлежащему, выражен именем прилагательным.

Хлынул (над кем? где?) над нами , второстепенный член относится к сказуемому, выражен местоимением с предлогом. (см. Рис. 2)

Рис. 2. Распространённые предложения

Определите, какие предложения являются нераспространёнными.

Завяли травы. Лето миновало. Лесные тропы осень замела. (М. Исаковский)

Завяли травы. Лето миновало.

1 и 2 предложения нераспространённые, так как в них есть только главные члены.

Что?- травы , что сделали? - завяли . Это подлежащее и сказуемое.

Что?- лето , что сделало?- миновало . Это подлежащее и сказуемое.

Лесные тропы осень замела.

3 предложение распространённое, так как в нём есть второстепенные члены.

Что?- осень , что сделала? - замела . Это главные члены.

Замела (что?) тропы , тропы (какие?) лесные. Это второстепенные члены.

Прочитай, какие предложения здесь написаны?

По схеме мы видим, что в 1 предложении два второстепенных члена: на крыльях, лебединых.

Во 2 предложении один второстепенный член: в лесу .

В 3 предложении один второстепенный член: в ручьях .

В 4 предложении два второстепенных члена: свежий, в ветвях.

Вот какие можно составить предложения по схемам.

Прилетела Весна на лебединых крыльях. В лесу снег рушится. Льдинки в ручьях позванивают. В ветвях свежий ветер посвистывает. (По В. Бианки)

Какими частями речи выражены члены первого предложения?

Прилетела Весна на лебединых крыльях.

Прилетела - глагол, Весна - имя сущ., на - предлог, лебединых - имя прил., крыльях - имя сущ.

Составьте схему предложения. Начните свою работу с главных членов.

Ветер занёс под берёзу маленькое семечко.

Что мы можем рассказать про предложение.

Предложение

по цели: повествовательное, вопросительное, побудительное;

по интонации: восклицательное, невосклицательное;

по наличию второстепенных членов: распространённое, нераспространённое;

по составу: простое, сложное.

Это предложение по цели высказывания повествовательное , по интонации невосклицательное.

В предложении говорится (о чём?) о ветре. Ветер - это подлежащее, выражено именем существительным.

Ветер (что сделал?) занёс. Занёс - это сказуемое, выражено глаголом.

Так как, кроме главных, есть другие члены, - предложение распространённое.

Занёс (куда?) под берёзу , второстепенный член поясняет сказуемое, выражен существительным с предлогом.

Занёс (что?) семечко , второстепенный член поясняет сказуемое, выражен существительным.

Семечко (какое?) маленькое , второстепенный член поясняет другой второстепенный член, выражен именем прилагательным.

В предложении одна основа, поэтому оно простое. (см. Рис.3)

Рис. 3. Разбор предложения

Не смешивайте эти понятия.

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз.

Члены предложения: (подлежащее и сказуемое) главные члены, второстепенные члены.

Части речи - группы слов, которые различаются по тому, на какой вопрос слова отвечают, что они обозначают, как могут изменяться.

Члены предложения - самостоятельные части речи (иногда со служебными) в составе предложения.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. School-collection.edu.ru ().
  3. Oldskola1.narod.ru ().
  4. Oldskola1.narod.ru ().
  • Прочитай текст. Определи части речи. Какой части речи нет в тексте? Обведи кружком номер правильного ответа.

1) Им. сущ.

2) Им. прил.

4) Им. числ.

Для сбора килограмма мёда пчела-труженица делает до ста пятидесяти вылетов. За один медосбор пчелиный рой пролетает расстояние, равное расстоянию от Земли до Луны.

Из журнала «Юный натуралист».

  • Реши, на какие три группы можно разделить эти слова. Дай краткое название каждой группе: 1)…..; 2)…..; 3)…… Надпиши над словом номер той группы, в которую оно входит.

Веселье, весёлый, повеселился;

прогулка, прогулочный, гулял;

труд, трудовой, потрудился;

смех, смешной, засмеялся.

  • Прочитай стихотворение. Обозначь знакомые тебе части речи. Кратко напиши, каких самостоятельных частей речи нет в стихотворении.

Снег сено запорошил

Сквозь щели под потолком.

Я сено разворошил

И встретился с мотыльком.

Мотылёк, мотылёк

От смерти себя сберёг,

Забравшись на сеновал,

Выжил, зазимовал.

Статьи по теме